Здравствуйте, У меня следующая ситуация: при снятии валюты с рублевого счета банк Русский стандарт (БРС) задним числом пересчитал курс в сторону повышения. Снимал картой БРС с банкомата. Не путать с конвертацией в интернет- банкинг. Курс рубля к иностранной валюте определяется на момент снятия денежных средств (ДС). Официальный курс был на сайте компании. После каждой операции распечатывался чек, подтверждающий остаток ДС (курс на момент снятия ДС). Дополнительно приходило смс-уведомление о каждой операции и сумме остатка. Все уведомления и чеки сохранены. При необходимости будут предоставлены в регулирующие организации для доказательства выше перечисленных данных. По окончании всех операций по снятию ДС доступный остаток был равен 36854,48 руб. Эта сумма также отражена на чеке и присланном СМС уведомлении. Также, данный остаток был подтвержден на личной странице интернет-банка. В дальнейшем банк пересчитал курс валюты снятых денежных средств задним числом, что привело к сверхлимитной задолженности в размере -36195,52 руб. Итого -73050руб. Банк ссылается на то, что при снятии ДС сумма блокируется и списывается лишь при истечении некоторого времени и именно в этот момент и определяется курс. Хотя, в соответствии со ст. 424 ГК РФ, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Договором в рассматриваемом случае является конверсионная сделка, заключенная в рамках услуг, оказываемых БРС в соответствии с Условиями использования банковских карт. Условия являются договором о выпуске и обслуживании банковских карт, но не о заключении операций с валютой и финансовыми инструментами, и предметом такого договора условиями является предоставление инструментария для заключения сделок (он-лайн банкинга и банковской карты), но не определение условий заключения валютных сделок и сделок с финансовыми инструментами. В таком понимании конверсионная сделка - это договор, условиями которого изменение цены после заключения предусмотрено не было. Законом или в установленном законом порядке изменение величины курса после акцепта также не предусмотрено. Каковы мои перспективы, уважаемые господа? По моему вполне выигрышный вариант, если дойдет до суда. Чеки все на руках.
Всё понятно, таких ситуаций сейчас полно. Только не понятно что значит "задним числом"? Т.е. дата списания средств с рублевого счета раньше даты получения валюты в банкомате?
Если я с тобой резок, то это потому, что времени нет.
У меня 1 в 1 та же ситуация. Русский стандарт, снимал 16 дек в банкомата доллары, курс был 64.3. Смс приходили с правильными суммами. 18 числа в интернет-банке указан новый курс по этим операциям, потерял больше 50 тысяч! В договоре вроде написано что конвертация производится в момент выполнения операции, а это, как сказали мне по телефону, в течение 14 дней. Может, юридически и не придраться, но нельзя ли по защите прав потребителей попробовать? 50 тысяч не маленькие деньги для меня, да и ощущение что банк обманул
Это не только в брс. Сегодня знакомый рассказал про похожее в сбере. Открыл вклад в онлайне по одному курсу, через день списали дополнительную комиссию, мотивировав тем, что биржевой курс на момент транзакции был выше существенно. Вообще - в суд.
Впрямую в суд обратиться не выйдет - в договоре написано про курс на момент выполнения (а не регистрации) операции. Мне кажется, больше перспектив в ЗоЗПП, но это знать надо на что именно упирать.
В группе банка вконтакте есть сообщения о такой же точно ситуации, представитель банка отвечает что "все по договору".
заявление написали? Если нет обязательно напишите. После рассмотрения Вашего заявления БРС Вы можете обращаться во все регулирующие органы. Обязательно нужен официальный ответ от банка. Дальше по инстанциям. У меня уже определенный алгоритм в голове сложился. Жду только этого ответа.
balsak, Написал жалобу через сайт Ассоциации Российских Банков, но вы правы, я не подумал что надо именно бумагу с ответом иметь. Я не вполне уверен что именно писать в заявлении. Описать ситуацию я могу, но дальше что? "Прошу разобраться в ситуации"?
Кстати, еще один "наш" случай описан в группе банка вконтакте на 676 странице.
Примерная форма заявления: Я, ........., произвел конвертацию ДС с принадлежащей мне карты №..... дата в размере по курсу .... Данный курс был представлен на официальном сайте БРС rsb.ru Также данный курс подтверждается чеком и смс уведомлением на момент снятия ДС. При списании ДС банк в одностороннем порядке изменил курс .... Ущерб составил .... Напоминаю, что соответствии с п. 1 ст.451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения. При этом изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или заключен на значительно отличающихся условиях. В рассматриваемом случае, величина курса - обстоятельство, которое влияет на принятие решения о заключении/незаключении договора (конверсионной сделки). Кроме того, в соответствии со ст. 424 ГК РФ, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Договором в рассматриваемом случае является конверсионная сделка, заключенная в рамках услуг, оказываемых БРС в соответствии с Условиями использования банковских карт. Условия являются договором о выпуске и обслуживании банковских карт, но не о заключении операций с валютой и финансовыми инструментами, и предметом такого договора условиями является предоставление инструментария для заключения сделок (он-лайн банкинга и банковской карты), но не определение условий заключения валютных сделок и сделок с финансовыми инструментами. В таком понимании конверсионная сделка - это договор, условиями которого изменение цены после заключения предусмотрено не было. Законом или в установленном законом порядке изменение величины курса после акцепта также не предусмотрено (иначе трудно себе представить, как проходила бы торговля валютой на организованном (биржевом) рынке и формировалась рыночная цена на валюту). Кроме того, рассматриваемая ситуация косвенно может являться предметом рассмотрения с точки зрения №38-ФЗ "О рекламе" - пп.2) п. 2 ст. 28 "Реклама банковских, [... ]финансовых услуг не должна [...] умалчивать об иных условиях оказания услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий". Рассмотрением нарушений законодательства о рекламе занимается ФАС России. Это по поводу курса на момент проведения операций, который БРС изменил в сторону повышения, что повлекло к овердрафту. Исходя из вышеуказанного, считаю пункты Условия которых не соответствуют пункту 3 статьи 436, пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса РФ и требуют исключения из Условий, что будет отражено в соответствующей официальной предсудебной претензии в БРС (при необходимости конечно) и обращении в Центральный банк России, а также потенциально - обращении в Роспотребнадзор, Росфинмониторинг и ФАС России. зы: в ВК моя запись) бомблю по всем фронтам)
рекомендую эту "телегу" заранее написать на чистом листе А4 и прикрепить к заявлению. На самом заявлении места не хватит все это описать в красках. Срок рассмотрения до 30 календарных дней (устная информация от рук-ля отделения БРС).
balsak, большое спасибо за образец! Немного переделал его, суть не меняется. Отнес сегодня, приняли без вопросов.
На сайте Ассоциации российских банков представитель РСБ ответил на мой вопрос, сославшись на договор и порекомендовав написать заявление. Ну, я это уже сделал.
Друг нашел судебный иск 2011 года против сбербанка по ровно такой же ситуации. Истец победил. Это несколько обнадеживает.
Все-таки не очень понятно. Операция по снятию наличных с карты в банкомате в валюте, отличной от валюты картсчета - проходит как операция с участием МПС, банка эмитента, банка-эквайера? Или это внутрибанковская операция списания денег с картсчета?
sarger, спасибо за ссылку. Очень занятный прецедент. Сегодня мне отписались по электронной почте. Письмо пришло аж с Казани. Как и ожидалось, ссылаются на Условия договора о выпуске карты. Alex_tfn, Мне как клиенту нет необходимости вдаваться в подробности внутреннего механизма взаиморасчетов банка. Была публичная оферта на сайте с указанием официального курса, этот курс подтвержден смс сообщением и чеком после проведения операции. Банк нарушил следующие правила: 1) без моего ведома увеличил курс, тем самым ввел меня в заблуждение. Об увеличении курса не проинформировал. 2) выдал кредитные средства (по договору я не могу уходить в овердрафт). О выдаче овердрафта не проинформировал. Судя по прецедентному делу Сбербанка необходимо опираться на те же доводы, что и истец выигравший дело у Сбера.
balsak, очень жаль, я надеялся, что вам (и мне впоследствии) просто вернут деньги. Интересно, можно ли здесь коллективный иск собрать? Мне кажется это более эффективно. Или вы сначала в ОЗПП и проч.?
Balsak, В подробности вдаваться не лишне. Так можно опротестовать все покупки по карте в валюте, отличной от валюты картсчета. В этом случае конечная сумма также будет отличаться от первоначально объявленной и баланс будет отличаться от указанного в СМС при авторизации покупки. Т.е. Ваши права как потребителя будут нарушены. А овердрафт в таком случае называется "техническим", т.е. заранее не предусмотренным, но возникшим именно из-за разницы курсов. Но это все особенности расчетов по карте.
Alex_tfn, Есть разница между покупкой товара и обменом валюты. Вы покупаете товар за 10 долларов, банк предоставляет Вам эти 10 долларов. Конвертация это уже второй момент. При обмене валюты вашим единственным намерением является покупка валюты по внутреннему курсу банка. sarger, Чуда не ждал. Проконсультируюсь с юристом и решу куда эффективнее обратиться. Буду держать Вас в курсе. Насчет коллективного иска ничего не могу сказать. Если нужно будет примкну.
Вы только вчера банковскими картами начали пользоваться? За границей / на ебее ни разу не платили? Курс всегда определялся на дату списания, а не блокирования средств. В момент снятия происходит всего лишь блокировка, списание через 1-5 дней (в зависимости от банка - владельца банкомата).
Думаю, что самым безопасным способом в ситуации скачков валютного курса был бы следующий. 1) Снять с карты наличные рубли в кассе или банкомате своего банка. 2) Купить на снятые рубли наличную валюту в кассе по указанному на табло курсу. 3) Положить купленную валюту на открытый валютный счет в банке (или под подушку ).
Да, долго, да непродвинуто, но сейчас не было бы такого количества жалоб на банки из-за задержки проведения операций конвертации и разницы курсов. Вероятно для конвертации с рублевого счета на валютный счет через ИБ всё будет нормально, но практика показывает, что и в этом случае люди попадают на разницу курсов (см. соседние ветки про СБЕР).
Вопрос в том, каким образом формируется курс конвертации для операций по картам. Сбер, выкинул этот фортель 16-го декабря (якобы на фоне паники на валютной бирже), а БРС, тупо повторил тоже самое 17-го числа (но уже на фоне укрепления рубля).
Действительно, при оплате товаров и услуг в валюте отличной от валюты карты, всегда имеет место курсовая разница. Но, насколько правомочна любая отсебятина банка при установлении собственного курса конвертации?
В любом случае, при использовании карт МПС, клиент в праве ожидать предсказуемый и понятный результат, по Обычаям Делового Оборота в данной сфере или собственному опыту с данным банком.
За месяц предшествующий этой вакханалии, курс конвертации БРС превышал курс ЦБ, в среднем, на 3,75-4,1% (с учетом/без учета выходных дней, когда курс ЦБ неизменен), имея пиковые значения min +0.48%; max +8.83% (что тоже, ого-го как много). 17-го декабря, Собственный курс БРС, превысил курс ЦБ, почти на 31%. То есть, это явная спекулятивная атака на клиентов, не имеющих возможность повлиять на результат завершения операции карточного платежа в валюте отличной от валюты карты.
eg2005, попросил бы не мешать мухи с котлетами и учить как жить) Ну если Вы так хотите узнать мое мнение насчет покупок, то для покупок в валюте всегда использую валютную карту. В дальнейшем просьба всех участвующих в полемике не приводить аналогии с покупками товара, или обмена валюты при использовании системы интернет-банкинг. По моему скромному мнению каждая схема отличается от этой. Речь здесь идет о конверсионной сделке целью которого является обмен валюты исходя из публичной оферты банка. Alex_tfn, надеюсь никому не стоит напоминать в каком временном интервале менялись курсы валют с 15 по 17 декабря. В приведенном Вами примере возможно потери были бы больше. БРС заманивал клиентов в эту валютную вилку именно для того, чтобы потом конвертировать валюту по повышенному курсу (осознание приходит с опытом). Немаловажный момент, курс БРС за наличный расчет превышал курс обмена по карте. зы: обмен делал без пяти минут 12 ночи, чтобы была возможность снять средства с карты за 2 дня.
"сюрпризы" с банком Русский стандарт продолжаются: 1) обнаружил увеличение курса конвертации аж за ноябрь месяц. 11 ноября проводил конвертацию евро по 59.2 руб, конвертацию провели по курсу 60.5 2) из системы "интернет-банк" исчезли, в прямом смысле этого слова, 2 проводки по конвертации евро и 1 проводка по баксу (это именно те проводки по которым банк повысил курс). Визуально их не видно. Благо что имеются принт скрины и чеки. Еще вчера обнаружил, что одна проводка по баксу из категории "списанных" перешла в категорию "блокированных". То есть, контора, видать, решила списать их еще раз. Интересно по какому курсу теперь?) Документы готовлю в Роспотребнадзор, подключил юриста. Будем искать правду в регулирующих органах.
Скажите, какая у вас сейчас ситуация с русским стандартом? Я точно также попал, снимая валюту с рублевой депозитной карты. Овердрафт 200тыс под 36% годовых. Очень хотелось бы примкнуть к коллективному иску.
balsak пишет: Есть разница между покупкой товара и обменом валюты.
У Вас был не обмен валюты, а снятие наличных с карты. Разницы между этой операцией и операцией оплаты товара нет никакой. В терминалах и банкоматах РС функции обмена валюты нет.
alexcell, пока не вернули) бодаемся. Что делать с навязанным Вам БРС овердрафтом? Пишите претензию в БРС, получив ответ (скорее всего вас опять же отошлют на пункты в договоре, которые, ИМХО, нарушают наше действующее федеральное законодательство) обращайтесь на неправомерные действия БРС в регулирующие органы. Ссылаясь на несоответствие этих пунктов ФЗ РФ. Уже есть положительные прецеденты со Сбером (в соседних ветках все достаточно скрупулезно расписано). В своем случае, закрыл в тот же день. Но даже и здесь Русский стандарт смог отжать копейки у своего клиента, зачислив деньги на счет только на след день и списав целых 98руб за пользование кредитными средствами один день)))
Цитата
colorprint пишет: Разницы между этой операцией и операцией оплаты товара нет никакой.
Позвольте подискутировать с Вами (ваши ответы будут держать тему в топе -). Не будете ли столь любезны аргументировать Ваши утверждения?