Всем привет! Наверное, тема с кражей денег с дебетовых и кредитных карт уже всем надоела, тем не менее, попрошу тут Вашего совета, если можно. В общем, если коротко, есть у меня дебетовая карта Сбербанка - Maestro, которой я практически не пользуюсь, но где хранится небольшая сумма денег на всякий случай. Недавно, зайдя на сайте Сбербанка в сервис Сбербанк-онлайн, чтобы закинуть деньги на телефон, обнаружил, что около недели назад по моей карте было списание на сумму в "-1500" рублей, которое я уж точно не делал. Напротив суммы указана операция по карте. Она имеет такой вид: CH Debit RUS Moscow SBOL. Сумма небольшая и, казалось бы, ничего страшного, но вопрос этот касается моей финансовой безопасности и безопасности клиентов банка (наверняка схема отработана не только на моей карте). Я пошел в то отделение, где получал карту. Там развели руками и даже особо не напряглись. Я даже подумал, что мне банально не поверили. Я написал свои данные, и мне пообещали дать полную выписку по моей карте. Я также узнал, что "CH Debit RUS Moscow SBOL" - это перевод другому лицу на онлайн-счет, тоже в Сбербанке. Когда я спросил, а как такое могло быть без смс-подтверждения, мне сказали, что иногда бывает, что якобы делают дубли телефонных номеров. В общем, все это невероятно мутная штука. Я решил написать тут, на профессиональном сайте. Как быть? Стоит ли обращаться в полицию? Как мне узнать мошенника и призвать его к ответу?
Естественно, нужно написать в Сбер претензию. Ему прекрасно известно кто получатель и какова была процедура перевода. Полиция об этом может узнать только от Сбера. Такие операции делаются либо со вводом кода из СМС или чека из банкомата, полученного с использованием карты.
Павлу Павлову: Да как знать, какой банк нормальный. Я думаю, мало найдется специалистов, которые реалистично могут оценить системы безопасности банков и на этом основании открыть там свой счет с онлайн-доступом. Я обычный гражданин, переводчик. Мне такое сложно понять и оценить.
Auni: Я так понимаю, форму претензии мне сообщат в самом банке? На сайте у них еще не искал, хотя должна быть. Я гляну. Но это, наверное, выписку надо дождаться. А в полицию они сами заявят об этом? Или я тут уже как бы не жертва мошеннических действий, но сам банк, как система, в которую был несанкционированный доступ? По методу, скорее всего, первый вариант - дубль номера каким-то образом и ввод кода через смс-ку с предварительным взломом аккаунта на самом сайте. Хотя это очень сложно. Просто не представляю, как у меня можно было увести и пароль от аккаунта и сделать дубль номера ради небольшой суммы. Странно все это очень. Карта у меня в портмоне всегда, чужие доступ к нему не имеют.
Alex_tfn: А как проверить чип? Могу фотку прислать, если иначе никак.
В дополнение: проверил, карта с чипом (микросхема в правом углу выше номера самой карты).
Кстати, спасибо за ответы, друзья. Постараюсь держать Вас в курсе всех новостей по этому делу. Первый столкнулся с этим. До этого считал это уделом беспечных держателей карт, которые светят данные карты и не пользуются антивирусами. Оказывается, все куда сложнее с точки зрения безопасности счетов карт и пользования ими онлайн.
Blogs Observer, у меня версии следующие. Поскольку Ваша карта с чипом (та самая микросхема), то сделать ее копию для использования в банкомате Сбербанка - малореально (чипы практически невозможно подделать). Значит доступ к Личному кабинету через банкомат исключен, если, конечно, кто-нибудь из близких, знающий ПИН-код, не воспользовался Вашей картой без Вашего ведома. Для операций в СБОЛ мошеннику нужно знать Ваши логин и пароль, а также иметь доступ к Вашему телефону (троян) или симкарте (замена по доверенности). Хотя все вместе это довольно муторно для хищения 1500 руб., но не невозможно. Если Вы смогли воспользоваться СБОЛ под своим паролем, то вариант установления удаленного доступа по номеру карты со сменой пароля следует исключить. Кстати, у Вас подключена услуга Мобильный банк на этой карте?
Alex_tfn: Это все очень интересно, даже с точки зрения самой механики и детективного прямо-таки сюжета. Совершенно верно, у меня подключена услуга "Мобильный банк". Я за нее 30 руб. вроде бы плачу ежемесячно. Насколько я правильно понимаю, пользование Сбербанком-Онлайн обусловлено подключением именно этой услуги, без нее в личный кабинет через Интернет не зайти (хотя я могу ошибаться). Пользование самой моей картой нереально, то есть я полностью исключаю доступ третьих лиц к ней. К ней доступ только у меня лично. Я ее не терял. Она всегда в моем кошельке.
