Цитата |
---|
pivanet пишет: ЦБ сваять единую базу по залоговому имуществу. |
И? Смысл залога, как меры по обеспечению иска в настоящее время утрачен. Да, есть закон. Залог сохраняется при переходе права собственности. За продажу залогового имущества залогодатель не несет никакой ответственности перед залогодержателем ни de jure, ни de facto. Есть некоторые гарантии для покупателя такой машины, но это - паллиатив, или вообще ничего, если с ушлого продавца и залогодателя взять нечего. И закон, и договор не позволяют продавать предмет залога без согласия залогодержателя. Только в данном случае это все декларации, ибо санкций нет. Речь идет о микросоциальных условиях эффективности правовых норм, иными словами, сама реализация правового предписания упирается в правовую культуру индивида: ответственный гражданин данный запрет понимает и действует правомерно, а кидала? Ни законами, ни пряником, ни кнутом проблему правовой культуры не решать.
Проблема не только и не столько в том, кто будет собирать эту базу. Вариант с ЦБ представляется мне абсурдным хотя бы потому, что не решит проблему предания залогу статуса реального способа обеспечения исполнения обязательств. Да и противоречит статусу ЦБ РФ как основному институту банковского надзора. В случае с ДКП недвижимости все предельно ясно: договор считается заключенным с момента его гос. регистрации, залог также регистрируется. Возможно, требуется внести изменения в форму договора купли-продажи, мены, дарения ТС - с простой письменной формы на гос. регистрацию. Проблема состоит в создании внятного правового механизма, позволяющего учитывать наличие залога при проверке машины и не позволяющего совершать с данным транспортным действием регистрационные действия. В ГАИ это сделать проще. Тем более, что мздоимство на этой почве цветет буйным цветом.
Тем не менее, нужно искать взвешенное решение и не допускать правового маразма. Под флагом борьбы с наркоманией законопослушные граждане лишились возможности без рецепта купить традиционные обезболивающие средства. Наркоманию победили? Кому лучше стало? Очевидно, что усложнили жизнь больным людям. И больным не наркоманией. Так и с автомобилями. Кому понравится регистрировать договор? Все привыкли к тому, то год от года процедура регистрации ТС только упрощается, а тут такое... По поводу того, что ГАИ - смешно, забудьте, не справится - ерунда. В СК РФ без прокуратуры тоже мало, кто верил.
В соответствии с пунктом 5 статьи 339 ГК РФ и законом могут быть предусмотрены учет и (или) регистрация договоров о залоге и залогов в силу закона отдельных объектов движимого имущества.
Пунктом 2 статьи 40 Закона Российской Федерации от 29 мая 1992 г. №2872-I (с последующими изменениями и дополнениями) "О залоге" предусмотрено, что залог транспортных средств подлежит регистрации в реестрах, которые ведутся государственными организациями, осуществляющими регистрацию гражданских воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств.
Ранее, в соответствии с приказом МВД Российской Федерации от 26 ноября 1996 г. №624 "О порядке регистрации транспортных средств" регистрация залога транспортных средств была возложена на Государственную автомобильную инспекцию, позже переименованную в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации (ГИБДД).
Однако, приказом МВД Российской Федерации от 7 июля 1998 г. №413 в приказ №624 были внесены изменения, в соответствии с которыми с ГИБДД были сняты обязанности по регистрации договора о залоге автотранспортных средств.
Таким образом, учитывая, что в законе прямого указания на то, что залог автотранспортных средств подлежит обязательной регистрации, не содержится, в связи с отсутствием необходимой нормативной базы ГИБДД не осуществляет функций по регистрации договоров залога автотранспортных средств, отсутствие государственной регистрации залога транспортных средств не может повлечь недействительность договора о залоге транспортного средства, такая сделка не может считаться ничтожной. Из этого и исходит суд. практика.
Нормы о регистрации залога ТС - одни из многочисленных постояльцев кладбища мертвых законов. Имеете право, но не можете: процедуры регистрации нет.
Государственная регистрация сделок возможна лишь в том случае, если у регистрирующего органа имеется достоверная информация о законности соответствующей сделки, в частности о принадлежности предмета сделки лицу, совершающему распоряжение им. Соблюдение данного требования обеспечивается только при правоустанавливающем характере государственной регистрации соответствующих объектов. Только в этом случае соблюдаются два основных принципа государственной регистрации - достоверность и публичность реестра. Образцом для выявления данных принципов является государственная регистрация недвижимости.
В случае с договором залога приведенное рассуждение означает одно: орган, регистрирующий договор залога, должен иметь достоверные данные о том, что предмет залога принадлежит залогодателю. Иначе общественность (публика) будет введена в заблуждение.
Поскольку в настоящее время регистрация автотранспортных средств носит учетный и технический, но не правоустанавливающий характер и, следовательно, на практике не исключаются случаи государственной регистрации договора залога, заключенного на стороне залогодателя лицом, которое не является собственником, постольку для государственной регистрации договоров залога не созданы необходимые законодательные предпосылки. В этом аспекте договор залога наглядно демонстрирует общий тезис о том, что регистрация сделок залога имеет какой-либо практический смысл только после введения системы государственной регистрации прав на имущество, способное выступить предметом залога.
Косвенно о правоустанавливающем характере государственной регистрации, упомянутой в п.2 ст.40 Закона о залоге, свидетельствует и использованный термин "реестр". В соответствии со сложившейся правовой традицией речь о реестре, в котором отражаются юридически важные сведения об определенном имуществе, ведется применительно к земельным участкам, зданиям и помещениям, морским и воздушным судам, но не к обычному движимому имуществу, каким являются автотранспортные средства.
Таким образом, требуется внесение изменений в ГК РФ, о чем говорилось выше.
Время покажет. Но, если есть проблема, ее надо решать. А она есть.