Форум

Кассация признала что банки могут нарушать свой договор - что делать?


Из блога

Преамбула - банк массово подключил всем клиентам СМС против их воли
Был подан иск с требованием признать такое подключение противоречащим как договору так и закону
Ни один суд вплоть до кассационного не ответил на вопрос иска нарушает или нет такое подключение договора

Вот решение кассации

Цитата
Информация по делу
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

п

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № ХХХХХХХ по иску ФИО1 к ПАО «Промсвязьбанк» о защите прав потребителей,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение ХХХХХХХХХ городского суда ХХХХХХХХХ области от ХХХХХХ 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам ХХХХХХХХХ областного суда от ХХХХХХ 2020 г.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В., выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, участвовавшего в рассмотрении дела с использованием систем видеоконференцсвязи, представителя ПАО «Промсвязьбанк» по доверенности ФИО5, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ПАО «Промсвязьбанк» о признании действий по одностороннему массовому подключению услуги СМС-информирования незаконными и противоречащими положениям части 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», пункта 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, договора в силу Правил выпуска и обслуживания банковских карт ПАО «Промсвязьбанк» для физических лиц, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

Решением ХХХХХХХХХ городского суда ХХХХХХХХХ области от ХХХХХ2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам ХХХХХХХХХ областного суда от ХХХХХХХХХ 2020 г., исковые требования ФИО1 к публичному акционерному обществу «Промсвязьбанк» о защите прав потребителей оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В отзыве на жалобу, поступивших от представителя ответчика, указывается на отсутствие оснований для отмены судебных постановлений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела и установлено, что 5 июля 2018 г. между публичным акционерным обществом «Промсвязьбанк» (далее ПАО «Промсвязьбанк») и ФИО1 заключен договор потребительского кредита с лимитом кредитования (установление лимита овердрафта) №740944298.

Согласно заявлению на предоставление комплексного банковского обслуживания от 2 июля 2018 г. № 740944298 ФИО1 отказался от предоставления банком услуги СМС-информирование в соответствии с Тарифами.

ПАО «Промсвязьбанк» 4 декабря 2019 г. ФИО1 подключена услуга СМС-информирования на 30 дней с момента первой финансовой операции бесплатно, отключение возможно через 2 суток после подключения в мобильном или интернет-банке, в отделении, контактном центре. 31 декабря 2019 г. услуга отключена.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на подключение и отключение услуги в отсутствие его заявлений.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 154, 432-434, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 15, 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», обоснованно исходил из того, что дополнительные услуги за плату в отсутствие воли заемщика ПАО «Промсвязьбанк» ФИО1 не оказывались, услуга смс-информирования оказана бесплатно, в связи с чем, принимая во внимание недоказанность нарушений со стороны банка каких-либо прав заемщика, пришел к правильному выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания действий незаконными и возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде компенсации морального вреда.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.

Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Согласно части 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины, а в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, с момента заключения договора на основании заявления ФИО1 банком не предоставлялась услуга СМС-информирования в соответствии с Тарифами.

В дальнейшем по информации банка с целью заботы о клиентах, а именно о безопасности их средств на картах на период новогодних праздников, была подключена услуга СМС-информирования с бесплатным льготным периодом - 30 дней, чтобы клиент мог протестировать услугу и понять на практике ее необходимость.

4 декабря 2019 г. о подключении к услуге банк направил ФИО1 соответствующее уведомление.

На обращения ФИО1 по вопросу оказания подключенной услуги даны ответы, также разъяснены способы отключения.

Оснований признать, что данная услуга была навязана истцу и являлась обязательной, не имеется.

Учитывая, что направленное в адрес ФИО1 уведомление о подключении услуги не являлось безоговорочным, за период оказания услуги плата с ФИО1 не взималась, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца о признании действий ПАО «Промсвязьбанк» по одностороннему массовому подключению услуги СМС-информирования незаконными.

Поскольку нарушение прав ФИО1 со стороны банка не подтверждено, основания для взыскания компенсации морального вреда у суда первой инстанции отсутствовали.

При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вновь прилагая доказательства к кассационной жалобе, податель жалобы не учитывает, что в соответствии с положениями части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции доказательства не принимаются, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, также не установлено.