Что касается доступа к ней через Интернет - это, скорее всего, реальный вариант. Однако меня смущает другое: чтобы совершить такую мошенническую операцию, если следовать Вашей схеме, надо заполучить пароль и логин от СБОЛа, а также получить удаленный доступ к телефону. Не слишком ли это замудренная схема для 1500 руб? Я допускаю, что кража эта могла иметь массовый характер, но предположить, что всем закинули трояна на телефон и еще получили доступ к паролю и логину на многочисленных компьютерах, это все выглядит очень фантастично.
Еще не понимаю два момента: 1. какой смысл переводить со СБОЛа на другой счет, если его можно отследить, а подтвердить его владельца, наверное, труда не составит, ведь каждый счет привязан к конкретным физическим или юридическим лицам; 2. почему взяли только 1500 рублей, тогда как там было больше, и можно было взять еще.
Blogs Observer, Вы правильно говорите про Мобильный банк, без него СБОЛ вроде бы не должен работать, хотя говорят. что есть и обратные примеры. Мой вопрос о МБ скорее подразумевал следущее: Вы получаете обычно СМС о произведенных операциях по карте (т.е. у Вас полный пакет МБ)? Если да, то следующий вопрос - приходило ли на телефон СМС об операции перевода денег через СБОЛ? СБОЛ Вы пользуетесь со стационарного компа или используете Мобильное приложение на смартфоне/планшете?
Alex_tfn: Да, "Мобильный банк" у меня предполагает уведомление обо всех совершаемых по карте операциях, в том числе и по факту захода в сервис "Сбербанк-Онлайн" мне приходит уведомление. Что касается сделки по списанию 1500 рублей, то по ней не было никаких уведомлений, то есть я не получал смс-сообщения о том, что на мой аккаут в СБОЛ кто-то зашел, как и о том, что была списана какая-то сумма. Кода подтверждения по этой операции тоже не приходило. СБОЛ я никогда через телефон не использовал, только со стационарного компьютера, хотя в моем телефоне есть возможность выхода в Интернет, но и Интернет я там не использую.
Есть одна деталь, которая возможно поможет делу. На мой телефон часто стали приходить смс-ки от какого-то сервиса (то ли астрология, то ли что-то еще), я их обычно не читаю, а сразу удаляю. Я к этому сервису не подключался, он появился внезапно на телефоне. Как я однажды выяснил, он снимал у меня около 3 руб. в сутки. Я звонил оператору, они услугу отключили, хотя откуда она взялась, они мне не объяснили. Недавно, мне снова стали приходить смс-ки подобного же характера. Я даже стал подумывать о смене оператора, хотя телефонный номер у меня очень давно, даже жалко менять его. Подобные смс-ки я объясняю только злоупотреблениями оператора или каким-то непонятным вирусом.
Blogs Observer, значит Вам надо получить детализацию у мобильного оператора. Предполагаю, что там вы увидите СМС с номера 900. Т.е. у Вас на смартфоне был или до сих пор имеется вирус, перехватывающий СМС от банка. Вообще самым простым и естественным предположением был бы как раз вирус на смартфоне и операция Мобильного банка по пополнению чужого телефона или карты, и сумма вроде подходит - 1500 руб. это мах сумма пополнения чужого номера. Важно правильно расшифровать тип операции.
Alex_tfn: Да, я могу запросить детализацию мобильной связи, даже, по-моему, это можно сделать онлайн, через личный кабинет. Я попробую это сделать. Я надеюсь, я Вас не напрягаю сильно своей проблемой, и мне хотелось бы еще уточнить одну деталь, а именно - насколько реально поймать довести дело до суда, предварительно идентифицировав мошенника. Также не могу понять, как можно с помощью вируса на телефоне узнать данные логина и пароля для управления моей картой через Интернет. Просто подобная ситуация несколько настораживает. Я активно пользуюсь Интернет-банкингом - покупки, оплата связи и т.д. После этой ситуации появились уже опасения, а не обманут ли еще раз, да и сумма может быть куда больше. Держать деньги под подушкой и ходить стоять в очередях, чтобы оплатить телефон или еще чего, нет времени и особого желания. Как же это возможно у крупных банков, не понимаю.
Blogs Observerпишет: Сумма небольшая и, казалось бы, ничего страшного, но вопрос этот касается моей финансовой безопасности и безопасности клиентов банка (наверняка схема отработана не только на моей карте).
Не важно, карту блокируйте
Цитата
Blogs Observerпишет: Я пошел в то отделение, где получал карту. Там развели руками и даже особо не напряглись.
Забавно... Пишите бегом заявление о несогласии с операцией. Прям сегодня. Не найдете образца - пишите в произвольной форме в адрес подразделения безопасности. Делайте копию. Сдавайте сотруднику, на копии - отмутку о принятии.
Цитата
Blogs Observerпишет: Я даже подумал, что мне банально не поверили.
Несанкционированные операции не вопрос веры.
Цитата
Blogs Observerпишет: Когда я спросил, а как такое могло быть без смс-подтверждения, мне сказали, что иногда бывает, что якобы делают дубли телефонных номеров.
Вас не уведомили об операции. Укажите это в заявлении. Не важно что где бывает.
Цитата
Blogs Observerпишет: Стоит ли обращаться в полицию? Как мне узнать мошенника и призвать его к ответу?
По желанию. Если есть время работать с нашими органами - подавайте . Главное настойчиво. А то там тоже умеют разводить руками, особо не напрягаясь.
Выражаю свою огромную поддержку Председателю Банка России Набиуллиной Эльвире Сахипзадовне за ее самоотверженную работу в сложное время. Я с Вами.
Уважаемый автор! Проверьте варианты - списание по суду или штрафы какой-либо, проверьте штрафы гибдд, а также на сайте ФССП России... Возможно ошибочное списание, тк возможно совпадение датырождения и ФИО полностью. Место рождения, как правило, не проверяется. Если все чисто - заявление в полицию, копию талона КУСП из полиции приложите к заявлению в банк.
Blogs Observerпишет: Также не могу понять, как можно с помощью вируса на телефоне узнать данные логина и пароля для управления моей картой через Интернет. Просто подобная ситуация несколько настораживает. Я активно пользуюсь Интернет-банкингом - покупки, оплата связи и т.д.
Если у Вас не телефон, а смартфон, то возможно ...
Ири55пишет: А если смартфон, но в интернет с него не захожу?
Вполне достаточно установить зловредное ПО своими руками, и тогда смартфон сам без Вашего участия может отправить исходящее смс на номер мошенников... И инет не нужен. Пользуйтесь для банкинга бабушкафонами
1. Выписка по мобильному телефону показала, что приходили за месяц (именно настолько я сделал выписку) смс-сообщения с номера 900 несколько раз. Само списание произошло 18 числа. Именно так указано в выписке Сбербанка. Смс-ки же с 900-го номера приходили 16 числа и потом только 21 числа. За 18 число я таких смс-сок (по выписке) не получал. Согласно выписке с меня за некий контент сняли 115 рублей. Хотя я никакой контент не выписывал.
2. Проверил штрафы на сайте ГИБДД. Нет никаких штрафов.
3. Зашел на сайт Службы судебных приставов. То же самое - нету никаких долгов.
Dolphina: Спасибо! Завтра начну писать заявление. Сделаю оба: в Сбербанк и в полицию. Карту я предварительно обнулил, но не блокировал пока. Она же дебетовая, кредит на нее не возьмешь. Может, не надо блокировать сразу? Или речь идет о том, что ее номер как бы уже известен мошенникам, и они не остановятся на достигнутой сумме?
Камо: Отписался в самом начале поста. Ничего подобного не замечено за мной. Я как бы добропорядочный гражданин, такого стараюсь не допускать. А что такое КУСП, если не секрет?
P.S. Про то, чтобы пользоваться старыми телефонами. Но так нас мошенники загонят в каменный век. Везде, где есть Интернет на девайсах, как бы потенциальная опасность. Сейчас многие вещи имеют Wi-fi. Получается, что мы просто отказываемся от прогресса и его удобств из-за кучки аферистов-прохиндеев, которые промышляют из-за того, что нет нормальной системы безопасности у банков.
камопишет: Исходящие смс (подозрительные) на неизвестные номера или на номер 900 были в выписке? С телефона/симкарты они удалены?
Сейчас проверил. Нет, никаких исходящих сообщений за месяц вообще не было. Только входящие. С 900-го номера - только входящие, на него, как и на другие номера, ничего не было.
камопишет: Банк не несет ответственность за разгильдяйство клиента, который ставит на свое "продвинутое" устройство зловредное ПО. smile:uncap:
Спасибо за КУСП. То есть это документ о приеме заявления к рассмотрению? Понял. Возьму. По тому, кто виноват - клиент или банк, - спорить можно долго. Я, например, не понимаю, откуда у меня зловредное ПО, если я Интернетом не пользуюсь на телефоне, а банк должен же находить способы борьбы с такими товарищами. Как они приняли списание средств с карты, если я не принимал в этом участия? Кстати, а почему в выписке нету сообщений от Сбербанка с подтверждением операции? Я, например, сегодня снял днем оставшиеся деньги оттуда, а выписке об этом ничего не указано, и за ранние периоды тоже.
камопишет: Номер телефона не меняли? smile8) Какой номер и какие карты привязаны к Мобильному банку? Опция МБ "Быстрый платеж" подключена?
Нет, мой номер со мной уже довольно давно. Несколько лет. Я его не менял. У меня оператор Ростелеком. Номер обычный - 11-значный. На +7 (908) ххх хх хх. К этому номеру привязана только одна карта - та самая, злополучная. Есть еще две другие карты, но они рабочие (то есть зарплатная и для международных расчетов). Опции "Быстрый платеж" нету тоже.
Blogs Observerпишет: не менял. У меня оператор Ростелеком.
Уточнить у оператора - проводились-ли какие-либо действия от Вашего имени по доверенности? Симкарту передавали третьим лицам? - тк возможно (при наличии у мошенников аппаратуры) клонирование симкарты. Смартфон был на ремонте или сервисном обслуживании у третьих лиц?