Приветствую участников форума. Предлагаю систематизировать случаи успешных дел, когда оспаривались электронные платежи с использованием реквизитов кредитной карты, когда вместо опротестования операций банк предоставляет своему клиенту кредит на украденную сумму через интернет. http://www.banki.ru/forum/?P...age1395965
Первый иск ЗоЗПП проигран 02.05.2012 (о признании обязательств по кредитному договору исполненными):
1. В резулятивной части указаны 12 операций (авторизаций). В исковом заявлении было 16. Информация о списанных возвращенных 3 суммах не совпадает с выпиской и расчетом платежей. 2. Положения ЗоЗПП вообще не упоминаются, несмотря на то, что иск был о защите прав потребителя. 3. Банк предоставил данные по 6 операциям из 16 с указанием IP адресов. Повторные требования предоставить все IP адреса судом и банком проигнорированы. Предоставленные IP принадлежит АДСЛ провайдеру другого региона. 4. Право банка на списание средств и бездействие при наличии заявления об опротестовании транзакций подтверждается условиями оферты и п 1.14 Положения ЦБ РФ №266-П, 115-ФЗ, п 3.3 Положения ЦБР №262-П от 2004 г. http://www.banki.ru/forum/?P...TID=121014
5. Между клиентом и банком нет договора или пункта оферты, в котором предусмотрено удостоверение прав распоряжения счетом на основе п. 3 ст 847. 6. Физически денежные средства списаны со счета карты после поступления в банк заявления об опротестовании и блокировки карты. Факт отражен в резулятивной части. Тем не менее, для мирового судьи это не нарушение п.1 ст. 854 ГК РФ ! 7. Из 16 авторизаций оспариваются 9, так как 7 торговых точек добровольно не прислали подтверждение на списание платежа. Все эти утверждения не подтверждены документально, использованы банком в свою пользу. 8. Судом не принято во внимание заявление, что не являюсь выгодоприобретателем по оспариваемым транзакциям и не вступал с банком в кредитные отношения, так как денежные средства мне не предоставлены. 9. Карта из владения не выбывала 10. Факт того, что использовал карту для интернет платежей ранее вывернут против клиента.
На форуме есть хорошая подборка, подготовленная Имбирь по кассациям в судебных спорах с использованием ПИН, где упор делается на то, что использовался дубликат карты и клиент банка был в другом месте. http://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=...age1587665
С электронными платежами вопрос в другом - по законам РФ банк не обязан их опротестовывать, если реквизиты карты введены верно. Интересуют судебные решения в пользу клиентов по подобным случаям. До вступления в силу всех положений 161-ФЗ все владельцы карты подвержены 100% риску потери средств, что подтверждается этим судебным решением.
Принимая во внимание, что по выявлению несанкционированного списания средств истец позвонил в службу поддержки Сбербанка, после чего карта был заблокирована, то есть совершил своевременные, необходимые и все зависящие от него действия по недопущению причинения ущерба, суд приходит к выводу, что денежные средства были списаны со счета истца в пользу третьего лица без надлежащего распоряжения истца, то есть в нарушение требований закона.
Предположения относительного того, что сам истец при содействии третьих лиц перечислил средства со своего счета на счет в <данные изъяты>, затем воспользовался ими, а потом заявил рассматриваемые требования, т.е. предположения о мошенничестве с его стороны, опровергаются тем, что по заявлению истца возбуждено уголовное дело и он предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (л.д. 24).
При подтверждении данного обстоятельства Банк вправе предъявить Лякину О.В. соответствующие требования.
В данном случае истец подтвердил одноразовым паролем в СМС-сообщении только платеж на 1 руб., а не сам шаблон, по которому фактически на протяжении 4 минут были списаны все деньги, имеющиеся на тот момент на его карте.
Услуга, предоставляемая Банком, в силу Федерального закона «О защите прав потребителей» должна соответствовать условиям закона и договора. Следовательно, обязанность по обеспечению технической защищенности удаленной работы со счетом клиента посредством системы <данные изъяты> лежит на Банке, в связи с чем, все риски, связанные с ее техническими недостатками должен нести Банк. В противном случае отсутствовали бы гарантии предоставляемой банковской услуги. Такие риски не могут быть возложены на гражданина - держателя карты и пользователя указанной системой, поскольку он является только пользователем предоставленной ему Банком услуги и не имеет возможности влиять на её техническую защищенность.
http://leninsky.sml.sudrf.ru/modules....1000490194 Доводы ответчика об отсутствии технической возможности приостановления процедуры списания, не подтвержден допустимыми доказательствами. То обстоятельство, что списание денежных средств производится банком в безакцептном порядке, само по себе не свидетельствует об отсутствии технической возможности приостановить такое списание при наличии заявления о блокировке карты.
Кроме того, в случае отсутствия такой возможности сама процедура опротестования операции лишается смысла, что в свою очередь нарушает права потребителя на предоставлении услуги надлежащего качества.
Данная позиция ответчика опровергается и тем обстоятельством, что даже после обращения Дворник Н.А. в декабре 2012г. непосредственно вRBKMoney часть денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. была истице возвращена.
Следует учесть, что уже при первоначальном обращении Дворник Н.А. 21.11.2011г. сотрудники банка при должной осмотрительности должны были обратить внимание на то, что предъявленные истицей смс-сообщения, свидетельствуют о произведенных транзакциях, связанных не со снятием наличных денежных средств в кассах банка, а с операциями, совершенными в торговых предприятиях NetexcHange и RBKMoney.
Таким образом, банк не выполнил обязанности по обеспечению сохранности денежных средств на счете клиента.
http://ermak.krk.sudrf.ru/modules.php...1000061225 Несанкционированное получение третьими лицами без ведома клиента банка данных о идентификаторах, паролях доступа клиента, и иных сведений, которые получены такими лицами в результате совершения противоправных действий, в отсутствие надлежащих доказательств совершения самим клиентом действий по разглашению таких сведений, не может служить основанием для освобождения банка, как исполнителя услуги, от возмещения потребителю вреда, причиненного в результате таких действий третьих лиц.
Оценив вышеуказанные обстоятельства в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд приходит к выводу о том, что достаточных доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что именно истцом совершены операции по перечислению денежных средств с его счета на счет гр-на ФИО1, либо такие операции были одобрены истцом в установленном порядке, ответчиком не предоставлено. Довод ответчика о том, что ФИО2 разгласил данные о своем идентификаторе и пароле доступа к личной странице системы «Сбербанк Онлайн» третьим лицам, чем нарушил условия Приложения 4 «Порядка предоставления ОАО Сбербанк России услуг по проведению банковских операций через удаленные каналы обслуживания», является надуманным и ничем не подтвержденным.
акже обоснованны и подтверждаются материалами дела выводы суда о том, что ответчик в нарушение требований законодательства о защите прав потребителей не создал безопасных условий использования истцом системы удаленного доступа к средствам его банковского счета, ввиду чего третьи лица получили доступ к уникальной секретной последовательности символов программного изготовления - пароля доступа, осуществив с использованием их списание денежных средств с его счета. В связи с чем, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования о взыскании с ответчика суммы несанкционированно списанных со счета истца денежных средств в размере <данные изъяты>, а также о возложении обязанности по восстановлению денежного валютного вклада на счете сберегательной книжки в размере <данные изъяты>
Судебная коллегия считает, что ответчиком не доказаны факты совершения спорных операций по списанию и перечислению денежных средств со счета по распоряжению истца или уполномоченного им лица.
Так, согласно выписки по банковскому счету сберегательной книжки №ХХХХХ ХХХ Х ХХХХ ХХ00 058/43, владельцем которого является Канин А.А., 25.12.2011 года банком ответчика была произведена операция по списанию в размере <данные изъяты> с последующей конвертацией и переводом в размере <данные изъяты> на банковский счет карты <данные изъяты> № № ХХХХ ХХХХ 0609 (счет №ХХХХХ ХХХ Х ХХХХ ХХ13 870/51), владельцем которого также является Канин А.А.
Согласно выписки по счету №ХХХХХ ХХХ Х ХХХХ ХХ13 870/51, банком ответчика 25.12.2011 года были произведены также последовательные операции по списанию со счета истца денежных средств в суммах <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> с последующим переводом их на счета третьих лиц, а также в суммах <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> в качестве платы за осуществление операций денежных переводов (комиссии).
Как следует из представленного в дело ответчиком протокола работы пользователей, содержащего отчет по операциям идентификации и аутентификации клиента Канина А.А. через средства удаленного доступа системы «Сбербанк ОнЛ@йн», 25.12.2011 года в период с 13:37:19 по 13:57:51 часов (время часового пояса GMT+03:00 Москва) зарегистрированы сессии с использованием персонального компьютера через IP-адрес 80.13.223.13, при которых были «успешно» совершены операции по распоряжениям от имени клиента Канина А.А. на списание денежных средств с его счетов, а также зарегистрирована одна сессия с использованием персонального компьютера через IP-адрес10.67.4.229 с результатом «неуспешно».
При этом сессий, при которых были бы совершены операции по распоряжениям от имени клиента Канина А.А. на списание денежных средств, с использованием ПК через IP-адрес компьютера истца, не зарегистрировано.
Из приведенных доказательств усматривается, что третьи лица вели с истцом переписку посредством СМС-сообщений и телефонных переговоров, создавая в мобильном телефоне истца символы абонентских номеров банка, в то время как от операторов банка входящих вызовов не зарегистрировано. Абонентский номер + № не соответствует абонентскому номеру единой службы помощи клиентам банка (+ №), излишним является последняя цифра номера «0».
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что идентификатор пользователя, постоянный и одноразовые пароли доступа к счетам истца, а также к средствам доступа в «Мобильный банк», переданные при использовании таких средств доступа, то есть секретная информация Банка, предназначенная для клиента, стала известна третьим лицам не в результате разглашения их истцом, а вследствие не обеспечения Банком безопасности информационных ресурсов, посредством которых он предоставляет клиентам услуги по управлению банковскими счетами с использованием средств удаленного доступа, что противоречит требованиям законодательства, а также собственным требованиям банка.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что IP–адрес компьютера №, с которого был произведен вход в систему «Сбербанк-онлайн» и совершены все операции по зачислению и списанию денежных средств, согласно ответу Брянского филиала ОАО ФИО18 № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит компании ФИО19, с адресом регистрации: ФИО20 Испании. Вместе с тем, в ходе судебного заседания было установлено, что истец во время совершения спорных операций (ДД.ММ.ГГГГ), согласно представленной в материалы дела справки ОАО ФИО21» находился на своем рабочем месте в <адрес>. Судом установлено, что Лукомский К.В. для осуществления доступа к сети Интернет использовал услуги провайдера ОАО ФИО18». Согласно информации, предоставленной Брянским филиалом ОАО ФИО18» IP –адрес компьютера № не входит в адресное пространство компании ОАО «ФИО18». Согласно пояснений истца в судебном заседании, а также представленной им хронологии смс сообщений, в указанное время ему приходили сообщения от абонента 900, соответствующие абонентскому номеру оператора услуги «Мобильный банк» о сбое системы, а также звонил представившийся служащим банка специалист, сообщивший о временной невозможности пользования системой «Сбербанк ОнЛ@йн». Связь с единой службой помощи клиентам банка осуществляется по телефонам: (495) 5005550 и 8(800) 5555550.
Из приведенных доказательств усматривается, что третьи лица вели с истцом переписку посредством СМС-сообщений и телефонных переговоров, создавая в мобильном телефоне истца символы абонентских номеров банка (sbrf и +780055555550), в то время как от операторов банка входящих вызовов не зарегистрировано. Абонентский номер + 780055555550 не соответствует абонентскому номеру единой службы помощи клиентам банка, излишним является одна цифра номера «5».
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что идентификатор пользователя, постоянный и одноразовые пароли доступа к счетам истца, а также к средствам доступа в «Мобильный банк», переданные при использовании таких средств доступа, то есть секретная информация Банка, предназначенная для клиента, стала известна третьим лицам не в результате разглашения их истцом, а вследствие не обеспечения Банком безопасности информационных ресурсов, посредством которых он предоставляет клиентам услуги по управлению банковскими счетами с использованием средств удаленного доступа, что противоречит требованиям законодательства, а также собственным требованиям банка.
Размещение информации на Интернет-сайте банка о возможных мошеннических операциях не может расцениваться как принятие достаточных мер со стороны ответчика по предотвращению несанкционированных операций с банковскими счетами клиентов банка.
