Тема не нова, но решил отметится. Банальная ситуация, нужны были доллары. Понятно, начал со своего банка, клиентом которого много лет являюсь. Посмотрел курс на сайте, 66.2 руб было это 04.02.2015 г. Приехали с женой в отделение, купили сначала в обменнике, все что там было, остальные деньги загрузили в банкомат, и сняли сколько позволил банк. По 5 с копейками килоамериканских рублей. Курс проверили четко, сначала сняли 100 дол, посмотрели остаток по смс. Все ок. Курс подтверждается. Провели транзакцию, довольные собой уехали домой. Было это в обед. Через пару тройку дней обнаружили недостачи на обеих картах, причем делаем выписки, все чисто, денег как будто и не было. Оказалось, что пересчитали нам всю нашу транзакцию по новому курсу 69.7 руб. Потери -40 тыс руб составили. Позвонили в банк, с просьбой отменить транзакцию, написали письмо, сказали что ждать ответа 35 раб дней, по сути 2 месяца. Реально просто обидно стало, вспомнились 90-е, из разряда когда валютчики считали у тебя перед глазами деньги, а при передаче пару купюр заворачивали себе в кулак. В разговоре оператор ведет себя невозмутимо, типа операция проведена корректно, читайте договор. Я из общих соображений не могу понять, каким образом я кладу наличные средства в банкомат, и тут же из него достаю наличные доллары, все это происходит в обед, не ночью, в разгар банковского дня, и мне курс пересчитывают задним числом, завтрашним днем. При этом зачисление происходит сегодняшним днем. Это равносильно, что если бы я у них в обменнике купил доллары, а они бы мне на след. день списали средства со счета, потому что оказывается, что с 14.00 текущего дня, они торгуют по курсу завтрашнего дня, который на текущий момент не известен. Поэтому обращаюсь, может кто еще из нашего банка аналогичным образом лохнулся, может коллективное письмо написать в надзорные ведомства.
Чтобы не пересказывать старые истории, почитайте здесь аналогичную ситуацию. Суть в том, что это была операция по карте, а не валюто-обменная операция, со всеми вытекающими последствиями - списание по курсу не на момент операции, а на момент проводки в банке (а это всегда позже на день-два). Банк прав, Вы - нет. Увы. Можно рассчитывать только на добрую волю банка и желание пойти навстречу, права качать бесперспективно.
Конечно Банк прав, я больше чем уверен, что не подкопаешься. Но на мой взгляд имеет место быть недостаточное информирование клиента, причем умышленное. Т.е. банк находит время и средства регулярно меня информировать о новых продуктах, предлагать мне кредиты, депозиты и т.п. Даже звонят, предлагают что-то. И при этом у меня 40 тыс. просто так тихо растворяется как предрассветный туман. Ни смски, в выписке никаких следов. Я клиент этого банка более 8 лет, кредитная карта, дебетовая голд, у жены голд, имею кредитную историю положительную, юрлицо мое в этом банке, и с меня списывают 40 тыс втихую, и потом говорят, -что операция проведена корректно!? Мне кажется, что в такой ситуации, когда такие дела с курсами, и столько народу уже на этом нагрелось, и если бы банк хотел реально донести эту информацию до клиента, то это бы большими буквами было написано на каждом углу. Все информирование сделано таким образом, что бы при случае судебных разбирательств, остатся сухими, из разряда -минздрав предупреждает.
С этим не поспоришь. Привычка к стабильности (минимальным колебаниям курса) сыграли в последнее время со многими держателями рублевых карт злую и дорогую шутку. Надо для таких случаев пользоваться валютными картами или проводить конвертацию рублей в ИБ. Слишком велика возможная разница. В данном случае снятие валюты с рублевой карты в банкомате эквивалентно покупке по рублевой карте за границей. Там то вопроса бы не возникло?
Повторюсь, ИМХО Вам стоит написать обращение в банк, попытаться надавить на "профессиональную гордость" банка и свои заслуги как старого клиента, что деньги снимались в ЕГО банкомате, , т.е. по сути все равно что в окошке кассы, что Вы не были проинформированы должным образом и т.д. (хотя это, конечно, все в пользу бедных). Ну или утешиться мыслью, что если бы Вы меняли деньги на день позже, то отдали бы эти же 40 тыс., но без всякой обиды.
В банк написал, отдал в том же отделении с уведомлением письмо, сказали срок рассмотрения 35 дней по таким ситуациям, куда это годится 2 месяца. С расчетом наверно что через два месяца курс будет 80 и вопрос сам собой рассосется. Были у меня и рублевые и евровые карты, и да действительно я на них просто забил, как закончились срока действия, так и не стал продлевать, разницы особой не чувствовал. Есть в том же банке и долларовый счет, но это как вжу тоже бы сильно не помогло. Причем мы то брали у них сначала в кассе доллары, а только потом в банкомате, а они курс к этому времени реально снизили на карточные операции, это было в Ломоносовском отделении (Москва) мы еще посмотрели курсы рядом там несколько банков, позвонили в еще один банк, и вроде как тут получался самый нормальный курс все купили. Меня поражает само отношение, на сайте банка написано, курс на заданное число, по картам физ лиц. нигде не написано, что курс может поменятся в течении дня, будьте внимательны. А с 14.00 он будет вообще недействителен, т.е. посути информация о курсе предоставленная банком вообще ничего не несет в себе.
A_Vlasov пишет: по картам физ лиц. нигде не написано, что курс может поменятся в течении дня
Думаю, в договоре написано. Далеко не каждый банк гарантирует курс при списании со счета по операции получения наличной валюты в его банкомате равный курсу при совершении операции. Об этом нужно отдельно узнавать в каждом конкретном банке.
Да понятно что наверняка там все написано, иначе так бы себя не вели. Так и дело в том, что это как раз то мой банк, вроде как солидный европейский банк, в европе на каждом углу отделения. Я же не ношу с собой договор, на сайте курс посмотрел, да и еще проверил, снял 100 долларов, посмотрел по смс остаток.
A_Vlasov пишет: снял 100 долларов, посмотрел по смс остаток.
Эти СМС носят только информационный характер о доступном балансе. Реальная сумма списания отражается в выписке. На этом часто попадают клиенты с рублевыми картами, просто при снятии денег в банкомате это не так очевидно, как при покупке. Казалось бы - вставил карту, взял выданные банкоматом купюры, прочитал остаток в СМС и всё ОК. Ан нет. Кстати, я не уверен, что всё это более-менее подробно написано в договоре или каком-либо еще документе, который Вы подписывали при получении карты (по крайней мере про банкоматы). На это также можно аккуратно сослаться в обращении в банк.
Очень странно, что они забыли потом еще прислать информационное сообщение о реальном балансе моего счета. Судя повсему, что бы я сразу не побежал отменять транзакцию. Да я прекрасно понимаю, что все там написано, но ведь есть законы регулирующие взаимоотношения банк-клиент. Что разве законы публичной оферты тут не действуют? Я просто не понимаю, как в такой системе совершать вообще какие-либо валютные операции (покупать в обменнике понятно) если информация которую тебе предоставляет банк, она ни о чем. А в соответсвии с договором, операция будет посчитана по курсу который выгоден банку. Я бы все понял, если бы это произошло за границей, или при покупке чего то в загарничном интернет магазине, или в стороннем банкомате, все бы было понятно, даже и разбиарться не стал. А тут прямо в банкомате в отделении банка. Попробую получить в банке информацию по изменениям курса в течении дня. Думаю, что это многое объяснит.
Использование рублевой карты в путешествиях за границей удобно, так как курс конверсии из рублей в евро или доллары для владельцев банковских карт более выгодный, чем в обменных пунктах при операциях с наличными. Необходимо учитывать, что всегда при оплате покупок рублевой картой сумм в другой валюте будет производится конверсия в рубли. Совершая операцию в евро по рублевой карте, сумма операции будет сконвертирована из евро в рубли по курсу Банка на день проведения операции по счету клиента. При совершении операций в долларах порядок списания будет аналогичным.... С внутренним курсом Банка можно ознакомиться на сайте ЮниКредит Банка.
