Форум

Обработка персональных данных


  • 1
Некоторые банки предусматривают подачу предварительной заявки на кредит через интернет-сайт банка. В частности "Тинькофф Банк" предлагает заполнить такую заявку на сайте банка. При заполнении заявки на кредит на сайте "Тинькофф Банк" указываются следующие персональные данные:
1. ФИО
2. Дата рождения
3. Место рождения
4. Номер паспорта, кем выдан, код подразделения, дата выдачи паспорта
5. Адрес постоянной регистрации
6. Адрес фактического проживания
7. Номер мобильного телефона
и т.д.
Далее заявитель соглашается с "условиями передачи информации", содержание которых следующее:

Цитата

Я даю согласие Банку на обработку всех моих персональных данных, указанных в заявке, любыми способами, в том числе третьими лицами, в том числе воспроизведение, электронное копирование, обезличивание, блокирование, уничтожение, а также вышеуказанную обработку иных моих персональных данных, полученных в результате их обработки, с целью....


Далее "Тинькофф Банк", получив персональные данные с сайта производит обработку этих данных и передачу этих данных в бюро кредитных историй. Заявка на кредит подается через интернет-сайт банка заочно, паспорт не предъявляется, подлинность паспорта не проверяется и фото на паспорте с реальным "фейсом" не сверяется. Как тогда удостоверяется личность заявителя? Получается, что никак. То есть "Тинькофф Банк"действует незаконно?

Пытался вести диалог с "Тинькофф Банком" в разделе "Обсуждение банков" - бесполезно, представитель Тинькофф Банка утверждает что все законно.

Вот мой случай: Получил в бюро кредитных историй сведения о моей кредитной истории и увидел, что неустановленное лицо-мошенник подало от моего имени заявку на кредит в Тинькофф Банк, незаконно указав мои персональные данные и указав что дает согласие на обработку этих персональных данных.
Далее "Тинькофф Банк", получает эти данные, тоже незаконно - потому что я как субъект этих данных не давал свое согласие на их получение "Тинькофф Банком". И далее "Тинькофф Банк" обрабатывает незаконно полученные персональные данные и передает эти данные в бюро кредитных историй.

Как считают пользователи Форума, законны ли действия Тинькофф Банка и других банков, получающих персональные данные через свои интернет-сайты и далее обрабатыващих эти персональные данные и при этом не производя идентификацию личности ?
Изменено: chay_nik- 18.01.2018 21:08
 
Цитата
chay_nik пишет:
Как считают пользователи Форума, законны ли действия Тинькофф Банка и других банков, получающих персональные данные через свои интернет-сайты и далее обрабатывающих эти персональные данные и при этом не производя идентификацию личности?
Так банк, нотариусы и суды идентифицируют личность по предъявленным персональным данным, указанным в документах, удостоверяющих личность, в подтверждение которых не обязаны производить их экспертизу и экспертизу подписи заявителя.
Предотвращение признания сделки с недвижимостью недействительной зависит от понимания приобретателя недвижимости, насколько важно перед заключением сделки установить все максимально возможные сведения, являющиеся основанием признания её недействительной!
 
Цитата
Леонид Николаевич пишет:
Цитата

chay_nikпишет:
Как считают пользователи Форума, законны ли действия Тинькофф Банка и других банков, получающих персональные данные через свои интернет-сайты и далее обрабатывающих эти персональные данные и при этом не производя идентификацию личности?
Так банк, нотариусы и суды идентифицируют личность по предъявленным персональным данным, указанным в документах, удостоверяющих личность, в подтверждение которых не обязаны производить их экспертизу и экспертизу подписи заявителя.


Так если банк (в данном случае - Тинькофф) предлагает потенциальному заемщику заполнить предварительную заявку на кредит с указанием в этой заявке персональных данных, то при этом банк ВООБЩЕ НИКАК не удостоверяется в том, что заявку подал субъект персональных данных. Как же тогда банк производит обработку этих персональных данных? И где тут согласие субъекта персональных данных?
Изменено: chay_nik- 18.01.2018 21:22
 
Считаю, что в данном случае Тиньков (и остальные подобные банки) нарушает закон.
По поводу незаконного запроса вашей КИ вам следует обратиться в Банк России и Роскомнадзор с заявлениями о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Вопрос этот уже не раз поднимался на форуме в обсуждениях о получении согласия на запрос КИ в электронной форме.

Вася указывает персональные данные Пети, телефон Димы и кодом из СМС на телефон Димы якобы подписывает согласия от имени Пети. Это лишь видимость легитимного использования простой электронной подписи, поскольку СМС на телефон Димы никак не подтверждает личность Пети.

В ходе проведения административного расследования Роскомнадзор, в том числе, установит и законность получения ваших ПД.

Скажу больше, даже если ваши ПД банк обрабатывает законно, но запрос КИ сделан незаконно, то это тоже нарушает закон о ПД, проверено лично, могу дать ссылку с примером и документами от Роскомнадзора.
Изменено: tempur- 18.01.2018 21:57
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
chay_nik пишет:
И где тут согласие субъекта персональных данных?
Тогда докажите банку, что именно Вы, как субъект своих персональных данных, не давали своего согласия на их обработку.
Предотвращение признания сделки с недвижимостью недействительной зависит от понимания приобретателя недвижимости, насколько важно перед заключением сделки установить все максимально возможные сведения, являющиеся основанием признания её недействительной!
 
Леонид Николаевич, нет, доказывать наличие согласия, полученного в соответствии с законом, будет банк. Двух согласий. Двум надзорным органам. Субъект лишь укажет в заявлении, что его КИ получена и ПД переданы незаконно. Я несколько раз обращался по поводу незаконных запросов КИ в надзорные органы, нарушения закона всегда подтверждались Банком России и Роскомнадзором (Прокуратурой). Сканы документов тут публиковал.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
А применительно к Тинькову еще добавлю, что даже при заказе с его сайта дебетовой карты банк вынуждает дать согласие на запрос КИ. Я озвучил это на форуме на что представитель банка понес какую-то нелепицу. И подобным образом действует не только Тиньков.

Получал дебетовую карту от бывшего МДМ-Банка, после его слияния с Бинбанком тот залез в мою КИ в трех БКИ сразу. smile:evil:
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Вот одна из тем относительно получения согласия на запрос КИ в электронном виде: http://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=...TID=156135
и там есть ответ НБКИ
Цитата
В случае, если согласие берется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в этом случае , ЭП должна соответствовать требованиям 63 ФЗ. Согласно этому закону должно быть соглашение об использовании электронной подписи, скреплённое подписями с обеих сторон (живыми). Это соглашение + само согласие (распечатка, заверенная) и будет является достаточным.

И скан ответа Банка России, который считает возможным во избежание правовых рисков использовать именно квалифицированную электронную подпись.

Простая электронная подпись в том виде в котором её применяют банки и МФО это в 99% случаев фикция. Это понимают и БКИ и Банк России.

И еще темка http://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=...ID=5768970
Изменено: tempur- 18.01.2018 23:01
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
tempur пишет:
Вася указывает персональные данные Пети, телефон Димы и кодом из СМС на телефон Димы якобы подписывает согласия от имени Пети. Это лишь видимость легитимного использования простой электронной подписи, поскольку СМС на телефон Димы никак не подтверждает личность Пети.

Для этого как минимум Вася должен знать о Пете :
Цитата
chay_nik пишет:
1. ФИО
2. Дата рождения
3. Место рождения
4. Номер паспорта, кем выдан, код подразделения, дата выдачи паспорта
5. Адрес постоянной регистрации
6. Адрес фактического проживания
7. Номер мобильного телефона
и т.д.


Получая официальную государственную услугу на портале Госуслуги на том конце провода то же не задаются вопросом а действительно ли в личный кабинет входит Петя а не Вася.
Логин, пароль и в некоторых случаях дополнительное подтверждение СМС кода считается достаточным для подтверждения личности.
А предъявление, к примеру, паспорта так же не всегда является гарантией того, что личность предъявляющая данный документ соответствует данным указанным в этом документе smile:pardon:
 
Цитата
VVP пишет:
Получая официальную государственную услугу на портале Госуслуги на том конце провода то же не задаются вопросом а действительно ли в личный кабинет входит Петя а не Вася.

Задаются. Способы подтверждения личности при регистрации на сайте Госуслуг вполне себе конкретны.
Цитата
VVP пишет:
Логин, пароль и в некоторых случаях дополнительное подтверждение СМС кода считается достаточным для подтверждения личности.

При выполнении определенных условий. Тут эти условия не выполнены.
Цитата
VVP пишет:
А предъявление, к примеру, паспорта так же не всегда является гарантией того, что личность предъявляющая данный документ соответствует данным указанным в этом документе Рисунок

Это проблема из другой плоскости - использование подложного удостоверения личности.

Мы же обсуждаем иное - некорректное и незаконное применение простой электронной подписи там, где она вообще применяться не должна.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Кроме того, банк отказав в предоставлении кредита, обязан удалить Ваши ПД в течении трех дней.
 
