Форум

Новости законодательства

новые НПА, разъяснения их федеральными органами

  • 1
Кредитным организациям и платежным агентам рекомендован порядок раскрытия потребителям информации при пользовании банкоматами и терминалами

Разработаны рекомендации по раскрытию информации о размере вознаграждения, взимаемого кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами при оказании услуг с использованием банкоматов/платежных терминалов.
В частности, при предоставлении услуг с использованием банкомата/платежного терминала хозяйствующему субъекту рекомендуется раскрывать потребителю достоверную и полную информацию об условиях оказания таких услуг, в том числе о размере взимаемого вознаграждения, до момента начала внесения потребителем наличных денежных средств в банкомат/платежный терминал с учетом требований частей 15, 16 статьи 14 Федерального закона "О национальной платежной системе", части 13 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
При раскрытии информации о размере взимаемого вознаграждения на экране банкомата/платежного терминала рекомендуется использовать терминологию, понятную лицам, не обладающим специальными знаниями в финансовой области.
Информацию о размере взимаемого вознаграждения в полном объеме рекомендуется отображать на экране банкомата/платежного терминала четким, хорошо читаемым шрифтом на контрастном фоне таким образом, чтобы для ее получения потребителю не требовалось совершать дополнительных действий (переход по ссылке, нажатие кнопки и т.д.).

Письмо ФАС России N АК/25611/19, Банка России N ИН-06-52/29 от 29.03.2019 "О раскрытии информации о размере вознаграждения" (вместе с "Рекомендациями по раскрытию информации о размере вознаграждения, взимаемого кредитными организациями, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами, платежными агентами при оказании услуг с использованием банкоматов/платежных терминалов"
Консультант+ 05.04.2019
 
Правоохранительным органам предлагается предоставить полномочия по приостановлению операций по банковским счетам без судебного решения

Проектом вносятся изменения в отдельные федеральные законы в целях недопущения использования банковских счетов (вкладов) и электронных средств платежа в целях финансирования террористической, экстремистской деятельности, деятельности, направленной на организацию и/или проведение публичных мероприятий с нарушением установленного порядка, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также финансирования иной противоправной деятельности.
Решение о приостановлении может быть принято только в не терпящих отлагательства случаях, а являющиеся основанием для принятия указанного решения и имеющиеся в распоряжении уполномоченных государственных органов сведения должны быть достаточными, предварительно подтвержденными и задокументированными.
Предусматривается обязательное уведомление в течение 24 часов Генерального прокурора РФ, его заместителя или иного подчиненного ему соответствующего прокурора о принятом решении. Кроме того, в случае установления недостоверности сведений, на основании которых принято решение о приостановлении операций, должностное лицо, принявшее такое решение, незамедлительно отменяет его.
Генеральная прокуратура РФ наделяется полномочиями, связанными с направлением в уполномоченные государственные органы протеста в отношении решения о приостановлении операций по списанию денежных средств с банковских счетов (вкладов) или уменьшению остатка электронных денежных средств, в случае если такие решения были приняты с нарушением законодательства. Срок рассмотрения такого протеста составляет 48 часов.
Предусмотрена возможность дальнейшего приостановления операций по банковским счетам (вкладам) и/или с использованием электронных средств платежа после окончания срока приостановления операций путем вынесения соответствующего судебного решения.
Для целей оперативного исполнения принятых решений ‎о приостановлении операций или в случае отмены таких решений устанавливается механизм доведения соответствующей информации до сведения кредитных организаций, являющихся эмитентами банковских карт, либо открывших банковский счет (вклад), либо с которыми заключен договор об использовании электронного средства платежа, а также исполнения принятых решений.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и иных противоправных деяний"
Консультант+08.04.2019
 
ВС РФ: банк не может изменять тарифы на обслуживание без согласия потребителя

Гражданин открыл счет в банке. На момент заключения договора банковского счета операции по зачислению денег на счет были бесплатными. Спустя некоторое время на счет гражданина поступило более 1 млн руб., и банк удержал комиссию в размере 120 тыс. руб. По мнению гражданина, кредитная организация незаконно применила тарифы, которые были введены после заключения договора банковского счета. При этом его об этих изменениях никто не информировал.
Первая инстанция поддержала гражданина, вторая - банк. Точку в споре поставил ВС РФ.
Он указал, что закон не запрещает банкам изменять условия банковского обслуживания и устанавливать новые комиссии. Однако если клиент - физлицо, то до оказания услуги должно быть достигнуто соглашение о возможности изменить договор банковского обслуживания. Оно должно позволять однозначно установить, что потребитель не возражает против новых условий обслуживания и соглашается с объемом оказываемых услуг.

Документ: Определение ВС РФ от 02.04.2019 N 16-КГ18-57
Консультант+ 24.04.2019.
 
  • 1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть