В начале января 2022 на сайте Швейцарских авиалиний я купил авиабилет из СПб на Маврикий на июнь 2022 г. Заплатил за него кредитной картой (Мастеркард) российского Ситибанка. Хотя билет приобретался на русской версии сайта перевозчика и валютой транзакции были рубли, местом проведения транзакции оказался Базель, Швейцария. По крайней мере так было указано в банковской выписке. Впрочем, возможно, это указывает лишь на местонахождение/юрадрес перевозчика (у Свисса в Базеле штаб-квартира). Этот момент (была ли это транзакция внутри РФ или трансграничная) мне до конца не понятен.
24.02.2022 случилось известно что. В начале марта Свисс сначала изменил время вылета рейса (стыковка вместо двух часов стала двенадцать), а потом и вовсе его отменил. Я, соответственно, написал авиакомпании письмо с просьбой возврата денег. Они его получили (есть acknowledgement), но до сих пор отмораживаются. Я даже звонил им пару раз, но только получил информацию, что your refund is still processing.
В сентябре, устав ждать реакции Свисса, я решил вернуть деньги через чарджбэк. Пришел в офис Ситибанка в СПб и написал заявление. И уже через несколько дней получил отказ в чарджбэке на основании того, что платежная система, через которую была проведена транзакция, ушла из РФ.
Вопрос: это законно? Насколько я понимаю, у меня, как у владельца карты, есть договор с российским банком ее выпустившим (Ситибанк). И хотя все транзакции и регулируются правилами платежной системы (в частности, тот же чарджбэк), но я, как конечный пользователь, напрямую с этой системой никак не взаимодействую. Другими словами, у банка с платежной системой есть договор, стороной которого держатель карты не является (у него договор только с банком). И хотя он и следует правилам, установленным в договоре между банком и МПС, но связан договорными обязательствами только с банком.
Кроме того, на момент проведения транзакции (январь 2022) платежная система мастеркард в РФ прекрасно работала. Соответственно, все правила проведения (и отмены) данной транзакции были установлены в тот момент. Поэтому, как мне видится, именно Ситибанк обязан предоставить мне услугу чарджбэка. А уже потом он может пытаться возместить выплаченные мне деньги у банка-эквайрера. Другое дело, что перспективы этого в данный момент туманны. Видимо из-за этого Ситибанк отказал мне в чарджбэке.
В общем, на мой взгляд, Ситибанк пытается решить свои проблемы за счет клиента (меня).
24.02.2022 случилось известно что. В начале марта Свисс сначала изменил время вылета рейса (стыковка вместо двух часов стала двенадцать), а потом и вовсе его отменил. Я, соответственно, написал авиакомпании письмо с просьбой возврата денег. Они его получили (есть acknowledgement), но до сих пор отмораживаются. Я даже звонил им пару раз, но только получил информацию, что your refund is still processing.
В сентябре, устав ждать реакции Свисса, я решил вернуть деньги через чарджбэк. Пришел в офис Ситибанка в СПб и написал заявление. И уже через несколько дней получил отказ в чарджбэке на основании того, что платежная система, через которую была проведена транзакция, ушла из РФ.
Вопрос: это законно? Насколько я понимаю, у меня, как у владельца карты, есть договор с российским банком ее выпустившим (Ситибанк). И хотя все транзакции и регулируются правилами платежной системы (в частности, тот же чарджбэк), но я, как конечный пользователь, напрямую с этой системой никак не взаимодействую. Другими словами, у банка с платежной системой есть договор, стороной которого держатель карты не является (у него договор только с банком). И хотя он и следует правилам, установленным в договоре между банком и МПС, но связан договорными обязательствами только с банком.
Кроме того, на момент проведения транзакции (январь 2022) платежная система мастеркард в РФ прекрасно работала. Соответственно, все правила проведения (и отмены) данной транзакции были установлены в тот момент. Поэтому, как мне видится, именно Ситибанк обязан предоставить мне услугу чарджбэка. А уже потом он может пытаться возместить выплаченные мне деньги у банка-эквайрера. Другое дело, что перспективы этого в данный момент туманны. Видимо из-за этого Ситибанк отказал мне в чарджбэке.
В общем, на мой взгляд, Ситибанк пытается решить свои проблемы за счет клиента (меня).