Цитата
tempur пишет:
Мы же обсуждаем иное

Мы вообще обсуждаем возможно вымышленную историю. smile:shuffle:
Вполне вероятно, что топикстартер самостоятельно ввел все свои данные и дал свое согласие, а потом делает вид что он это не он smile:pardon:
Никаких доказательств того, что его персональные данные "украли" не предъявлено, да и кому это нужно если факта получения кредита по "подставным персональным данным" не было. Вполне возможно, что банк запрашивал информацию о кредитных способностях потенциального клиента на основании ПОЛНЫХ ДАННЫХ которые этот самый клиент ему и предоставил лично либо через партнеров.
Тем более, что автору не нужен факт разбора данной ситуации, ему нужен информационный шум вокруг банка, иначе бы он сообщил бы представителю банка свои ФИО и банк смог бы разобраться дать оценку данному случаю. А может быть он вообще выясняет слабые места безопасности Банка для того, что бы мошенническим способом оформить кредит на подставное лицо smile:crazy:
Вы сами идентифицировали автора как добропорядочного честного гражданина и можете подтвердить эту идентификацию? smile;)
 
Цитата
tempur пишет:
Вася указывает персональные данные Пети, телефон Димы и кодом из СМС на телефон Димы якобы подписывает согласия от имени Пети. Это лишь видимость легитимного использования простой электронной подписи, поскольку СМС на телефон Димы никак не подтверждает личность Пети.


Даже если Вася является добропорядочным заёмщиком и в интернет-заявке на кредит указывает свои персональные данные и свой номер мобильного телефона, например +79211234567, то и в этом случае код из СМС на телефон Васи тоже никак не подтверждает личность Васи. Потому что банк не имеет законной возможности достоверно определить что телефон +79211234567 принадлежит именно Васе.
В этом случае и близко нет простой электронной подписи.

Цитата

Из федерального закона "Об электронной подписи" N 63-ФЗ от 6.04.2011г.

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

 
Цитата
VVP пишет:
Мы вообще обсуждаем возможно вымышленную историю. Рисунок

Вы форум вообще читаете? Тут уже, наверное, сотни тем типа "обнаружил в своей КИ кредит/запрос, который не брал/санкционировал", особенно про МФО с онлайн-займами. У меня несколько коллег на работе обнаружили подобные займы в своей КИ, некоторые уже после "весточек" от ФССП. И я на 100% уверен, что это не они сами получили эти займы.

chay_nik, почитал вашу переписку с ПБ Тинькова - обращение в полицию бессмысленно и бесполезно - ущерба нет и дело не возбудят, тем более по статье "Мошенничество".

В Тинькове и других банках, принимающих заявки дистанционно, таким способом можно лишь подпортить запросами КИ человеку, поскольку даже при одобрении выдачи кредита/карты они все же проводят идентификацию заявителя при визите курьера/личном визите и все необходимое при этом подписывается на бумаге.
А вот в онлайн-МФО так и реальный займ вешают на владельца паспортных данных. Случаев таких тут описано масса.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
chay_nik пишет:
Потому что банк не имеет законной возможности достоверно определить что телефон +79211234567 принадлежит именно Васе.

1. Некоторые банки (например, Райффайзен) получают на бумаге согласие на получение сведений о владельце абонентского номера у оператора связи. Как именно они это используют и насколько это законно в соответствии с законом "О связи" не изучал.
2. При наличии должным образом составленного и подписанного сторонами соглашения об использовании простой электронной подписи не требуется определять принадлежность номера телефона конкретному лицу. Достаточно того, что конкретное идентифицированное лицо указало этот номер телефона в соглашении и подтвердило его живой подписью.

Но все вышесказанное к дистанционным банкам, конечно, не применимо, поскольку первая заявка идет от неидентифицированного заявителя и никаких соглашений об использовании простой электронной подписи между банком и заявителем не заключено. Соответственно, поэтому подписать простой электронной подписью согласие на запрос КИ и обработку ПД на тот момент без нарушения закона невозможно.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
tempur пишет:
1. Некоторые банки (например, Райффайзен) получают на бумаге согласие на получение сведений о владельце абонентского номера у оператора связи. Как именно они это используют и насколько это законно в соответствии с законом "О связи" не изучал..


Детально не изучал пока Закон "О связи", но предполагаю, что оператор связи просто так на такой запрос "Райффайзена" информацию не предоставит. Скорее всего, предварительно клиент "Райффайзена" должен дать на это свое письменное согласие оператору связи. По крайней мере полиция просто так получить сведения об абоненте мобильной связи от оператора мобильной связи официально не может - только с разрешения суда. Другое дело, что полиция использует неофициальные каналы получения информации, например через осведомителей или через связи в ФСБ и др. спецслужбах.


Цитата
tempur пишет:
2. При наличии должным образом составленного и подписанного сторонами соглашения об использовании простой электронной подписи не требуется определять принадлежность номера телефона конкретному лицу. Достаточно того, что конкретное идентифицированное лицо указало этот номер телефона в соглашении и подтвердило его живой подписью.



Именно так и должно быть. Для использования электронной подписи во взаимоотношениях между банком и клиентом, банк и клиент должны предварительно составить письменное соглашение об использовании электронной подписи и проставить на этом соглашении живые подписи клиента и представителя банка+печать банка. При этом банк должен однозначно идентифицировать клиента, например по паспорту. А как банк будет проверять паспорт на подлинность - это проблема банка: в простейшем случае может быть достаточно ультрафиолетовой лампы. Если банк считает, что УФ-лампы недостаточно, то процедура проверки паспорта может быть усложнена - например используется эксперт с микроскопом. В любом случае, риск неверной идентификации банк принимает на себя.

Цитата


Из закона "Об электронной подписи"
Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.



Цитата
tempur пишет:

Но все вышесказанное к дистанционным банкам, конечно, не применимо, поскольку первая заявка идет от неидентифицированного заявителя и никаких соглашений об использовании простой электронной подписи между банком и заявителем не заключено. Соответственно, поэтому подписать простой электронной подписью согласие на запрос КИ и обработку ПД на тот момент без нарушения закона невозможно.


Все верно.
Буду добиваться через надзорные органы запрета сбора персональных данных через интернет. В частности это касается всех банков, оформляющих через свои сайты кредитные заявки с персональными данными.
Изменено: chay_nik- 19.01.2018 08:41
 
Цитата
chay_nik пишет:
Буду добиваться через надзорные органы запрета сбора персональных данных через интернет.

Дело благое, могу только пожелать удачи и готов принять участие советами и личным опытом. Можно и не в публичном режиме.
Цитата
chay_nik пишет:
В частности это касается всех банков, оформляющих через свои сайты кредитные заявки с персональными данными.

Ну, если человек уже является клиентом банка и, соответственно, между ним и банком оформлены все необходимые документы, то не вижу препятствий в дистанционной подаче заявок. И если после подачи предварительной заявки, но до направления запроса в БКИ, требуется посетить отделение банка для подписания бумаг, то такой вариант подачи предварительной заявки тоже считаю допустимым.

В данный момент Роскомнадзор уже рассматривает мое заявление о незаконной обработке ПД банком Тинькофф, о результатах сообщу на форуме.
Изменено: tempur- 19.01.2018 08:50
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
tempur пишет:
А применительно к Тинькову еще добавлю, что даже при заказе с его сайта дебетовой карты банк вынуждает дать согласие на запрос КИ. Я озвучил это на форуме на что представитель банка понес какую-то нелепицу.

Нашел эту нелепицу:
Цитата
tempur пишет:
Заходим на сайт Тинькова и пытаемся заказать дебетовую карту и что же там?
Цитата

Условия передачи информации

Я даю согласие Банку на обработку всех моих персональных данных, указанных в заявке, любыми способами, в том числе третьими лицами, в том числе воспроизведение, электронное копирование, обезличивание, блокирование, уничтожение, а также вышеуказанную обработку иных моих персональных данных, полученных в результате их обработки, с целью:

заключения с Банком универсального договора;
выпуска, обслуживания банковских карт;
создания информационных систем персональных данных Банка;
страхования моей жизни/ здоровья/ имущества и иного страхования, осуществляемого при содействии Банка или в пользу Банка и/или в связи с заключением договора;
а также в любых других целях, прямо или косвенно связанных с выпуском и обслуживанием банковских карт и предложением иных продуктов Банка, и направления мне информации о новых продуктах и услугах Банка и/или его контрагентов.

Я даю согласие контрагентам Банка на обработку всех моих персональных данных, имеющихся в распоряжении/доступе Банка и/или контрагентов Банка, в том числе с целью информирования меня об услугах контрагентов, а также на обработку сведений об абонентах и оказываемым им услугам связи (в случае если контрагентом Банка является оператор связи) с целью проведения оценки вероятности моей платежеспособности в будущем для принятия решения о выпуске кредитной карты.

Указанное согласие дано на срок 15 лет, а в случае его отзыва обработка моих персональных данных должна быть прекращена Банком и/или третьими лицами и данные уничтожены при условии расторжения Договора и полного погашения задолженности по Договору в срок не позднее 1 (одного) года с даты прекращения действия Договора.

Я даю согласие на предоставление Банком всей имеющейся обо мне информацию в объеме, в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30 декабря 2004 года, во все бюро кредитных историй, включенные в государственный реестр бюро кредитных историй, а также на получение кредитного отчета из вышеозначенных бюро для заключения Договора и в течение срока действия Договора.

Я даю согласие на получение мной рекламы, рассылки, в том числе по сети подвижной радиотелефонной связи, от Банка, его контрагентов и аффилированных лиц.

Ээээ, стопэ, я же дебетовку хочу!

И так почти у всех, все хотят влезть в КИ любыми способами, чтобы впарить потенциальному клиенту кредит.

Цитата
Тинькофф Банк пишет:
Шаблон оферты един для всех клиентов при оформлении всех продуктов, как и текст УКБО. Выделенная часть к дебетовой карте не относится.

Цитата
tempur пишет:
Цитата

Тинькофф Банкпишет:
Выделенная часть к дебетовой карте не относится.

Однако при направлении заявки на дебетовую карту человек дает именно такое согласие.
А ваше
Цитата

Тинькофф Банкпишет:
Выделенная часть к дебетовой карте не относится.

не имеет никакой юридической силы.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
VVP пишет:
Получая официальную государственную услугу на портале Госуслуги на том конце провода то же не задаются вопросом а действительно ли в личный кабинет входит Петя а не Вася.

Раз уж вы упомянули госуслуги, то, полагаю, вам будет интересно Постановление Правительства РФ от 13.08.2016 N 789, в котором были внесены изменения в «Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг» (далее – Правила). В пункт 4 Правил было добавлено условие:
Цитата
В случае применения абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи для использования простой электронной подписи абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи должен быть подтвержден пользователем в соответствующем регистре федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Правила, в пункте 16(1), устанавливают порядок такого подтверждения:
Цитата
При явке заявителя на личный прием создание (замена) и выдача ключа простой электронной подписи на основании письменного заявления осуществляются оператором выдачи ключа после получения от заявителя — физического лица ответа, направляемого с использованием абонентского устройства подвижной радиотелефонной связи, на запрос, направляемый оператором единой системы идентификации и аутентификации в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи, указанный в заявлении на выдачу простой электронной подписи, поданном оператору выдачи ключа.

Иного способа, кроме как личным визитом доказать связь между номером телефона и УЛ, государство не предусматривает. Если информационная система интегрирована с ЕСИА, можно использовать сведения о телефоне, содержащиеся в ЕСИА и такая ПЭП будет юридически значима. Если возможности интегрироваться с ЕСИА нет, то, при использовании номера телефона в качестве единственного ключа ПЭП, для придания юридической значимости, соглашение должно предусматривать способ установления связи между номером телефона и оригиналом УЛ.

Дальнейшее исследование относительно подводных камней простой ЭП по ссылке https://habrahabr.ru/post/313982/
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Хоть название темы сообщает об обработке персональных данных, но сама ситуация, из которой она возникла, несколько шире и затрагивает не только персональные данные.

Чуть глубже вник в проблему получения мошенниками онлайн-микрокредитов с использованием чужих паспортных данных и могу посоветовать автору прочитать следующие материалы по теме идентификации клиентов при выдаче онлайн-микрокредитов:
http://www.aif.ru/money/economy/glava...00_godovyh
http://www.klerk.ru/bank/articles/442206/
https://www.kommersant.ru/doc/2943993
https://iz.ru/news/606484

Оказывается, при сумме микрозайма до 15000 рублей возможно проведение упрощенной идентификации для чего достаточно ввести ФИО, паспортные данные, ИНН и (или) СНИЛС. По паспортным данным через онлайн-сервисы идет запрос в ФНС/ПФР и, если полученный в ответ на этот запрос ИНН/СНИЛС совпал с введенным мошенниками, то считается, что лицо с этими паспортными данными прошло упрощенную идентификацию.

Чужие ФИО и паспортные данные зачастую доступны в Интернете и не только, а ИНН для этих данных можно узнать на сайте ФНС. Очень удобно для мошенников.
Ушёл на ФинФорумс и ХраниДеньги
 
Цитата
tempur пишет:
Чуть глубже вник в проблему....


При дистанционной идентификации заёмщика возможно такое мошенничество со стороны микрокредитной фирмы: по мошеннической заявке (которую подавали не Вы) микрокредитная фирма переводит на Вашу банковскую карту 1000 рублей под 2,5 % в день. Вы вероятно не обращаете внимания на поступившую 1000 руб (подумаешь - мелочь). А через год к Вам приходят коллекторы...
 
  • 1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть