Длинная история о том, как попасть в беду, потому что Альфа-банку на вас глубоко наплевать.
Наплевательство на клиентов №1:
Все началось с того, что я хотела перевести деньги в онлайн-банке с дебетового счета на счет кредитной карты, но ошиблась валютой во всплывающем окне и перевела не рубли, а тот же номинал – в евро (то есть в 80 раз большую сумму, чем планировала, - и тут у банка никаких вопросов не возникло). Я тут же написала в чат Альфа-банка, но мне ответили, что отменить только что совершенную ошибочную операцию между собственными счетами нельзя (почему? почему нет защиты от ошибки? почему в онлайн-чате не предложили альтернативного решения?).
Наплевательство на клиентов №2:
Я нахожусь за границей без возможности приехать домой (банк не в курсе, но в мире пандемия), а звонки в банк – это очень дорого, учитывая, что первые 10 минут нужно слушать музыку. Попытка позвонить по телефону, чтобы все же решить вопрос из пункта №1 провалилась по этой причине.
Наплевательство на клиентов №3:
Есть же скайп! И в скайпе можно позвонить на телефон Альфа-банка +74957888878. Что я и сделала. Только вот там ответили мошенники, которые успешно и виртуозно (комплимент мошенникам: настоящая клиентоориентированность, вежливость, попытка действительно вникнуть в проблему звонящего – не то что отписки и отмазки от настоящих сотрудников банка) уговорили меня перевести сумму денег на другой счет, чтобы потом вернуть их мне на правильный. Я бы никогда в жизни не повелась на такую схему, если бы мне с таким предложением позвонил сам Альфа-банк. Но тут звонила я сама – и звонила я по номеру Альфы. Я даже проверила в процессе разговора – точно Альфа? – точно, номер тот же, что указан на сайте. А в новостях по запросу «скайп альфа банк» выпадает новость о том, что Альфа действительно пользуется этим каналом. Что же выяснилось потом (самостоятельно, без помощи банка): в скайпе можно за деньги звонить напрямую по номеру телефона (скайп-аут), а можно звонить через мессенджер бесплатно. И что интересно, телефонный номер банка (настоящий) и телефонный номер в мессенджере (мошеннический) в скайпе связаны в одном и том же аккаунте. То есть ты находишь в Скайпе "Альфа банк", вылезает профиль с логотипом и надписью "дистанционное банковское обслуживание", но, если ты этому аккаунту звонишь за деньги через функцию телефонных звонков, ты попадаешь в банк, а если звонишь ему же бесплатно через скайп - ты попадаешь к мошенникам. Прилагаю скриншоты: на одной вкладке ("скайп") звонки мошенникам, на второй вкладке того же профиля ("смс") - звонки в банк (вспомнила, что уже звонила туда несколько месяцев назад - но тогда мне "повезло", и я позвонила в настоящий банк). Тут мы говорим о том, что банку наплевать на безопасность своих клиентов, потому что как минимум аккаунт в скайпе все еще существует. Потому что как минимум банк не следит за возможностью совершения мошеннических операций в одном из самых используемых каналов связи. Я прекрасно осознаю мою ошибку в этой ситуации, но это недопустимо, что, самостоятельно позвонив по телефону банка, можно нарваться на мошенников.
Наплевательство на клиентов №4:
Когда я сообразила, что что-то не так, я сбросила звонок и смогла-таки дозвониться до «настоящего» банка. На что мне сказали, что из-за подозрительных операций заблокировали мне вообще все: обе карты (даже ту, по которой операций не проводилось) и онлайн-банк. Заблокировали причем так, что разблокировать нельзя – можно только явиться в офис банка и открыть всё заново. На вопрос, что мне делать если я заграницей, ответили: приезжайте скорее в Россию. Странно, что не предложили отменить пандемию. Нет, банк не включил временную блокировку после первой подозрительной операции. Банк наглухо заблокировал все только после того, как со счета ушла крупная сумма. А дальше, уважаемый клиент, это ваши проблемы. Таким образом, я оказалась не только без тех денег, которые ушли мошенникам, но и без тех, что оставались на счету. За границей. К слову, на билет до России, если бы перелет был возможен, тоже нужны деньги, но кого это интересует?
Наплевательство на клиентов №5.
После первой короткой жалобы в фейсбуке и твиттере, представители банка обещали как-то помочь. Во-первых, попросили у меня адрес в Италии, на который прислать новые карты. Во-вторых, честно признались, что звонить по скайпу им можно и что они не поняли, как так произошло, что я по их номеру позвонила мошенникам (скриншот тоже прилагаю). Обещали отписаться позднее. Сегодня пришел ответ: аккаунта в скайпе у банка нет, обращайтесь в полицию. Об обещанной ранее карте – ни слова (а как же ранее данные обещания?) То есть когда речь идет о том, чтобы к моим деньгам могли получить доступ мошенники, то «сами разбирайтесь», а когда о том, чтобы к деньгам могла получить доступ я, то «мы вам все заблокировали РАДИ ВАШЕЙ ЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ».
Заявление в полицию я написала удаленно (даже правоохранительные органы дают тебе возможность удаленного обращения, а вот Альфа-банк – только при личном присутствии). Но мои счета не у полиции, а у банка. И я считаю, что минимум, что должен сделать банк, это 1) Дать возможность заново зарегистрироваться в интернет-банке без необходимости приезжать в офис 2) Разблокировать хотя бы дебетовую карту, с которой не совершалось никаких подозрительных операций, или прислать мне карты, как обещали, за границу. 3) Предпринять конкретные действия по удалению липового аккаунта в скайпе. 4) Признать грубейший недосмотр собственной службы безопасности и вернуть мне средства, которые ушли с моего счета мошенникам.
Наплевательство на клиентов №1:
Все началось с того, что я хотела перевести деньги в онлайн-банке с дебетового счета на счет кредитной карты, но ошиблась валютой во всплывающем окне и перевела не рубли, а тот же номинал – в евро (то есть в 80 раз большую сумму, чем планировала, - и тут у банка никаких вопросов не возникло). Я тут же написала в чат Альфа-банка, но мне ответили, что отменить только что совершенную ошибочную операцию между собственными счетами нельзя (почему? почему нет защиты от ошибки? почему в онлайн-чате не предложили альтернативного решения?).
Наплевательство на клиентов №2:
Я нахожусь за границей без возможности приехать домой (банк не в курсе, но в мире пандемия), а звонки в банк – это очень дорого, учитывая, что первые 10 минут нужно слушать музыку. Попытка позвонить по телефону, чтобы все же решить вопрос из пункта №1 провалилась по этой причине.
Наплевательство на клиентов №3:
Есть же скайп! И в скайпе можно позвонить на телефон Альфа-банка +74957888878. Что я и сделала. Только вот там ответили мошенники, которые успешно и виртуозно (комплимент мошенникам: настоящая клиентоориентированность, вежливость, попытка действительно вникнуть в проблему звонящего – не то что отписки и отмазки от настоящих сотрудников банка) уговорили меня перевести сумму денег на другой счет, чтобы потом вернуть их мне на правильный. Я бы никогда в жизни не повелась на такую схему, если бы мне с таким предложением позвонил сам Альфа-банк. Но тут звонила я сама – и звонила я по номеру Альфы. Я даже проверила в процессе разговора – точно Альфа? – точно, номер тот же, что указан на сайте. А в новостях по запросу «скайп альфа банк» выпадает новость о том, что Альфа действительно пользуется этим каналом. Что же выяснилось потом (самостоятельно, без помощи банка): в скайпе можно за деньги звонить напрямую по номеру телефона (скайп-аут), а можно звонить через мессенджер бесплатно. И что интересно, телефонный номер банка (настоящий) и телефонный номер в мессенджере (мошеннический) в скайпе связаны в одном и том же аккаунте. То есть ты находишь в Скайпе "Альфа банк", вылезает профиль с логотипом и надписью "дистанционное банковское обслуживание", но, если ты этому аккаунту звонишь за деньги через функцию телефонных звонков, ты попадаешь в банк, а если звонишь ему же бесплатно через скайп - ты попадаешь к мошенникам. Прилагаю скриншоты: на одной вкладке ("скайп") звонки мошенникам, на второй вкладке того же профиля ("смс") - звонки в банк (вспомнила, что уже звонила туда несколько месяцев назад - но тогда мне "повезло", и я позвонила в настоящий банк). Тут мы говорим о том, что банку наплевать на безопасность своих клиентов, потому что как минимум аккаунт в скайпе все еще существует. Потому что как минимум банк не следит за возможностью совершения мошеннических операций в одном из самых используемых каналов связи. Я прекрасно осознаю мою ошибку в этой ситуации, но это недопустимо, что, самостоятельно позвонив по телефону банка, можно нарваться на мошенников.
Наплевательство на клиентов №4:
Когда я сообразила, что что-то не так, я сбросила звонок и смогла-таки дозвониться до «настоящего» банка. На что мне сказали, что из-за подозрительных операций заблокировали мне вообще все: обе карты (даже ту, по которой операций не проводилось) и онлайн-банк. Заблокировали причем так, что разблокировать нельзя – можно только явиться в офис банка и открыть всё заново. На вопрос, что мне делать если я заграницей, ответили: приезжайте скорее в Россию. Странно, что не предложили отменить пандемию. Нет, банк не включил временную блокировку после первой подозрительной операции. Банк наглухо заблокировал все только после того, как со счета ушла крупная сумма. А дальше, уважаемый клиент, это ваши проблемы. Таким образом, я оказалась не только без тех денег, которые ушли мошенникам, но и без тех, что оставались на счету. За границей. К слову, на билет до России, если бы перелет был возможен, тоже нужны деньги, но кого это интересует?
Наплевательство на клиентов №5.
После первой короткой жалобы в фейсбуке и твиттере, представители банка обещали как-то помочь. Во-первых, попросили у меня адрес в Италии, на который прислать новые карты. Во-вторых, честно признались, что звонить по скайпу им можно и что они не поняли, как так произошло, что я по их номеру позвонила мошенникам (скриншот тоже прилагаю). Обещали отписаться позднее. Сегодня пришел ответ: аккаунта в скайпе у банка нет, обращайтесь в полицию. Об обещанной ранее карте – ни слова (а как же ранее данные обещания?) То есть когда речь идет о том, чтобы к моим деньгам могли получить доступ мошенники, то «сами разбирайтесь», а когда о том, чтобы к деньгам могла получить доступ я, то «мы вам все заблокировали РАДИ ВАШЕЙ ЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ».
Заявление в полицию я написала удаленно (даже правоохранительные органы дают тебе возможность удаленного обращения, а вот Альфа-банк – только при личном присутствии). Но мои счета не у полиции, а у банка. И я считаю, что минимум, что должен сделать банк, это 1) Дать возможность заново зарегистрироваться в интернет-банке без необходимости приезжать в офис 2) Разблокировать хотя бы дебетовую карту, с которой не совершалось никаких подозрительных операций, или прислать мне карты, как обещали, за границу. 3) Предпринять конкретные действия по удалению липового аккаунта в скайпе. 4) Признать грубейший недосмотр собственной службы безопасности и вернуть мне средства, которые ушли с моего счета мошенникам.