В ходе апелляционного рассмотрения дела суд удовлетворил ходатайство истца, приобщил дополнительные доказательства. Все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судом как первой, так и второй инстанции, обжалуемые судебные постановления содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.

Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение ХХХХХХХХХХ городского суда ХХХХХХХХ области от ХХХХХХХХХ 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам ХХХХХХХХ областного суда от ХХХХХХХ июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


Получается если решение устоит в Верховном суде то это будет означать де факт узаканивание возможности банка нарушать свой же договор если у клиента не возникло убытка ?
То есть потом банк любые услуги так сможет подключать не спрашивая клиента?
 
Бесплатные услуги ваших прав не нарушают. Нисколько. Суды правы.
 
Цитата
predator67 пишет:
Бесплатные услуги ваших прав не нарушают. Нисколько. Суды правы.


Нарушают ибо услуга НЕ бесплтная
Она бесплатна лишь первые 30 дней дальше за неё деньги берут

Её подключили в нарушение ДОГОВОРА и отключили в НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРА

Ещё раз - договор НЕ позволяет подключать СМС по инициативе банка

А банк подключил услугу - ЭТО и ЕСТЬ НАРУШЕНИЕ
Изменено: animegravitation- 08.12.2020 14:58
 
Цитата
animegravitation пишет:
Ни один суд вплоть до кассационного не ответил на вопрос иска нарушает или нет такое подключение договора

Кассационный суд не вправе отвечать на такой вопрос.
 
Цитата
wad910 пишет:

Кассационный суд не вправе отвечать на такой вопрос.


Кассационный суд вправе ПРОВЕРИТЬ ответил ли суд первой инстанции на данный вопрос

Суд первой инстанции на данный вопрос НЕ ответил
 
Цитата
animegravitation пишет:
Она бесплатна лишь первые 30 дней дальше за неё деньги берут

И как много денег с вас взяли, расскажите пожалуйста ? Я думаю, что ноль рублей ноль копеек. А " что было бы если бы..." суды не рассматривают. Они рассматривают конкретные обстоятельства дела.
Сии обстоятельства таковы, что вам смс не стоило ни копейки. Вот и вердикт.
 
Цитата
predator67 пишет:
Они рассматривают конкретные обстоятельства дела. Сии обстоятельства таковы, что вам смс не стоило ни копейки. Вот и вердикт.

Т.е. когда убьют, тогда и приходи?
Изменено: lostintime- 08.12.2020 20:24
Мобильные антивирусы для смартфонов

Глава АСВ предупредил о рисках онлайн-банков

Хорошо быть кисою, хорошо собакою, где хочу попи, где хочу пока
 
То есть, не надо путать Уголовный Кодекс с Гражданским. За покушение на убийство статья есть. За покушение на впаривание услуги ( при том, что само " покушение" не стоило ни копейки) статьи нет.
 
Цитата
predator67 пишет:
И как много денег с вас взяли, расскажите пожалуйста ? Я думаю, что ноль рублей ноль копеек. А " что было бы если бы..." суды не рассматривают. Они рассматривают конкретные обстоятельства дела.
Сии обстоятельства таковы, что вам смс не стоило ни копейки. Вот и вердикт.


Они взяли ноль по одной простой причине
Когда я спросил законны ли их действия у маринок подгорело и они незаконно услугу подключили
Это банк или проходной двор? неизвестные мне люди то подключают услуги то отключают их без моего на то ведома и разрешения

Нафига тогда вообще общие условия договора писать? Просто так ?
Изменено: V.Bukina- 18.12.2020 11:24 (Отмодерировано.)
 
Цитата
predator67 пишет:
То есть, не надо путать Уголовный Кодекс с Гражданским. За покушение на убийство статья есть. За покушение на впаривание услуги ( при том, что само " покушение" не стоило ни копейки) статьи нет.


Смотрите ГК что ли

К РФ Статья 12. Способы защиты гражданских прав

Цитата
Защита гражданских прав осуществляется путем:
признания права;
восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
признания недействительным решения собрания;
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
самозащиты права;
присуждения к исполнению обязанности в натуре;
возмещения убытков;
взыскания неустойки;
компенсации морального вреда;
прекращения или изменения правоотношения;
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
иными способами, предусмотренными законом.


