Форум

Московский Кредитный Банк. Ущемляющие условия.

Взимание комиссии с физических лиц за зачисление денежных средств.

В МКБ обслуживаюсь с 2008 года, до сегодняшнего дня всё устраивало. Но был ошеломлён произошедшей ситуацией. По мировому соглашению мне завод вернул деньги за автомобиль (было 30 поломок), которые были перечислены на мой расчётный счёт в этом банке. Банк списал комиссию 7500 р. за зачисление денежных средств! Я и мысли не допускал о таких условиях, ведь деньги наоборот приходят в банк, банку это выгодно должно быть. С каких это пор банки стали взимать комиссию с получателя, тем более с физического лица, тем более если перечисление было на основании определения суда по иску о защите прав потребителя? Считаю эти условия крайне возмутительными и незаконными, буду бороться. Я крайне возмущён, почему я должен платить комиссию за операции, которые я не совершал? Готовлю обращение в ЦБ и всевозможные контрольные органы, потом в суд. Если банк деньги не вернёт, более обслуживаться в нём не буду.
 
У многих банков по тарифам за зачисление берут комиссию.
Перед тем, как делать банковский перевод между своими счетами, необходимо ознакомиться и с тарифами банка-отправителя, и с тарифами банка-получателя.
 
Я тоже налетал на эту комиссию в МКБ. Воспринял это как урок и с того времени стал всегда читать тарифы.
 
Stray, читайте тарифы на РКО, зачисление от юрлиц, в МКБ комиссия была всегда, и в 2008 году тоже. Для таких целей нужно выбирать другие банки.
 
Я понимаю, что многие банки берут. Вопрос не в том, многие или немногие, а в том насколько это правильно и законно, брать комиссию с того, кто не совершал никакого действия. Я понимаю, если я снимаю наличные, с меня могут взять комиссию, т.к. я совершаю определённое действие. Но здесь я никаких действий не совершал, почему с меня должны брать комиссию.
Изменено: Stray- 14.01.2015 12:48
 
Цитата
Stray пишет:
Вопрос не в том, многие или немногие, а в том насколько это правильно и законно, брать комиссию с того, кто не совершал никакого действия.

Если есть такой вопрос, его можно решить только в суде.
 
Да, по всей видимости придётся решать вопрос в суде. Сегодня претензию в банк отдал, если по-хорошему не захотят вернуть комиссию, буду обращаться в суд.
 
Stray, для начала обратитесь в Роспотребнадзор с просьбой дать разъяснение относительно того, нарушает ли данное положение тарифов установленные законом права потребителя.
 
К сожалению, в Москве Роспотребнадзор по обращениям потребителей не работает. По всем вопросам дают отписки - обращайтесь в суд.
 
Stray, РПН обязан дать разъяснение. В конце концов, можно обратиться в центральный аппарат РПН: пусть руководитель или его заместитель его даст.
 
Stray,
Задайте вопрос ЦБ - там сейчас работает служба по вопросам соблюдения ЗоЗПП в сфере финансовых услуг.
 
Цитата
Lusya1 пишет:
служба по вопросам соблюдения ЗоЗПП в сфере финансовых услуг

А к банкам она разве имеет отношение?
 
Цитата
Stray пишет:
Я понимаю, что многие банки берут. Вопрос не в том, многие или немногие, а в том насколько это правильно и законно, брать комиссию с того, кто не совершал никакого действия.

В принципе, я с вами совершенно согласен: брать комиссию за зачисление (инициатором которого является отправитель платежа, а не клиент банка) не вполне законно (я бы сказал, что совершенно незаконно, но аргументов для суда у меня пока не хватает) . Основная причина подобных комиссий, существующих практически во всех банках (например, в СБ есть комиссия за получение наличными денег, поступивших безналичным путем и "отлежавших" менее месяца), - это борьба с т.н. "обналом". Т.е. как только "обнал" перестанет считаться чем-то незаконным или "аморальным", подобные комиссии исчезнут за ненадобностью.
С другой стороны, если говорить конкретно об МКБ, то они предоставляют варианты получения денег без комиссии. И делать их главным объектом "борьбы за справедливость" было бы не вполне разумно - ну перейдут на другую схему, и вы попадете на "комиссию за обналичивание более 300тыс в месяц" (Авангард - 2.5%).
Попытайтесь просто договориться с банком об отмене комиссии. Убедите, что это не "получение денег от юрлица", а "возврат ранее уплаченной суммы".
 
