Форум

Ситибанк отказывается возвращать деньги за авиабилеты на рейс, отмененный после 24.02.2022


В начале января 2022 на сайте Швейцарских авиалиний я купил авиабилет из СПб на Маврикий на июнь 2022 г. Заплатил за него кредитной картой (Мастеркард) российского Ситибанка. Хотя билет приобретался на русской версии сайта перевозчика и валютой транзакции были рубли, местом проведения транзакции оказался Базель, Швейцария. По крайней мере так было указано в банковской выписке. Впрочем, возможно, это указывает лишь на местонахождение/юрадрес перевозчика (у Свисса в Базеле штаб-квартира). Этот момент (была ли это транзакция внутри РФ или трансграничная) мне до конца не понятен.

24.02.2022 случилось известно что. В начале марта Свисс сначала изменил время вылета рейса (стыковка вместо двух часов стала двенадцать), а потом и вовсе его отменил. Я, соответственно, написал авиакомпании письмо с просьбой возврата денег. Они его получили (есть acknowledgement), но до сих пор отмораживаются. Я даже звонил им пару раз, но только получил информацию, что your refund is still processing.

В сентябре, устав ждать реакции Свисса, я решил вернуть деньги через чарджбэк. Пришел в офис Ситибанка в СПб и написал заявление. И уже через несколько дней получил отказ в чарджбэке на основании того, что платежная система, через которую была проведена транзакция, ушла из РФ.

Вопрос: это законно? Насколько я понимаю, у меня, как у владельца карты, есть договор с российским банком ее выпустившим (Ситибанк). И хотя все транзакции и регулируются правилами платежной системы (в частности, тот же чарджбэк), но я, как конечный пользователь, напрямую с этой системой никак не взаимодействую. Другими словами, у банка с платежной системой есть договор, стороной которого держатель карты не является (у него договор только с банком). И хотя он и следует правилам, установленным в договоре между банком и МПС, но связан договорными обязательствами только с банком.

Кроме того, на момент проведения транзакции (январь 2022) платежная система мастеркард в РФ прекрасно работала. Соответственно, все правила проведения (и отмены) данной транзакции были установлены в тот момент. Поэтому, как мне видится, именно Ситибанк обязан предоставить мне услугу чарджбэка. А уже потом он может пытаться возместить выплаченные мне деньги у банка-эквайрера. Другое дело, что перспективы этого в данный момент туманны. Видимо из-за этого Ситибанк отказал мне в чарджбэке.

В общем, на мой взгляд, Ситибанк пытается решить свои проблемы за счет клиента (меня).
 
Цитата
Greakly пишет:
Поэтому, как мне видится, именно Ситибанк обязан предоставить мне услугу чарджбэка. А уже потом он может пытаться возместить выплаченные мне деньги у банка-эквайрера.

1. Чарджбек никогда не был обязанностью банка. Только правом.
2. Возмещать за продавца тем более банк не обязан.
3. Сити не был российским банком, только подразделением международного.
Цитата
Greakly пишет:
российским банком ее выпустившим (Ситибанк)
 
Цитата
Greakly пишет:
В общем, на мой взгляд, Ситибанк пытается решить свои проблемы за счет клиента (меня).

Ну это только кажется. Во-первых, банк может, но не обязан предоставить Вам требуемую услугу. А во-вторых, даже если у банка есть такое желание, технически исполнить Вашу заявку он не имеет возможности, т.к. он отключён от системы Мастеркард. И даже если Swiss Air решит перевести на Ваш карточный счёт сумму возврата, то и он это сделать не сможет по той же самой причине.

В Вашем случае следовало бы ещё раз связаться с авиакомпанией и сообщить, что банк-эмитент карты более не обслуживается системой Мастеркард и для возврата причитающейся Вам суммы надо воспользоваться обычным переводом на указанный Вами банковский счёт.
Изменено: serj.ykt2845- 04.01.2023 23:12
Завтра не бывает ...
 
Цитата
zimaleto-1 пишет:
3. Сити не был российским банком, только подразделением международного.

Ситибанк, Москва является полноправным российским банком с участием иностранного капитала. Это не подразделение американского Сити, а всего лишь его дочерняя структура.
Завтра не бывает ...
 
Цитата
Greakly пишет:
А уже потом он может пытаться возместить выплаченные мне деньги у банка-эквайрера.

это так не работает. деньги отдает именно банк-эквайер которые забирает "силой" у своего клиента-продавца.
 
Цитата
mikma пишет:
Это не подразделение американского Сити, а всего лишь его дочерняя структура X

Спорить не буду. Но, эта структура послушалась "маму" и сворачивает свою деятельность в России.
 
Цитата
zimaleto-1 пишет:
Спорить не буду. Но, эта структура послушалась "маму" и сворачивает свою деятельность в России.

Только что-то не очень торопится. Похоже, что российское законодательство посильнее «мамы» будет. Банк так просто свернуть свою деятельность не может. На это могут годы уйти.
Завтра не бывает ...
 
Цитата
serj.ykt2845 пишет:
Похоже, что российское законодательство посильнее «мамы» будет. Банк так просто свернуть свою деятельность не может. На это могут годы уйти X

Да как бы то ни было, один бес.
Как вы написали
Цитата
serj.ykt2845 пишет:
он отключён от системы Мастеркард. И даже если Swiss Air решит перевести на Ваш карточный счёт сумму возврата, то и он это сделать не сможет по той же самой причине.

В Вашем случае следовало бы ещё раз связаться с авиакомпанией и сообщить, что банк-эмитент карты более не обслуживается системой Мастеркард и для возврата причитающейся Вам суммы надо воспользоваться обычным переводом на указанный Вами банковский счёт X

Ну и автору.
Цитата
Greakly пишет:
на мой взгляд, Ситибанк пытается решить свои проблемы за счет клиента (меня)

Это не у банка проблема, а у вас.
Стандартные механизмы поломаны. Остаётся надеяться только на добрую волю авиакомпании.
 
Цитата
serj.ykt2845 пишет:
Ну это только кажется. Во-первых, банк может, но не обязан предоставить Вам требуемую услугу.

Вы хотите сказать, что инициация процедуры чарджбэка по заявлению клиента является правом банка, а не его обязанностью?
 
Цитата
Greakly пишет:
Вы хотите сказать, что инициация процедуры чарджбэка по заявлению клиента является правом банка, а не его обязанностью?

Конечно, там прямо так и сказано:
Цитата
zimaleto-1 пишет:
1. Чарджбек никогда не был обязанностью банка. Только правом.
 
Как и писали выше, единственный вариант - связаться с авиакомпанией и предоставить ей реквизиты для возврата денег такие, чтобы авиакомпания могла технически на них перевести деньги (счёт не в российском банке или на худой конец счёт в российском банке, который не под санкциями и принимает переводы из Швейцарии). В данный момент чисто технически невозможно ни чарджбэк сделать, ни вернуть деньги на вашу карту.
Но шансы на возврат небольшие, т.к. санкций такое количество, что не факт, что авиакомпания имеет право сейчас переводить деньги российским гражданам или в российские банки.
 
Цитата
zimaleto-1 пишет:
3. Сити не был российским банком, только подразделением международного.

Да ну? В курсе, что деятельность иностранных банков в РФ запрещена?
Сити был самый обычный российский банк (т.е. банк созданный в соответствии с законодательством РФ и поднадзорный ЦБ).
Да с иностранным капиталом (материнской компанией). Да достаточно сильно для российского банка интегрированный с зарубежными подразделениями Сити. Но самый что ни на есть российский.
МКБ, Юникредит, Открытие, Уралсиб, Дом.РФ, Райффайзен, Сбер
 
Цитата
Greakly пишет:
Вы хотите сказать, что инициация процедуры чарджбэка по заявлению клиента является правом банка, а не его обязанностью?

В РФ это именно так: чарджбэк никогда не был обязанностью банка.
Цитата
Greakly пишет:
Поэтому, как мне видится, именно Ситибанк обязан предоставить мне услугу чарджбэка. А уже потом он может пытаться возместить выплаченные мне деньги у банка-эквайрера.

Нет, не так. Чарджбэк именно взыскание с поставщика через банковскую систему во внесудебном порядке, а не компенсация банком.
То, как вы описываете, это как работает наш 161-ФЗ. Но он применяется только к неавторизованным клиентом (читай мошенническим) операциям, и то только с рядом условий. Но это уже другая история, которая к описанному случаю неприменима.
МКБ, Юникредит, Открытие, Уралсиб, Дом.РФ, Райффайзен, Сбер
 
Цитата
Greakly пишет:
Пришел в офис Ситибанка в СПб и написал заявление. И уже через несколько дней получил отказ в чарджбэке на основании того, что платежная система, через которую была проведена транзакция, ушла из РФ.



Ну и что, что ушла? Отказ необоснованный. Первый шаг - обращение онлайн в Роспотребнадзор и через месяц с их заключением сначала в банк а потом если не хотят по хорошему - в суд. Роспотребнадзор поможет с заявлением. Расходов никаких а деньги вернёте пусть и не быстро.
Изменено: St-Derunets- 05.01.2023 12:33
 
Цитата
Greakly пишет:
Вы хотите сказать, что инициация процедуры чарджбэка по заявлению клиента является правом банка, а не его обязанностью?

Покопайтесь на форуме Винского. Там есть тема и про чарджбэк, и про возврат денег за билеты в подобных случаях ... это может быть и закрытие счета, с которого шла оплата, и аннулирование карты, и банкротство банка ... Все они объединены одним: отсутствие технической возможности вернуть деньги тем же путем, по которому шла оплата. Если найти эти темы будет сложно, то найдите близкую по тематике и обратитесь в ней к админам за помощью в поиске.
Изменено: V.Bukina- 05.01.2023 14:48 (Удалена ссылка.)
Завтра не бывает ...
 
Цитата
St-Derunets пишет:
Ну и что, что ушла? Отказ необоснованный. Первый шаг - обращение онлайн в Роспотребнадзор и через месяц с их заключением сначала в банк а потом если не хотят по хорошему - в суд. Роспотребнадзор поможет с заявлением.

Роспотребнадзор с чего вдруг будет с заявлением помогать? Вы с полной уверенностью этот путь советуете, вы и помогите обращение сформулировать.
Завтра не бывает ...
 
Цитата
В сентябре, устав ждать реакции Свисса, я решил вернуть деньги через чарджбэк. Пришел в офис Ситибанка в СПб и написал заявление. И уже через несколько дней получил отказ в чарджбэке на основании того, что платежная система, через которую была проведена транзакция, ушла из РФ.
Вопрос: это законно?

Понятие законности на территории РФ весьма относительно. Помните известную русскую поговорку про закон - тайга, прокурор - медведь?
Если говорить о чарджбеках вообще, то, как сказали выше, на территории РФ, в отличие от цивилизованных стран, чарджбеки - это право, а не обязанность банка.
Если говорить об ответе банка в вашем кейсе, то банк солгал. МПС Мастеркард прекратила операционную деятельность на территории РФ с 05.03.22. Все транзакции, прошедшие до этой даты через системы ПС, обслуживаются в штатном порядке. Чарджбеки - это часть системы клиринга. Поэтому чарджбек по вашей транзакции возможен.
 
Цитата
St-Derunets пишет:
Первый шаг - обращение онлайн в Роспотребнадзор

Что за ерунду вы советуете? Какую потребительскую услугу не оказал банк или оказал некачественно?
Его единственная обязанность была перевести деньги продавцу, он ее выполнил качественно и в срок. Еще что?
Если вам продали в магазине дырявое ведро, вы тоже к банку будете претензии предъявлять? Или все же к продавцу?
 
Цитата
serj.ykt2845 пишет:
Только что-то не очень торопится. Похоже, что российское законодательство посильнее «мамы» будет. Банк так просто свернуть свою деятельность не может. На это могут годы уйти.

Нормально он торопится и вполне успешно. Розничных клиентов с дебетовыми счетами уже разогнал (кому-то принудительно закрывает счета, остальным сделал совершенно невыгодные условия), потребы продал, на очереди кредитки и корпораты.
Где найти очки от Махатмы Ганди?
 
Цитата
Sergey7 пишет:
Нормально он торопится и вполне успешно. Розничных клиентов с дебетовыми счетами уже разогнал (кому-то принудительно закрывает счета, остальным сделал совершенно невыгодные условия), потребы продал …..

Розницу разогнал, но не совсем … да кредиты на чайники и прочую бытовуху продал … Это же гигантский шаг!
smile:D
Завтра не бывает ...
 
Цитата
slowpoke пишет:
Понятие законности на территории РФ весьма относительно.

Что за глубокомысленное откровение?
Цитата
slowpoke пишет:
Если говорить о чарджбеках вообще, то, как сказали выше, на территории РФ, в отличие от цивилизованных стран, чарджбеки - это право, а не обязанность банка.

Ну, как в частушке, мимо тещиного дома я без шутки не пройду … или, где бы что ни говорилось, все равно свернёт на баб …

Какая бы тема ни была, а в родную страну плюнуть надо … Так что ли?

Попробуйте чарджбэк через АмЕх сделать … Как попробуете, так на «территорию РФ» молиться начнёте.

Цитата
slowpoke пишет:
Если говорить об ответе банка в вашем кейсе, то банк солгал. МПС Мастеркард прекратила операционную деятельность на территории РФ с 05.03.22. Все транзакции, прошедшие до этой даты через системы ПС, обслуживаются в штатном порядке.

Так все эти «транзакции» до этой даты и обслужились. Расчеты по ним произведены. Чарджбэк это отдельная услуга. И она возможна только при наличии отношений между банком, выпустившим карту, и Мастеркард. Этих отношений сейчас нет.

Цитата
slowpoke пишет:
Чарджбеки - это часть системы клиринга. Поэтому чарджбек по вашей транзакции возможен.

Не могли бы пояснить сказанное простыми и понятными людям словами? А то за умностями смысл теряется.
Изменено: serj.ykt2845- 05.01.2023 13:14
Завтра не бывает ...
 
serj.ykt2845, С того, что у меня есть письмо Роспотребнадзора. Это цитата из их ответа на мое обращение smile:D
 
Alex133, Просто это уже пройденный мною путь smile:D И да - получил деньги спустя 6 месяцев от банка на букву А. Правда пришлось их поднапрячь регулярными (очень) напоминаниями smile:D
Изменено: St-Derunets- 05.01.2023 13:50
 
Цитата
St-Derunets пишет:
Ну и что, что ушла? Отказ необоснованный. Первый шаг - обращение онлайн в Роспотребнадзор и через месяц с их заключением сначала в банк а потом если не хотят по хорошему - в суд. Роспотребнадзор поможет с заявлением. Расходов никаких а деньги вернёте пусть и не быстро.

В спортлото сразу пишите лучше. При чем здесь РПН вообще?
Где в договоре с клиентом (потребителем) описана обязанность банка предоставления подобной услуги?
Подсказываю - нигде. Поэтому никакой обязанности у банка в правовом поле РФ нет независимо от ухода МПС нет. Когда было возможно - банк предоставлял в добровольном порядке, сейчас не предоставляет (кроме может быть карт МИР у которых теоретически есть аналогичная процедура - диспут).
МКБ, Юникредит, Открытие, Уралсиб, Дом.РФ, Райффайзен, Сбер
 
Цитата
St-Derunets пишет:
С того, что у меня есть письмо Роспотребнадзора. Это цитата из их ответа на мое обращение

Ну так это письмо применимо только к Вашему частному случаю, о котором, судя по всему, Вы им написали. С чего вдруг они возьмутся помогать автору темы? У него же, надо понимать, ситуация совсем не такая же, а полученное Вами письмо не носит универсального характера.
Завтра не бывает ...
 

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть