За многолетний опыт вкладчика дважды сталкивался с требованиями банков давать пояснения по своим финансовым операциям.
Первый самый безобидный случай: Совкомбанк. При закрытии по сроку вклада размером АСВ, было затребовано объяснение по происхождению внесенных, в свое время, средств на счет банка. Отделался написанной от руки бумажкой, что средства являются семейными сбережениями. Вопрос был исчерпан.
Второй случай заставил создать эту тему. Банк Эксперт. Клиентом являюсь несколько лет. Неоднократно открывались и закрывались (по сроку) крупные вклады. Последнее время в основном пользуюсь картой, которая позволять снимать валюту в чужих банкоматах по курсу ЦБ. Использую эту функцию для диверсификации своих сбережений с минимальными потерями на конвертацию.
После очередного пополнения карты - звонок из банка, с последующим письмом на электронку:
Уважаемый Иван Иванович!
В целях соблюдения действующего законодательства и требований нормативных актов Банка России в
рамках исполнения Федерального закона от 07.08.2001 г. No 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее Закон No115-ФЗ) АО "Эксперт Банк" просит Вас в срок до 23.01.2017, представить:
•Копии документов, позволяющие осуществлять операции в данных объемах, подтверждающие систематические взносы денежных средств в наличной форме на текущий счет (справка Ф-2НДФЛ, либо другие документы);
Документы необходимо представить в виде копий, заверенных подписью лица, имеющего право первой
подписи, и печатью через операционное подразделение (либо по системе дистанционного обслуживания «Faktura.ru») с указанием контактного лица и телефона.
Вслучае не представления документов по запросу, Банк оставляет за собой право отказать в проведении операций по системе дистанционного банковского обслуживания, документы будут приниматься на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или применить право Банка отказать в выполнении дальнейших распоряжений о совершении операций по счету до момента
представления запрашиваемых документов и информации (на основании п. 11 статьи 7 Закона No115-ФЗ).
Разговор по телефону с автором письма - главным специалистом Службы финансового мониторинга АО "ЭКСПЕРТ БАНК" выкосил на по вал. За дословность не отвечаю, но фразы были следующие:
- Добрый день! Я клиент вашего банка. Вы запрашиваете у меня НДФЛ-2, вас что интересует размер моих доходов?
- Нас не интересуют Ваши доходы... Но вот средняя зарплата по нашему городу такая-то, а Вы вот вносили такие-то суммы... И валюту ещё покупаете...
- И что??? У меня хорошая зарплата (называю сумму и организацию где работаю) могу себе позволить. А валюту, да покупаю: для этого и брал вашу карту.
- ... а здесь, вот, Вы, еще вносили очень крупную сумму - это больше чем ваша зарплата за год...
- Ну, знаете... У меня закончился вклад в другом банке и я переложился в ваш. Это криминал?
- Тогда предоставьте нам выписку из того банка...
В общем, не буду, уважаемые форумчане, вас утомлять подробностями этой интеллектуальной беседы. Сказал этой специалистке, что документы подвезу. Но осадок какой-то у меня нехороший остался. Вопрос возник. Какие вообще полномочия есть у банков в отношении клиентов? Например, какие аргументы они должны использовать при запросе документов: фразы типа "нам кажется", "мы считаем","средняя зарплата по нашему городу" и т.д. наверное на это не тянут. Если же аргументы будут обоснованы, то какие документы они вправе требовать?
Первый самый безобидный случай: Совкомбанк. При закрытии по сроку вклада размером АСВ, было затребовано объяснение по происхождению внесенных, в свое время, средств на счет банка. Отделался написанной от руки бумажкой, что средства являются семейными сбережениями. Вопрос был исчерпан.
Второй случай заставил создать эту тему. Банк Эксперт. Клиентом являюсь несколько лет. Неоднократно открывались и закрывались (по сроку) крупные вклады. Последнее время в основном пользуюсь картой, которая позволять снимать валюту в чужих банкоматах по курсу ЦБ. Использую эту функцию для диверсификации своих сбережений с минимальными потерями на конвертацию.
После очередного пополнения карты - звонок из банка, с последующим письмом на электронку:
Уважаемый Иван Иванович!
В целях соблюдения действующего законодательства и требований нормативных актов Банка России в
рамках исполнения Федерального закона от 07.08.2001 г. No 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее Закон No115-ФЗ) АО "Эксперт Банк" просит Вас в срок до 23.01.2017, представить:
•Копии документов, позволяющие осуществлять операции в данных объемах, подтверждающие систематические взносы денежных средств в наличной форме на текущий счет (справка Ф-2НДФЛ, либо другие документы);
Документы необходимо представить в виде копий, заверенных подписью лица, имеющего право первой
подписи, и печатью через операционное подразделение (либо по системе дистанционного обслуживания «Faktura.ru») с указанием контактного лица и телефона.
Вслучае не представления документов по запросу, Банк оставляет за собой право отказать в проведении операций по системе дистанционного банковского обслуживания, документы будут приниматься на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или применить право Банка отказать в выполнении дальнейших распоряжений о совершении операций по счету до момента
представления запрашиваемых документов и информации (на основании п. 11 статьи 7 Закона No115-ФЗ).
Разговор по телефону с автором письма - главным специалистом Службы финансового мониторинга АО "ЭКСПЕРТ БАНК" выкосил на по вал. За дословность не отвечаю, но фразы были следующие:
- Добрый день! Я клиент вашего банка. Вы запрашиваете у меня НДФЛ-2, вас что интересует размер моих доходов?
- Нас не интересуют Ваши доходы... Но вот средняя зарплата по нашему городу такая-то, а Вы вот вносили такие-то суммы... И валюту ещё покупаете...
- И что??? У меня хорошая зарплата (называю сумму и организацию где работаю) могу себе позволить. А валюту, да покупаю: для этого и брал вашу карту.
- ... а здесь, вот, Вы, еще вносили очень крупную сумму - это больше чем ваша зарплата за год...
- Ну, знаете... У меня закончился вклад в другом банке и я переложился в ваш. Это криминал?
- Тогда предоставьте нам выписку из того банка...
В общем, не буду, уважаемые форумчане, вас утомлять подробностями этой интеллектуальной беседы. Сказал этой специалистке, что документы подвезу. Но осадок какой-то у меня нехороший остался. Вопрос возник. Какие вообще полномочия есть у банков в отношении клиентов? Например, какие аргументы они должны использовать при запросе документов: фразы типа "нам кажется", "мы считаем","средняя зарплата по нашему городу" и т.д. наверное на это не тянут. Если же аргументы будут обоснованы, то какие документы они вправе требовать?