В проведении операции банк прав на 146%. Но неправ в одном - отсутствии подробной информации для клиента, что дата осуществления операции по карте клиентом и дата проведения операции по счету клиента (дата списания) - это ВСЕГДА разные даты, и что курс ВСЕГДА берется на дату списания, и что он может отличаться от курса на дату операции, а в последнее время существенно отличаться (впрочем, как в ту, так и в другую сторону). Невинная фраза из цитаты выше ну никак не может служить предостережением о возможных последствиях. Но, как Вы правильно заметили
Цитата
...если бы банк хотел реально донести эту информацию до клиента, то это бы большими буквами было написано на каждом углу.
Кстати, глянул для сравнения на курсы в СБЕРе на указанный период - там тоже был скачок курса с 10:00ч 4 февраля (68,20) до 11:30ч 5 февраля (71.75) примерно на +3.5 руб. Т.е. Вы попали в неудачный период резкого роста биржевого курса. Впрочем и банк мог поиграть на выборе правильного момента курса списания (не только с Вами лично, конечно, но "пакетно"), т.к. чуть позже 5 февраля курс пошел вниз и разница составила бы 1.75 руб. (т.е. Ваши потери могли быть в 2 раза меньше). Вряд ли, конечно большой банк будет "ловить блох", но кто его знает, все ведь в руках божьихбанка.
Я думаю что это совсем не "блохи", делается скорее всего программно, выбирается курс с макисмальной дельтой для банка. Плюс дельта по времени позволяет компенсировать возможные убытки банка в случае резкого падения курса. Особенно кратковременного. В наше время, если роботы на бирже уже торгуют, то упарвлять системно такими транзакциями задача не сложная. Наверно повторюсь, накануне скачка на 3 рубля, они снизили резко курс на 1 рубль примерно, за время пока мы ехали до банка. Я думаю если проанализировать динамику их курса скажем за месяц и соотнести с биржевым на это же время, то многое станет ясным. Пока просто не удается доехать до отделения, через сайт дать информацию не хотят.
Чужая душакухня - потёмки. Наверное, каждый из нас на месте банка(ов) поступал бы так же (в смысле выгадывал момент). "Десять баксов-то не лишние". (с) Но у Вас хоть карта, банкомат, МПС и всё такое, а вот в период "черного вторника" 16 декабря люди теряли даже бОльшие суммы при конвертации в ИБ (!!!) некоторых неторопливых банков-монстров, которые проводили конвертацию по завтрашнему курсу.
Я сужу со своей колокольни, наверно если бы эта кухня меня привлекала, то работал бы я в банке. А так у меня типография, и мне дорог каждый клиент. Как и в любом деле, бывают конфликты с клиентами, так вот я даже при всей очевидной собственной правоте, даже клиент если косячный макет утвердил, подпись поставил, всегда иду на встречу, и прилагаю максимум усилий на подготовительном этапе, что бы клиенту потом не говорить, что Вы это сами выбрали. Сорри за ОФФ.
Давайте подождем ответа банка. Пока ясно одно: банк формально абсолютно прав, но плохая информированность клиентов об особенностях конверсионных операций приводит к негативным последствиям - клиент теряет деньги (которые не потерял бы, если бы был должным образом информирован), а у банка страдает репутация. Кстати, надо бы Вам было написать в "Народный рейтинг" - больше шансов на быструю реакцию и компромиссное решение.
Спасибо за совет, попробую. Ответ отчасти мне известен. Через какое-то время после моего запроса, у меня был пропущенный вызов от банка, и в тот же день звонок супруге, так как мы писали общее заявление. Суть разговора свелась к тому, что банк считает себя правым, зачитывались пункты из договора, их попросили дать ответ в письменном виде. Банк сказал -Ок, мы с Вами свяжемся, ответ будет в указанном отделении. Даже тени на поиск какого-либо компромиса не было. Думаю будут ждать положенные 35 рабочих дней. Так бы я сюда не постил.
A_Vlasov пишет: Да я прекрасно понимаю, что все там написано, но ведь есть законы регулирующие взаимоотношения банк-клиент. Что разве законы публичной оферты тут не действуют?
Данная область (конвертаций по операциям с использованием карт) вообще детально в законодательстве не отрегулирована. Есть только общие фразы, да и то, относящиеся к переводам (в том числе платежам с использованием карты и получению наличных в "чужом" банке с использованием карты):
Цитата
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О национальной платежной системе"
Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств
12. Оператор по переводу денежных средств до осуществления перевода денежных средств обязан предоставлять клиентам возможность ознакомления в доступной для них форме с условиями осуществления перевода денежных средств в рамках применяемой формы безналичных расчетов, в том числе:
1) с размером вознаграждения и порядком его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;
2) со способом определения обменного курса, применяемого при осуществлении перевода денежных средств в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);
3) с порядком предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором по переводу денежных средств;
4) с иной информацией, обусловленной применяемой формой безналичных расчетов.
Цитата
Статья 9. Порядок использования электронных средств платежа
1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.
Небольшой оффтоп, но тем не менее показательно. Сегодня всплыла подобная тема в разговоре с коллегой по работе. Налицо полное непонимание алгоритма списывания суммы валютных покупок (а тем более снятия валюты в банкомате) по рублевой карте. Естественная реакция добропорядочного гражданина: я сделал оплату картой, мне пришла СМС с остатком суммы - все ОК. Ну никак не хотят люди верить, что сумма списывается не по указанному в СМС курсу, а по курсу, действующему через несколько дней (дата списания банком). "Да что ты мне рассказываешь, это все мгновенно происходит!" Ага. Надо бы банкам рассылать своим клиентам краткие памятки на эту тему во избежание недоразумений. Да, видно, никому не надо, лучше кредиты предлагать.
Да, можете коллеге ссылку на мой пост показать как раз, для понимания. Вчера написал по ним отзыв, правда пока не вижу его, может проверяют. Да кредиты это конечно клондайк. Помню много лет назад, когда кредитный карты только стали появляться, тоже заказал себе карту в Юникредите. Приехали на работу 2 менеджера, посмотрели, что к чему и говорят-А можно мы тут у Вас на территории стойку свою на время поставим, будем карты предлагать? А мы на территории большой бюджетной научной организации находимся. Народу много, научные сотрудники, народ конечно небогатый. Я им говорю, зачем Вам это, тут народ небогатый, бюджетники. А они и говорят,- так это то что нужно, мы им будем по двум документам карты с лимитом 10-20 тыс оформлять. Короче главное человека подсадить.
Ибирь пишет: Ну тут таких тем навалом. Пусть почитает хотя бы одну, сразу иллюзии рассеются.
Ибирь, нет ничего сложнее, чем напоить лошадь, которая не хочет пить. Я дал честное слово, зуб и все такое прочее, что именно так и происходит с картами. Вроде восприняли, но сказали: "Тебя слушать, так вообще перестанешь верить банкам". А может так и надо - разочарований не будет?
...Таким образом, сумма операции блокируется по курсу, установленному для блокировки суммы операции на момент ее совершения, а списывается по курсу Банка на дату списания денежных средств с карточного счета, в связи с чем курс блокировки может отличаться от курса списания.
Какая невинная фраза, но как много бед она уже принесла клиентам и еще принесет... Повторюсь: в старые добрые мирные времена, когда валютный курс не скакал на несколько рублей за день-два, никто и внимания особого не обращал на копеечные (относительно) разницы. Теперь же другие времена, и банки должны (хотелось бы на это надеяться) более явным образом предупреждать клиентов об опасности потерь на конверсионных операциях посредством карт. Ведь можно 3 раза прочитать приведенную цитату и не осознать возможных последствий. Для наглядности: A_Vlasov, потерял на данной операции в 1.5-2 раза больше денег, чем заработал бы, поместив конвертируемую сумму в долларах на годовой депозит в этом же банке. Неплохой бизнес для банка? Кто же после этого станет предупреждать клиентов об опасностях?
Как раз только из банка позвонили, что письменный ответ готов, думаю, что под копирку написан. Нет, депозит не катил, нужны были именно наличные баксы. Кстати про депозиты тоже много чего написано, они же как, сейчас трубят, зазывают, откройте депозит, под 18-17 проц годовых. А потом потихому проценты скрутят и никто и не узнает. У меня так было с кредиткой. В 08-09 кризис начался, они потихому проценты до 33 подкрутили годовых и все. Нет доверия к банкам, начнется замес какой-нибудь(не дай бог конечно), фиг этот депозит вытащишь.