Здравствуйте!!Ребята помогите,если сможете,ситуация у меня аналогичная приведенной здесь,подал иск в суд(вам спасибо всем за помощь)-весной 2012 г. похитили через сбербанк-онлайн мошенники деньги,сбербанк рассмотрев претензию, отказал в возврате денег,дело в полиции возбуждено. При подаче иска в суд ссылаюсь на то, что при подписании договора банковского обслуживания не предупрежден о возможных рисках,мошенниках, их действиях и все такое.Все вроде бы за меня,но.... нет IP-адреса компьютера, с которого зашли на мою страницу в сбербанк-онлайне жулики и украли деньги,сбербанк инфу эту не дает,отказывается.Если IP-адреса компьютера не будет, каковы мои шансы при вынесении решения судом и что можно сделать??Помогите, пожайлуста, Ascor и Дмитрий 29.Спасибо заранее.
Данные по IP адресу авторизации могут быть в лог-фале (электроном журнале) банка. (но не факт, так как при использовании карт авторизация производится на сторонних сайтах, не контролируемых банком, а в банк поступает только номер карты и трехзначный код для подтверждения, даже имя на карте... иногда значения не имеет) В вашем случае, пишите заявление в банк с требованием предоставить копию лог-файла авторизаций в Сберонлайн. У них точно есть IP, с которых вводился логин и пароль для входа в Сбербанк-онлайн.
Если банк тупит. не понимает, что это - то же требование пишите в исковом заявлении, требуйте занести его в протокол на судебном заседании. Также банк обязан по запросу суда предоставить IP и любые другие данные авторизации, которые у него есть. Когда дадут IP, определите через интернет провайдера, которому он принадлежит. С провайдера получите данные по пользователю только по судебному запросу (в соответствии с Законом о связи)
Даже, если в результате всех действий поймете, что в интернет входили с сим-карты, зарегистрированной на бомжа, все равно, - это одно из оснований, что это не вы. Вменяемый судья поймет.
Не думаю, что Сбер будет заниматься сокрытием или уничтожением данных авторизаций.
Подскажите и мне,пожалуйста. Мужу на работе выдали зарплатную карту СИТИБАНКА,т.к. предыдущая закончилась. Карту он получил в конверте.Через несколько дней после первого поступления зарплаты на счет с карты стали регулярно уходить платежи по карте покерстар. Т.к. суммы списывались небольшие, то муж и не замечал. СМС подкючены не были, хотя в заявлении на карту это просил сделать. Муж уже пожилой человек, естественно что он никогда не пользовался интернетом для покера или даже для платежей по карте. То есть нигде свою карту "не светил".В покер тоже не играет. Заметил почти через полгода, когда открыл указанный при выпуске карты электронный почтовый ящик. Тут же карту закрыл и её перевыпустили. Обратился в банк с заявлением через день, но они сначала отказались рассматривать,т,к,якобы прошло более полугода с момента, когда средства начали похощаться,потом потребовали переписать им заявление все детали всех операций хищения за полгода (выписка их не устраивает). За неделю я это сделала, опять нет ответа. Что делать7 Пропало в сумме более тысячи долларов. Данные с карты могли получить только до того, как она попала к владельцу. Для нас это несомненно. Как общаться с банком?
Cначала напишите претензию в банк, зарегистрируйте её в банке через входящий №,один экземпляр -себе, ждать придется от 1 до 3 месяцев,если отказ-пишите исковое заявление в суд,банк добровольно деньги не отдаст,пободаться с ними придется.Удачи.
Для Ascor: на судебный запрос по IP-адресу сбер ответил-не можем предоставить по техническим причинам,думаю, что препятствуют специально,если только написать запрос в рамках уголовного дела???Понимаю, что при отсутствии IP-адреса шансов мало ,но всё-таки каковы выиграть суд??
Повтор, но если суд московский, то его вообще сложно выиграть.
По Сберонлайн и любым другим вариантам удаленного доступа - это полная чушь, лог-файл у них есть. Нормальные банки высылают этот IP по смс или по e-mail при каждом входе в ....банконлайн.
Как истребовать, если отказали в предоставлении данных по судебному запросу, мыслей нет.
IP не очень сильный аргумент в пользу Истца, так как есть технологии его замены, использования анонимных прокси, арендованных прокси и прочих прибамбасов. С другой стороны, система любого банка должна уметь определять или блокировать возможность доступа к счету при подключении через анонимные прокси. Если Сберонлайн этого не делает, то вам предоставляется небезопасная услуга, что и должно быть основой иска.
