Заключён договор банковского счёта, согласно которому банк взимает комиссии согласно Тарифам. На момент заключения договора в Тарифах имелся раздел 1.1 - Расчётное обслуживание банковских счетов. Пункт 1.1.10 этого раздела гласил: "Зачисление денежных средств на счёт - бесплатно". Через некоторое время Тарифы были изменены. Из раздела 1.1 (Расчётное обслуживание банковских счетов) пункт о стоимости услуги по зачислению (была бесплатной) исчез совсем. Зато где-то там дальше появился новый раздел 1.5 (Безналичное зачисление денежных средств на текущие счета и счета по вкладам). И в нём всё очень не бесплатно. Нарвался на 13 тыс. рублей комиссии за зачисление на свой банковский счёт именно по разделу 1.5 Тарифов. Но у меня договор "банковского" счёта, а не "текущего". В договоре же про "текущий" счёт ничего не написано. В законодательстве понятие "текущего счёта" я не нашёл. Банковский "сленг", а также Положения ЦБ (типа 222-П) на момент "ограбления" я не знал и знать не обязан. Нет ли здесь судебной перспективы вернуть комиссию?
Вообще, как я понял, стандартный путь при оспаривании в суде одностороннего изменения банками тарифов - это обращение к п.2 ст. 310 ГК РФ (запрет на включение в договор с физлицами пункта о возможности одностороннего изменения условий обязательства). Хочется понять, есть ли смысл какие-то другие аргументы (типа изложенных выше) добавлять?
predator67пишет: Они все банковские. И текущий,и лицевой,и даже расчетный X
Я же не знаю, текущий у меня счёт, лицевой или расчётный? В договоре нет ничего об этом. Есть вроде бы исчерпывающий раздел Тарифов - "Расчётное обслуживание банковских счетов". В нём не предусмотрена оплата за зачисление. Появился какой-то новый раздел, касающийся каких-то счетов, не упомянутых в договоре.
На мой взгляд такие тарифы не предоставляют "необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора". Интересно мнение юристов.
sidseven7пишет: Зачисление денег на счет - это обязанность банка. За свои обязанности банк не имеет права брать плату
А вот насчёт этого попрошу поподробнее... Многие так пишут, но какой-то судебной практики обнаружить не удалось.
Цитата
ГК РФ Статья 851. Оплата расходов банка на совершение операций по счету
1. В случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.
Деньги, с которыми производится процедура "зачисления", на счету не находятся. Они там появляются по итогам операции (зачисления). Вроде бы, нельзя за это взимать плату. Но, повторюсь, не нашёл таких аргументов в изученной части судебной практики.
sidseven7пишет: Зачисление денег на счет - это обязанность банка. За свои обязанности банк не имеет права брать плату.
Исполнить поручение клиента тоже обязанность банка (при наличии денег на счете), но за это почти все банки берут плату. За зачисление на счет берут плату многие. Все нарушают закон?
701013пишет: Но, повторюсь, не нашёл таких аргументов в изученной части судебной практики.
А зачем вам чужая практика, чтобы формулировать свои мысли? Идите и делайте практику.
Цитата
Sergey7пишет: Исполнить поручение клиента тоже обязанность банка (при наличии денег на счете), но за это почти все банки берут плату. За зачисление на счет берут плату многие. Все нарушают закон?
Выполняя поручение клиента, банк оказывает клиенту услугу и за это берет деньги. Когда банк зачисляет деньги на счет, никаких поручений клиента банк не выполняет и не может брать с него деньги. Услугу по переводу денег уже оказал другой банк отправителю, по своим тарифам.
sidseven7пишет: Выполняя поручение клиента, банк оказывает клиенту услугу и за это берет деньги. Когда банк зачисляет деньги на счет, никаких поручений клиента банк не выполняет и не может брать с него деньги. Услугу по переводу денег уже оказал другой банк отправителю, по своим тарифам.
Звучит логично. Но не вижу под этим никаких правовых оснований. ИМХО в данном случае всё регулируется договором и нет закона, запрещающего брать комиссию за зачисление денег. И это довольно распространенная практика как для юр.лиц, так и для физиков (в части физиков она часто бывает завязана на "отлёжку" поступивших безналом денег).
sidseven7пишет: Выполняя поручение клиента, банк оказывает клиенту услугу и за это берет деньги. Когда банк зачисляет деньги на счет, никаких поручений клиента банк не выполняет и не может брать с него деньги.
Мало того, зачисление поступающих на счёт денег это не отдельная банковская услуга как таковая. Если внимательно посмотреть - то среди перечня банковских услуг таковой нет (ст.5 Закона "О банках и банковской деятельности"). Нет его и в списке банковских услуг, которые включаются в лицензию, выдаваемую банку. Зачисление на счёт - это обязанность банка, исполнение расчётного документа, поступившего из РКЦ Банка России. Как бы это сказать помягче... Центробанк очень не любит, когда банки не исполняют документы (или исполняют их излишне творчески), поступившие от его, регулятора структурных подразделений. На то, что зачисление поступающих платежей это обязанность банка впрямую указывает ст. 849 ГК. Выглядит неуместным, что банк будет взимать с клиента комиссию за исполнение собственной заонной обязанности. Мало того, среди всех действий, которые банк совершает, зачисление поступающих платежей на счёт находится вообще-вообще особняком, и не похоже ни на одну из других услуг. В частности, согласно легендарному 115-ФЗ зачисление поступающих платежей - это единственное, что банк обязан делать даже в случае, если счёт подвергся блокировке на основании критериев ПОД/ФТ.
@.
Против лома есть приём - грабли с длинным черенком! Неправда, что деньги находят в капусте. Их берут в банке!
@mikeпишет: На то, что зачисление поступающих платежей это обязанность банка впрямую указывает ст. 849 ГК. Выглядит неуместным, что банк будет взимать с клиента комиссию за исполнение собственной законной обязанности.
Почему "выглядит неуместным"? Законные обязанности часто выполняются на возмездной основе. Та же статья 849 ГК прямо указывает, что перечисление со счёта по распоряжению клиента - это обязанность банка. Законность комиссий за перечисление вроде бы не оспаривается.
Цитата
@mikeпишет: Мало того, зачисление поступающих на счёт денег это не отдельная банковская услуга как таковая. Если внимательно посмотреть - то среди перечня банковских услуг таковой нет (ст.5 Закона "О банках и банковской деятельности"). Нет его и в списке банковских услуг, которые включаются в лицензию, выдаваемую банку.
А вот это интересное наблюдение. Изучу этот аспект повнимательнее.
Однако, хотелось бы найти хоть какие-то судебные решения на тему незаконности комиссий за зачисление на банковский счёт.
701013пишет: перечисление со счёта по распоряжению клиента - это обязанность банка.
Клиент заказал услугу перевода денег и выразил своё согласие оплатить оказанную услугу. При переводе извне сюда инициатором услуги является клиент стороннего банка, там он выразил согласие с условиями оказания услуги и там же он оплатил стоимость этой услуги.
В валютных переводах SWIFT эта опция более явно отрегулирована. В поле, описывающем расчёт комиссий за перевод, можно указать значения BEN, SHA или OUR. В зависимости от того, что выбрано, комиссия за перевод будет взыскана с суммы на стороне получателя, будет разделена между отправителем и получателем сообразно аппетитам банков-посредников перевода или же будет полностью переложена на отправителя. Во внутрироссийской практике переводов такого нет, то есть клиенту при переводе не предоставлена возможность выбора. Технически устроено так, что стоимость обработки платёжного поручения оплачивает банк-отправитель платежа, что и обосновывает взимание комиссии с отправителя - банк (с какой-то долей своей накрутки) переносит затраты на платёж на клиента. На стороне получателя платежа банк не несёт дополнительных затрат, связанных с приёмом безналичного платежа, поступившего из другого банка.
@.
Против лома есть приём - грабли с длинным черенком! Неправда, что деньги находят в капусте. Их берут в банке!
Только суд, в том числе и в остальных случаях, может оценить, правомерны ли комиссии.
Там же, да и не только там, можно найти следующее мнение судей:
Цитата
что банк имеет право на получение отдельного вознаграждения в том случае, если оно установлено за оказание клиенту самостоятельной услуги. То есть такой, которая создаёт для заёмщика какое-либо дополнительное благо.
В связи с этим возникает вопрос по упомянутой выше статье 849 ГК:
Цитата
Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.
Соответственно, ведение ссудного счета - обязанность банка, но не перед заемщиком, а перед Банком России, которая возникает в силу закона.
Если выполненная банком обязанность по зачислению является обязанностью перед Банком России, то, на мой взгляд, "дополнительное благо" услуга по зачислению получателю не создаёт. Помню где-то в конце прошлого века, когда обслуживал своё юрлицо у друзей, можно было позвонить управляющему и попросить зачислить пришедшие деньги, скажем, не сегодня, а завтра (иногда это важно). И банк шёл навстречу. А потом ситуация изменилась, мне сказали, что теперь "прямые расчёты", и банк с пришедшей суммой ничего не может сделать, кроме как немедленно зачислить на счёт. То есть, всё выглядит так, что зачисление - это обязанность перед Банком России, клиенту "дополнительное благо" зачислением не создаётся, комиссию брать за зачисление не законно. Осталось какие-то методички ЦБ раскопать на эту тему.
701013пишет: клиенту "дополнительное благо" зачислением не создаётся,
Комиссия есть плата за услугу. Услуга есть такая фенька,что создает дополнительное благо. Хороший аналог,на мой взгляд, это входящие мобильные звонки. За которые,как известно,операторы не имеют права взимать плату,ибо звонят же вам,то есть,вы никакой своей инициативы не проявляете,и никаких благ себе не ищите..
predator67пишет: Хороший аналог,на мой взгляд, это входящие мобильные звонки. За которые,как известно,операторы не имеют права взимать плату,ибо звонят же вам,то есть,вы никакой своей инициативы не проявляете,и никаких благ себе не ищите..
Как раз вчера думал про эту аналогию. Но обнаружил, что входящие звонки стали бесплатными только после изменения ФЗ "О связи" в 2006-ом. Да и то там есть нюансы, связанные с роумингом. В общем, думаю, что так себе аналогия без соответствующего изменения ФЗ "О банках и банковской деятельности", которого скорее всего не предвидится...
701013пишет: Но обнаружил, что входящие звонки стали бесплатными только после изменения ФЗ "О связи" в 2006-ом.
Так изменения внесли черт знает когда. И эти изменения-лишь дань очевидному : С какого пирога человек должен платить за чужую инициативу? Получается ведь полная ерундистика : человек отправляет вам перевод. Банк не имеет права его не зачислить,но берет за это бабло. Таким образом мы имеем дело практически с насильственным взиманием с вас денег. Потому что пока перевод на ваш счет не поступил,вы и понятия не имеете,что он пришел. А когда поступил, банк уже содрал с вас комиссию. А если допустить, что я не желаю получать перевод? Мало ли ситуаций в жизни. Может, из гордости или неприязни к плательщику. Вот не желаю,и все. Я все равно должен платить комиссию? В ситуации с мобильником я хоть трубку могу не брать. То есть,хоть какое то действие могу не совершить,тем самым не попадая на деньги в роуминге. А в случае с банком от меня вообще ничего не зависит.
predator67пишет: Получается ведь полная ерундистика : человек отправляет вам перевод. Банк не имеет права его не зачислить,но берет за это бабло. Таким образом мы имеем дело практически с насильственным взиманием с вас денег. Потому что пока перевод на ваш счет не поступил,вы и понятия не имеете,что он пришел. А когда поступил, банк уже содрал с вас комиссию.
Открываем 383-П п. 5.1 При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика - физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика. То есть услугу оказывает банк плательщика своему клиенту. И услуга считается оказанной только когда средства оказались у получателя. Зачислить средства на счет банк получателя средств обязан как участник системы.
sidseven7пишет: То есть услугу оказывает банк плательщика своему клиенту. И услуга считается оказанной только когда средства оказались у получателя
Оказались у получателя или на корр-счете банка получателя? Если в платежке были неправильно указаны реквизиты получателя и по этой причине деньги вернулись, то какую ответственность несет банк-отправитель? Он услугу оказал, комиссию списал, ему можно что-то предъявить?
Klashaпишет: Если в платежке были неправильно указаны реквизиты получателя и по этой причине деньги вернулись, то какую ответственность несет банк-отправитель?
Хороший вопрос. ИМХО такие переводы должны осуществляться по отдельной тарификации. То есть комиссия может быть такая же как и обычный перевод, но в тарифах должно быть прописано, что перевод по неверным реквизитам стоит столько-то. В противном случае комиссия незаконна.