Суд ответил на вопрос - нарушает или нет действия банка договорные отношения или нет?

Иначе если принят вашу логику то пока списаний нет то и подключение страховки в одностороннем порядке законно - ущербная какая то логика

И если бы я не спросил какого хрена вы творите то убытки бы были но всегда ли надо ждать убытков чтобы признать что действия носят незаконный характер?

Если банк лезет в БКИ без спроса это тоже не несет убытков но за это банки регулярно штрафуют !!!
 
Цитата
predator67 пишет:
Бесплатные услуги ваших прав не нарушают. Нисколько. Суды правы.


Надеюсь вам подключат кучу страховок и смс по акции а потом вы будете бегать их отключать
ПО акции же
 
Цитата
animegravitation пишет:
Нафига тогда вообще общие условия договора писать? Просто так ? X
X
X

Договор предполагает установление прав и обязанностей. Бесплатная услуга не требует от вас никаких обязанностей, и не нарушает никаких ваших прав. Вам от этой услуги ( пока она бесплатна) ни холодно ни жарко.
 
Цитата
animegravitation пишет:
Надеюсь

Надежда, это всегда прекрасно.
 
Цитата
animegravitation пишет:
Если банк лезет в БКИ без спроса это тоже не несет убытков

Потому что лазать в КИ без спроса прямо запрещено законом. А оказывать бесплатные услуги- не запрещено.
 
Цитата
predator67 пишет:
Договор предполагает установление прав и обязанностей. Бесплатная услуга не требует от вас никаких обязанностей, и не нарушает никаких ваших прав. Вам от этой услуги ( пока она бесплатна) ни холодно ни жарко.


С чего вы взяли что услуга бесплатная была ? она была бесплатна 30 дней

Подключить я её не просил как и отключить
Вас ничего не смущает что какие то Маринки то подключают услуги без моего ведома то отключают их без моей просьбы?
 
Цитата
predator67 пишет:
Потому что лазать в КИ без спроса прямо запрещено законом. А оказывать бесплатные услуги- не запрещено.


Еще раз - услугу НЕ БЕСПЛАТНА и это указана в тарифе
Не надо тут хотя бы врать то

Вот ответ

Цитата
Повторно сообщаем, что в преддверии новогодних праздников мы хотели позаботиться о
наших клиентах, а именно о безопасности их средств на картах в этот период.
Поэтому Вам была подключена услуга СМС-информирования с бесплатным льготным
периодом - 30 дней, чтобы Вы могли протестировать услугу и понять на практике ее
необходимость. СМС-информирование -
простой и надежный способ защиты карты от мошеннических операций.
Бесплатный период действия услуги - 30 дней с момента совершения первой финансовой
операции по счету карты.

О подключении к услуге Банк направил Вам соответствующее уведомление.
Напоминаем, что отключить услугу можно:
- в интернет и мобильном банке (не выходя из дома);
- в офисе банка;
- позвонив в контакт-центр по бесплатному телефону: 8 800 333 03 03;
- в банкомате ПСБ.
Также сообщаем, что ранее Ваше обращение от 13.12.2019 было расценено как
заявление о несогласии с подключенной услугой, на основании которого 31.12.2019
услуга была отключена.
Надеемся на Ваше понимание.
С уважением,
Служба по работе с обращениями
ПАО "Промсвязьбанк"
 
Цитата
predator67 пишет:
Договор предполагает установление прав и обязанностей. Бесплатная услуга не требует от вас никаких обязанностей, и не нарушает никаких ваших прав. Вам от этой услуги ( пока она бесплатна) ни холодно ни жарко.


Бесплатная услуга точнее её подключение нарушает мое право на НЕПОДКЛЮЧЕНИЕ дополнительных услуг
 
Цитата
predator67 пишет:
Бесплатная услуга не требует от вас никаких обязанностей

Требует.
Однозначно описаны требуемые(!) действия по этой бесплатной/не бесплатной услуге (как и где отключать) НЕЗАВИСИМО от ваших возможностей совершить такое действие и независимо от умений и навыков клиента совершить такое действие и независимо от наличия технических средств и информационных ресурсов - оплата оператору связи или провайдеру интернета для наличия связи совершать такие действия.
 