Нет Ascor, суд в провинции и, похоже, дело впервые рассматривается в области-практики нет,но есть практика предоставленная всеми вами-огромное спасибо,особенно по Лукомскому К., суд вроде бы за меня,но для 100 % уверенности нужен IP-адрес,будем надеяться на лучшее. Еще раз спасибо за помощь.
svekos пишет: Муж уже пожилой человек, естественно что он никогда не пользовался интернетом для покера или даже для платежей по карте. То есть нигде свою карту "не светил".В покер тоже не играет.
svekos пишет: Через несколько дней после первого поступления зарплаты на счет с карты стали регулярно уходить платежи по карте покерстар.
если речь о pokerstars.com (в выписке Авангарда, например, они проходят как POKERSTARS DOUGLAS GBR), то может быть попробовать связаться и с их поддержкой? там есть русскоязычная поддержка. это, конечно, не отменяет всего вышепосоветованного относительно действий в отношении банка.
to ministr188 Эта ветка существует в основном благодаря Дмитрию 29.
В Москве тоже такие дела не часто рассматривают. Такое ощущение, что судьи сами картами не пользуются или стиль вопросов у них такой. Тем не менее, сказки банковских юристов о безотзывном характере транзакции при проведении авторизации на списание прокатывают в Москве. Тут дело даже не коррупции, наверное, а в общем непонимании как все работает.
to Ascor: что верно то верно,но если в банковском договоре нет предупреждения о возможных рисках для пользователя,то суд должен быть за него, да и Закон о защите прав потребителя он что,для всех разный?? Тут ведь и ежу понятно!!Все равно ребята вы-молодцы,хорошее дело делаете. Я вначале, прочитав решение по Лукомскому К. в суде первой инстанции, обрадовался,но затем прочитав отмену областным судом, немного разочаровался,и, увидев на вашей ветке снова решение за Лукомского К.-понял: есть на свете справедливость!!!
http://261.mo.msudrf.ru/modules.php?n...id=1540005 В Правилах предоставления и использования банковских карт, на которые ссылается ответчик нигде не сказано, что ПИН-код приравнивается по юридической силе к так называемым другим реквизитам карты, в частности CVV- коду, а также в Правилах нигде не указано что CVV код признается аналогом собственноручной подписи, позволяющим однозначно идентифицировать держателя карты. Да CVV-код и нельзя таким признать, потому что он находится на оборотной стороне карты по сути в открытом доступе и при платеже картой, например в магазине, становится доступен третьим лицам (продавцам которые чтобы совершить платеж проверяют карту - в частности сверяют подпись на карте и подпись клиента на чеке, а там где подпись клиента на карте и находится CVV-код, поэтому он виден например продавцам при нормальном использовании карты клиентом). Пин-код же знает только владелец, и по нему осуществляется доступ к денежным средствам на карте, а CVV-код сам по себе, не может считаться надлежащим средством идентификации для совершения платежей. Пункт в Правилах, что если реквизиты карты (не ПИН-код) становятся известны третьим лицам противоречит многим нормативным актам, регулирующим осуществление расчетов, в частности п.3.3 и 3.6 Положения ЦБ РФ № 266-п, где сказано, что документ по операциям с использованием платежной карты, т.е. чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:
идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт; вид операции; дата совершения операции; сумма операции; валюта операции; сумма комиссионного вознаграждения; код авторизации; реквизиты платежной карты.
Таким образом, каждый раз при использовании банковской карты с физическим присутствием банковской карты информация по реквизитам становится доступна третьим лицам (это и продавец, и сотрудник другого банка). Включение условия о недоступности реквизитов в Правила в такой формулировке делает невозможным использование банковской карты по назначению, и должно считаться ничтожным.
Во...сразу видно грамотная мировая попалась, что сейчас крайне большая редкость. Радует, что потихоньку суды всетаки стали по финансам думать о потребителе, как того и требует ВС в своем последнем пленуме.
Ascor пишет: Тут дело даже не коррупции, наверное, а в общем непонимании как все работает.
В Москве через судей проходит очень много дел банчишек и естественно завязываются контакты...вот и все дела. Никогда я не поверю, что уровень московских судей резко ниже чем в регионах, тем более по пластику.
ministr188 пишет: А вы говорите,что московские судьи не за физических лиц!!!!!
Приведенные выше решения по Московской области и другим регионам. Решение московского суда против клиента в самом верху. Результат апелляции будет позднее.