https://zent--vol.sudrf.ru/modules.php...id=154000526.09.2016г. с 11 час. 33 мин. до 11 час. 39 мин. на номер мобильного телефона, принадлежащий истцу(+7 904 756 26 74), с телефонного номера, являющегося контактным телефоном АО «Альфа-Банк», с короткой периодичностью поступили несколько текстовых сообщений, содержащих «одноразовые» пароли (три сообщения), которыми обычно происходит подтверждение операций по переводу денежных средств, и информацию о списании денежных средств со счета клиента в счет оплаты покупок в Интернет-магазине (два сообщения) на общую сумму 29 493 рубля.
Как указывает истец, никаких платежных операций не совершала, оснований для данных денежных переводов не имелось: с получателем платежа у Охременко И.В. отсутствовали договорные отношения, равно как и какие-либо обязательства перед ними, принадлежащие ей денежные средства были списаны неправомерно третьими лицами.
Как следует из материалов дела, на претензии истца о возврате списанных денежных средств ответчик ответ не предоставил.
В своих возражениях на иск ответчик ссылается на то, что на момент обращения истца в Банк с требованием отменить операцию «окончательность платежа» еще не наступила, то есть получатель платежа не мог фактически распоряжаться денежными средствами. Однако, на указанный момент наступила «безотзывность платежа», то есть истец не имела права на отмену операции.
Суд находит доводы ответчика несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пункту 7 статьи 5 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
В соответствии с пунктом 2.14 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации 19 июня 2012 года N 383-II, отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ по телефону «горячей линии» АО «Альфа-Банк» Охременко И.В. произвела блокировку своей банковской карты. В тот же день при обращении в подразделение АО «Альфа-Банк», истец получила выписку операций по счету №..., согласно которой денежные средства в размере 29 493 руб. 26.09.2016г. были заблокированы до ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием подтверждения транзакции.
Между тем, согласно выписке по счету, денежные средства в размере 29 493 руб. были списаны со счета истца ДД.ММ.ГГГГ без ее согласия и распоряжения.
Причина разблокирования денежных средств истца и основание их списания, Банком не указана.
Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160 ГК РФ), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом (пункт 3 статьи 847 этого кодекса).
По смыслу приведенных правовых норм, банк несет риск ответственности за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами.
Из письменных объяснений ответчика следует, что для подтверждения распоряжения о переводеденежных средств на соответствующий абонентский номер Банкомнаправлялись неперсонифицированные пароли, требующие введенияопределенной комбинации символов для подтверждения ранее направленногораспоряжения.
Такие меры направлены, главным образом, на предотвращениеисполнения ошибочных и случайных распоряжений, однако из этого неследует, что таким образом идентифицируется владелец счета либо егодоверенное лицо, владеющее соответствующим кодом или паролем.Напротив, операция по введению направленного банком одноразовогонеперсонифицированного пароля доступна любому лицу, использующему в данный момент абонентское устройство подвижной телефонной сети, либо имеющего доступ к данным паролям.
Банком в обоснование своих возражений представлена распечатка СМС-сообщений с номера телефона, принадлежащего истцу, а также с указанием паролей, которые направлялись, по утверждению Банка только истцу.
По утверждению Банка операции совершены с использованием банковской карты в Сети Интернет. Однако, Банком не представлено сведений с помощью какого электронного адреса в Сети Интернет производились операции по карте истца.
Как следует из ч. 11 ст. 9 Федерального закона РФ от 27.06.2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – ФЗ О национальной платежной системе) в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.
В данном случае, действия Охременко И.В. после несанкционированного списания денежных средств с её банковского счета полностью соответствуют указанным положениям закона.