Цитата
vamon пишет:
Попытайтесь просто договориться с банком об отмене комиссии. Убедите, что это не "получение денег от юрлица", а "возврат ранее уплаченной суммы".


Знать бы ещё с кем там разговаривать. Простые операционисты такие вопросы не решают, в лучшем случае они предложат написать претензию. Управляющие тоже наврядли имеют такие полномочия. А на претензию, скорее всего, дадут формальный ответ - тарифами комиссия предусмотрена.
 
Ибирь,
Имеет, после создания из ЦБ мегарегулятора и внесения дополнений в закон о ЦБ. Слышала, что отвечает эта служба оперативно, про содержательную часть ответов - не скажу, т.к. ни одного ответа пока не видела.
 
Lusya1, может, вы имеете в виду "Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров"?
http://cbr.ru/today/structure/structure.pdf
Цитата
Список основных функций структурных подразделений центрального аппарата Банка России

19. Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

19.1. Оценка состояния регулирования финансовой сферы с точки
зрения защиты прав потребителей финансовых услуг, за исключением
банковских услуг
(далее – финансовые услуги), и инвесторов на рынке
ценных бумаг (далее – инвесторы), подготовка предложений по внесению
изменений в нормативные правовые акты.
19.2. Рассмотрение жалоб и обращений потребителей финансовых услуг
и инвесторов.
19.3. Применение мер принуждения к эмитентам и организациям,
оказывающим финансовые услуги, за исключением кредитных организаций,
в случае нарушения ими прав потребителей финансовых услуг и инвесторов.
19.4. Осуществление экспертизы стандартов саморегулируемых
организаций участников финансового рынка по вопросам в сфере защиты
прав потребителей финансовых услуг и инвесторов.
19.5. Разработка и осуществление программ повышения финансовой
грамотности и информированности населения об институтах и инструментах.
 
Ибирь,
Не думала, что кроме кредитных smile:cry: А вообще уточню, слышала, что сотрудников набирали для подготовки ответов на жалобы в сфере фин. услуг.
 
Ну да. ЦБ банки бережет: не хочет он заниматься применением к ним "мер принуждения" из-за нарушения ими прав каких-то там клиентов.
 
Ибирь,
Вам известны случаи, когда это подразделение помогло? Мне лично нет. smile:pardon:
 
Цитата
Stray, читайте тарифы на РКО, зачисление от юрлиц, в МКБ комиссия была всегда, и в 2008 году тоже. Для таких целей нужно выбирать другие банки.


probkovorot, ну Вам же не придёт в голову, когда Вы заходите в банк, смотреть в тарифах, например, а сколько с Вашего счёта спишут денег, за то что встречающий клиентов сотрудник банка сам подошёл к Вам и проконсультировал. Или какая комиссия от суммы вклада за распечатку договора банковского вклада. Так и здесь: с какой стати банк берёт комиссию за то действие, которое я не совершал и не просил банк его совершать, тем более что оно выгодно банку - деньги поступают в банк? Общепринято, что комиссию оплачивает отправитель. Кто инициирует операцию, тот и платит. Я ради интереса, обзвонил несколько более-менее крупных банков и везде были удивлены моему вопросу: а какая комиссия за зачисление денег на счёт? Везде отвечали, что комиссия за зачисление ни в каком случае не взимается. У меня жена работает больше 10 лет в банковской сфере, в разных банках, в том числе курировала и переводы денежных средств, и первый раз слышит о том, чтобы банк взимал комиссию за зачисление денег. Так и здесь: я знаю, что это мой банк, достаточно крупный, в котором я обслуживаюсь, у меня там вклады, карты, есть определённое доверие к банку, и, естественно, я и оставляю свои реквизиты в этом банке без мысли о том, что здесь может быть подвох.
 
Цитата
ИЮ1982 пишет:
Вам известны случаи, когда это подразделение помогло?

Так это Lusya1 предложила. Ей вопрос адресуйте. Возможно, у нее есть свои источники информации.

Stray, у меня мнение, что комиссия незаконна на основании:
Цитата
Статья 851 ГК РФ. Оплата расходов банка на совершение операций по счету

1. В случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.

Т.е. банк вправе брать плату только за расходные операции. Включение в договор с клиентом-потребителем положения об оплате приходных операций ущемляет права потребителя, установленные законом.
 
Цитата
Stray пишет:
Вам же не придёт в голову, когда Вы заходите в банк, смотреть в тарифах, например

Прежде чем зайти в банк (во всех смыслах этой фразы), я изучаю тарифы и banki.ru. Прежде чем выполнить крупную операцию, делаю то же самое. Ошибки бывают, но редко, например, не уследил за отменой какой-нибудь акции по бесплатным операциям.
Цитата
Stray пишет:
У меня жена работает больше 10 лет в банковской сфере

И что? У меня никто ни дня там не работал. Работа в банковской сфере не придает волшебным образом знаний 100% приемов в тарифах банков.
Цитата
Stray пишет:
без мысли о том, что здесь может быть подвох.
Напрасно.
 
probkovorot, никто и не спорит, что всё можно довести до абсурда.
Изменено: Stray- 17.01.2015 09:31
 
Цитата
Stray, у меня мнение, что комиссия незаконна


Я дождусь ответа от банка и если списанную комиссию не вернут, обращусь в суд, это не так сложно, дело простое. Только надо будет подумать, какие лучше исковые требования заявить: только по возврату моей комиссии или вместе с этим ещё и о признании этого пункта тарифов банка недействительным.
Изменено: Stray- 17.01.2015 09:35
 
Ибирь,
Не все так однозначно. Нашла интересный комментарий законодательства по этому вопросу:

Относительно правомерности взимания банком указанной в вопросе комиссии отметим следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ к обязательствам банка по договору банковского счета относится прием и зачисление поступающих на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежных средств, выполнение распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Согласно ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Плата за эти услуги может взиматься банком по истечении каждого квартала из денежных средств клиента, находящихся на счете, если иное не предусмотрено договором банковского счета.

Как установлено п. 4 части первой ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-I), к банковским операциям относится, в частности, осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

Перевод денежных средств по банковским счетам осуществляется банками посредством списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств (п. 1.3 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств").

Статьей 30 Закона N 395-I предусмотрено, что отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре указывается, в частности, стоимость банковских услуг.

Статья 29 того же федерального закона устанавливает, что комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Также обратим внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Из приведенных выше положений законодательства, на наш взгляд, не следует, что взимание банком комиссии в виде определенного процента от суммы денежных средств, поступивших на счет клиента, само по себе не может быть признано неправомерным, поскольку такая комиссия является вознаграждением по банковским операциям, основания, размер и порядок уплаты которого предусмотрены договором банковского счета.

Правомерность удержания банком этой комиссии в рассматриваемом случае, как мы полагаем, должна оцениваться с точки зрения соответствия условиям договора банковского счета, в том числе оснований взимания комиссии при совершении указанной в вопросе операции и удержания банком за счет средств клиента именно этой комиссии (а не какой-либо другой комиссии в ином размере, предусмотренном тем же договором). Оценку фактических обстоятельств этой ситуации и условий договора банковского счета в случае возникновения спора может дать только суд. При этом судом будут учтены в том числе условия договора, толкование которых должно быть дано в соответствии с правилами ст. 431 ГК РФ.

Отметим также следующее. В судебной практике правомерность включения в заключенный с гражданином договор банковского счета условия об уплате комиссий за совершение различных операций рассматривается на предмет соответствия положениям Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). В частности, принимаются во внимание правила ст. 16 этого федерального закона, согласно которым условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными; запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). В связи с этим в спорных ситуациях условие договора о взимании комиссии оценивается с точки зрения того, является ли соответствующая комиссия платой за оказание самостоятельной банковской услуги либо за совершение действия, которое самостоятельной услугой не является и не подлежит отдельной оплате (как, например, открытие и ведение ссудного счета при выдаче кредита), либо платой за услугу, навязанную гражданину в нарушение Закона о защите прав потребителей (смотрите, например, апелляционное определение СК Пензенского областного суда от 13.11.2012 N 33-2650, решение Можгинского районного суда УР от 12.07.2012 по делу N 2-728/12, кассационное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 29.06.2011 по делу N 33-2955/11).

Однако изложенные в вопросе обстоятельства, как мы полагаем, не дают основания однозначно утверждать, что, устанавливая в договоре условие о комиссии за зачисление денежных средств на банковский счет получателя, банк нарушил требования Закона о защите прав потребителей. Наличие таких оснований может быть оценено судом исходя из фактических обстоятельств спорной ситуации.
 

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть