Дано: брат работает на предприятии, по зарплатному проекту получает жалование на пластиковую карту. Эмитент карты - Углеметбанк. Карта Visa Electron, нечипованная, с магнитной полосой. Перевыпущена по окончании срока действия старой карты в апреле этого года (срок действия новой карты - до 04/19).
Сегодня у него с карты увели деньги несколькими платежами. Сначала был, видимо, пробный, 20 рублей, вывод через Яндекс.Деньги. Далее несколько сумм по 1500 рублей. Последний платёж на МТС. В общей сложности вывели порядка 5000 рублей.
Карту брат заблокировал. Странно, что вывели не всё подчистую: часть средств осталась на карте.
Верно ли я понимаю порядок действий?
1. Едем в отделение банка, где была выпущена карта, пишем заявление на перевыпуск. Там же берём выписку по карте.
2. С выпиской отправляемся в районное отделение полиции, пишем заявление о мошенничестве. Получаем открепительный талон.
3. С этим талоном едем в головной офис банка (или в то же самое отделение, где была выпущена карта?!) и пишем заявление на несогласие с последними операциями по карте. Просим ксерокопию заявления с отметкой банка о принятии.
4. Ждём.
Вопрос в том: реально ли вернуть украденные средства? Играет ли роль тот факт, что карта не чипована, 3D-Secure у неё нет? По идее, банк должен брать на себя подобные риски, выпуская слабозащищённые карты? Карта в Интернет-покупках не светилась (с неё иногда оплачивали услуги сотовой связи), утеряна не была.
Заранее спасибо за ответы.
Добавлено: вдогонку такой вопрос. Имеет ли смысл обращаться в Яндекс.Деньги и МТС с требованием отменить проведённые транзакции? Есть ли случаи реального участия компаний в оспаривании незаконных операций, проводящихся через их системы? Или не стоит терять время и требуется решать данную проблему только с банком?
Главное для себя понять где "засветилась" карта. Попутно выяснить как проводились платежи, с использованием карты(копии) или с использованием реквизитов карты. Судя по ЯД использовалась не сама карта... Бывают случаи когда карты зарплатные выдаются работодателем, а не получаются лично в банке... есть еще прикол когда работодатель "просит" ксерокопию карты.
Скорее всего, карта засветилась всё же где-то в Интернете. Других вариантов не представляю. Пластик он получал лично в отделении банка.
Я думаю, что через Яндексы деньги выводились именно с карты. Поскольку ему пришло SMS-уведомление о списании средств. При списании со счёта по реквизитам не думаю, что также приходят уведомления.
У Яндексов при оплате услуг ведь есть два варианта: платить со счёта Яндекс.Денег, либо указать данные своей банковской карты (можно использовать карту любого банка), и средства будут списаны с неё. Думаю, что злоумышленники использовали именно второй вариант, указав украденные данные карты. Видимо, оплачивали сотовую связь. Просто SMS-уведомления банка не дают полной информации. Сейчас поедем за выпиской...
MrPavlik, похоже, что засветились реквизиты карты (номер, имя, срок действия, СVV2-код на обратной стороне карты). Этого достаточно, чтобы сделать любой платеж в интернете, если карта или продавец не поддерживают технологию 3ds. Где засветились реквизиты - в интернете или в живую, никто сказать не сможет. Шанс добиться чего-то от банка (если не будет его доброй воли) только в том, чтобы доказать его вину в предоставлении незащищенной услуги (без 3 ds).
Alex_tfnпишет: Шанс добиться чего-то от банка (если не будет его доброй воли) только в том, чтобы доказать его вину в предоставлении незащищенной услуги (без 3 ds).
А толку? На сайтах продавцов (на том же aliexpress) про отсутствие 3ds узнаешь по факту совершения оплаты.
При оплате через инет чипованность карты ни на что не влияет. Важно - подключил ли эмитент карту к 3ds? (К слову - CVV2-код должен быть на всех картах Visa кроме достаточно редких типов, но электроны работают в инете опционально) Но по 161-ФЗ для возврата украденного важно только наличие оповещения банка о краже по оговоренной форме не позже... (вероятно выполнили) Зачем посещать полицию - не совсем ясно, если только впрямую не потребуют в банке (если бы физически карту украли - тогда вроде имеет смысл). Ничего доказывать банку пока не нужно. Это он (если не пожелает возвращать) по закону должен доказывать нарушение клиентом правил использования карты, приведшее к краже. Обычно ссылаются на то, что операция проведена с вводом ПИН или с вводом разового кода при 3ds операции. Обратиться в ЯД с сообщением о воровстве (в отличие от не понятно зачем обращения в полицию) имеет смысл для успешности дальнейшего общения с эмитентом - может ЯД сможет как-то заблокировать обналичку украденного, зафиксирует данного клиента как жулика..., что упростит в дальнейшем возврат украденного.
auniпишет: Зачем посещать полицию - не совсем ясно, если только впрямую не потребуют в банке (если бы физически карту украли - тогда вроде имеет смысл).
Чтобы получить талон КУСП. Для банковских работников - достаточное доказательство серьезности намерений клиента по возврату украденного...
MrPavlikпишет: сейчас стоит вопрос только в возврате незаконно списанных средств. Искать, кто (и где) засветил данные карты уже смысла нет.
Искать имеет смысл только для предотвращения подобного в будущем. А при обращении в банк важно указать, что операция проведена без 3ds, т.е. ответственность за операцию должна нести сторона, не предоставившая такой возможности.
Спасибо за ответы. Пока ситуация такова: в полицию не ходили. Брат написал заявление на несогласие с операциями по форме банка. Девушка-операционист сказала, что "отдел, занимающийся пластиком" рассмотрит заявление в течение 30 дней. Если не подтвердится, что оспариваемые операции могли быть совершены в интересах владельца карты или его близких, то деньги вернут.
Формилуровки, конечно, весьма расплывчаты. Когда попросил у операционистки ксерокопию заполненного заявления на несогласие с операцией, та несколько поменялась в лице. Но ксерокопию сделала. Правда на ней нет входящего номера. На второй странице есть заполненное поле о принятии с датой, ФИО сотрудника и росписью. Думаю, что пока этого достаточно.
MrPavlikпишет: Пока ситуация такова: в полицию не ходили. Брат написал заявление на несогласие с операциями по форме банка. Девушка-операционист сказала, что "отдел, занимающийся пластиком" рассмотрит заявление в течение 30 дней.
Послушали форумчан и сделали по-своему. Что ж, это Ваш выбор. Но не удивляйтесь, если ответ банка Вашего брата не порадует.