Другими словами требует:
иметь навыки и умения совершать последовательность действий требуемый банком;
требует наличия определенных технических средств связи и денежных средств вне зависимости от их наличия или отсутствия, в случае их отсутствия;
требует наличия денежных средств на оплата оператору связи или провайдеру интернета вне зависимости от материального положения клиента и его желания покупать и оплачивать данные услуги.
 
Цитата
animegravitation пишет:
Еще раз - услугу НЕ БЕСПЛАТНА и это указана в тарифе

Ну вот дождались бы, когда денег начнут списывать, и подавали бы в суд. А может, банк бы сам перестал слать смс по окончании периода. Теперь это не проверишь.
Изменено: predator67- 09.12.2020 14:19
 
Цитата
predator67 пишет:
Ну вот дождались бы, когда денег начнут списывать, и подавали бы в суд. А может, банк бы сам перестал слать смс по окончании периода. Теперь это не проверишь.


А это и не надо проверять
Заявлений моих нет? нет
Значит банк нарушил договор . Все и это и должен был признать суд
 
Цитата
predator67 пишет:
Бесплатные услуги ваших прав не нарушают. Нисколько. Суды правы.


ИМХО Вы концептуально неправы.

Даже чтобы подарить кому-то, что-то совершенно от души и бесплатно, нужно согласие второй стороны принять дар.

Давайте следовать такой логике, вот идете Вы по ТЦ. И вдруг подбегает кто-то и вручает бесплатно резиновый ... (кхе-кхе мяч). Прав Ваших это естественно не нарушает smile:D

Пример гипертрофированный, услуга СМС информирования не компрометирует получателя перед окружающими и не смущает получателя.

Сущность в том, что никто не может навязать против воли никому никакую услугу, товар, работу, даже если они бесплатны, 100 % экологически чисты, полезны и полны витаминов.

Цитата
animegravitation пишет:
То есть потом банк любые услуги так сможет подключать не спрашивая клиента?


Да ничего не будет. Как только речь пройдет про деньги тут же всё перевернется.

Опять же ИМХО Вы столкнулись с проблемой исков "о признании действий незаконными" без каких либо требований о присуждении.

Логика такая, вот Вы подали иск, хотите по факту "признать действия незаконными". А зачем? Какие требования о присуждении? Никаких кроме морального вреда 10 000. Но это моральный вред не за нарушение неимущественных прав, а за нарушение имущественных, в случае предусмотренном законом (ЗоПП). А вот имущественных требований о присуждении и нет, а значит и нет нарушенных имущественных прав.

Вот и получается, если бы "убили" - деньги взяли, тогда бы Вы и пришли (было бы имущественное требование о присуждении - взыскание этих денег).

Может быть если бы Вы не выводили нарушение ЗоПП, а говорили, что это действие нарушило Ваше какое-то неимущественное право (их перечень не закрытый), не знаю.
 
Цитата
BambulaGTS пишет:
ИМХО Вы концептуально неправы.

Прав я или нет, решает суд. Суды со мной согласны. smile:pardon:
 
Цитата
predator67 пишет:
Прав я или нет, решает суд. Суды со мной согласны. Рисунок


Посмотрим что Верховный скажет
Ибо выводы текущих судов противоречат фактам гражданского дела
И это есть в материалах суда
Ибо судья сказала что я сам отключил СМС а я и ответчик говорим противоположное smile:)
Это норм ?
 
Цитата
BambulaGTS пишет:
Может быть если бы Вы не выводили нарушение ЗоПП, а говорили, что это действие нарушило Ваше какое-то неимущественное право (их перечень не закрытый), не знаю.


Я про это и написал
Было указано

Цитата
Прошу суд
1) Признать, что действия ПАО Промсвязьбанк по одностороннему массовому
подключению услуги СМС-информирования являются незаконными и противоречат

положениям статьи 16 ЗоЗПП пункт 3 и статьи 438 ГК пункт 2, а также положениям,
заключенным между мной и ответчиком договора в силу Правил выпуска и обслуживания
банковских карт ПАО «Промсвязьбанк» для физических лиц.

2) Взыскать с ПАО Промсвязьбанк компенсацию морального вреда в размере 10 000
рублей


Почему судья не ответила в своем решении про 438 ГК и положения договора для меня вопрос
Или она была не в состоянии дочитать до конца ? smile:D
 

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть