Здравствуйте! Со мной приключилась следующая неприятная история. Пропала кредитная карта «Альфа-Банка», пропажу я сразу не заметил, так как в кошельке у меня помимо этой карты находилась масса других карт, в том числе карты лояльности магазинов и карта фитнес-клуба. Сразу отмечу, что на телефоне у меня установлено официальное приложение «Альфа-Банка» и в настройках уведомлений данному приложению разрешено их отправлять. Мне регулярно приходят пуш-уведомления из приложения «Альфа-Банка» о специальных предложениях по потребительскими кредитам и ипотеке. А вот уведомления об операциях по карте, почему-то не приходят. Их можно посмотреть только в самом приложении, во вкладке «История». Данной кредитной картой я пользуюсь редко, соответственно в этот раздел захожу нечасто. И все же пятничным утром 26.01.2024 я зашел в приложение и во вкладку «История» и увидел там массу неизвестных мне транзакций. Самые свежие говорили о покупках в круглосуточном продуктовом магазине в 5 утра…. В совокупности, неизвестные мне операции совершались с позднего вечера 21.01.2024 по раннее утро 26.01.2024. Всего злоумышленник совершил за это время покупок на более чем 48 000 рублей… Никаких сообщений или уведомлений от банка об операциях не поступало, никто также не писал и не звонил со стороны службы безопасности банка. А службе безопасности банка, на мой взгляд, было с чего заинтересоваться. И именно: за четверо с небольшим суток (поздний вечер и раннее утро двух крайних дней – это четверть суток где-то) путем бесконтактной оплаты было совершено покупок на 48 000 рублей и ни разу не был введен пин-код! И если смотреть выписку или историю операций, то видно, что злоумышленник совершает покупки в магазинах на крупную сумму, дробя оплаты, так чтобы уложиться в лимит бесконтактной оплаты. К примеру, чтобы потратить 7 820 рублей, ему потребовалось 4 операции с интервалом в несколько минут. И это характерный подчерк трат преступника в течении нескольких дней. Разве это не выглядит подозрительным? Владелец карты, знающий от нее пин-код не стал бы стоять десять минут у кассы делая серию покупок, а купил бы все необходимое за один раз.
Увидев эти подозрительные операции, я хватился карты и не обнаружил ее в кошельке. Сразу позвонил на горячую линию банка и заблокировал ее. Затем, обратился в полицию.
Более того, даже сам провел небольшое расследование. В истории операций часто сложно узнать, по какому адресу расположена торговая точка, где была проведена операция. Но, мне удалось узнать расположение одной из торговых точек крупного ритейлера, где расплатился злоумышленник. Незадолго до этой операции он расплатился в кафе, местоположение которого можно найти по его названию в интернете. А значит, магазин ретейлера располагался неподалеку. В то кафе я заходить не стал, чтобы не мешать деятельности правоохранительных органов, так как этой точкой заинтересовался сотрудник полиции, когда оформляли дело в отделении. А в сетевой магазин зашел и попал в самую точку. Злоумышленник расплачивался в нем моей картой и попал на камеры видеонаблюдения. Разумеется, я об этом сообщил оперативному сотруднику полиции, который взял мое дело. Надеюсь, преступника в скором времени задержат. Также, я подал заявление на оспаривание мошеннических операций и чарджбек. Моя позиция по этому поводу: 1. Согласно статье ч. 13 ст. 9 ФЗ « О национальной платежной системе» , если банк не направлял вам уведомления об операциях, он обязан возместить вам суммы несанкционированных операций, о которых вы не были банком проинформированы. В данном случае я не был проинформирован об операциях, которые совершал злоумышленник. Своего согласия на эти операции я также не давал. Пин-коды подтверждающие операции и коды подтверждения в формате пуш-уведомлений или смс не вводил. Последние мне даже не приходили.
2. Товары и услуги, оплаченные злоумышленником с помощью моей карты я не получал.
Мои основные претензии к «Альфа-Банку» заключаются прежде всего в неполучении уведомлений о мошеннических операциях. Ведь, если бы вместо всех этих рекламных пуш-уведомлений они бы мне их прислали, то я бы смог сразу отреагировать на неправомерные списания с моей карты. Сумма ущерба была бы гораздо меньше и также была возможность схватить преступника «по горячим следам» (судя по транзакциям он расплачивался картой к известном алкогольном магазине или баре и можно было наряд полиции туда сразу отправить).
Жду ваших комментариев по поводу перспектив использования процедуру чарджбека в этой ситуации. Так же хотелось бы услышать комментарии по данной теме от представителей «Альфа-банка».
Konstanionпишет: Согласно статье ч. 13 ст. 9 ФЗ « О национальной платежной системе» , если банк не направлял вам уведомления об операциях
Цитата
4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
В договоре у вас что написано? Платное уведомление? Вы его оплатили?
Konstanionпишет: В то кафе я заходить не стал, чтобы не мешать деятельности правоохранительных органов, так как этой точкой заинтересовался сотрудник полиции, когда оформляли дело в отделении. А в сетевой магазин зашел и попал в самую точку. Злоумышленник расплачивался в нем моей картой и попал на камеры видеонаблюдения.
Скорее всего, он и живет где-то рядом. Попробуйте зайти с записями с видеонаблюдения к местному участковому.
И как обычно, не откажу себе в удовольствии заметить, что я еще несколько лет назад писал здесь же про повышение порога оплаты без пина: плохая идея. А мне возражали, что никто не будет так мошенничать. Так вотъ.
Konstanionпишет: Жду ваших комментариев по поводу перспектив использования процедуру чарджбека в этой ситуации.
Маловероятно.
Цитата
Konstanionпишет: К примеру, чтобы потратить 7 820 рублей, ему потребовалось 4 операции с интервалом в несколько минут. И это характерный подчерк трат преступника в течении нескольких дней. Разве это не выглядит подозрительным? Владелец карты, знающий от нее пин-код не стал бы стоять десять минут у кассы делая серию покупок, а купил бы все необходимое за один раз.
Тут зависит лишь от оригинальности "плательщика". Набрал товар - оплатил. Далее, а у Вас это есть? Это - есть. А где? А вон там. Пошел, выбрал, взял, оплатил. А тут еще и напарник. Слушай, а давай еще вот это возьмем? Да давай. Т.ч. вариантов реализации может быть очень много. С участковым решать нужно, на камерах всё есть, вычислить думаю проще простого, а там и "поговорить" )
Заблокированный Совкомбанком за операции, несущие репутационные риски банку.
Сохранность карты — это забота клиента, и ему нести ответственность за то, что карта пропала. Но в то же самое время и банк должен заботиться о безопасности денег. Технически банк может установить лимиты на бесконтактную оплату. Не только на разовую операцию, но и накопительный лимит на бесконтактные операции до очередного ввода пин-кода. Как на на операции с онлайн-авторизацией, так и на оффлайн-операции. Видимо, в Альфе таких лимитов нет. Кто-то может подтвердить их наличие или отсутствие? (есть еще вариант, что злоумышленнику был известен пин-код, но тогда вообще тут нечего обсуждать).
Оказывается, уведомления в приложении Альфа-Банка выключены по умолчанию. Их нужено включать для каждой карты отдельно. Сначала выбрать карту, найти там блок уведомления и там их включить, указав номер телефона куда они должны приходить.
В других банках, уведомления у меня были подключены "из коробки" , никаких дополнительных действий производить не требовалось.
Konstanionпишет: Оказывается, уведомления в приложении Альфа-Банка выключены по умолчанию. Их нужено включать для каждой карты отдельно. Сначала выбрать карту, найти там блок уведомления и там их включить, указав номер телефона куда они должны приходить.
Ну вот и ответ. И кто скажет, что банк не прав? Хошь уведомляйся сразу, хошь в истории смотри.
Однако, я отмечу, что они отключены по умолчанию. И чтобы их включить, нужно некоторые телодвижения произвести. Что, к примеру, делать пожилым людям, которые на "вы" с современыми технологиями. Искать как их включить? А если человек не сможет найти их и пострадает из-за отсутствия уведомлений? Быть может стоит по умолчанию их включить, не считаете?
Konstanionпишет: И чтобы их включить, нужно некоторые телодвижения произвести. Что, к примеру, делать пожилым людям, которые на "вы" с современыми технологиями. Искать как их включить?
Нормальный пожилой человек даже не будет связываться с кредитками, если ему сложно ориентироваться в технологиях. Или попросит контроля молодых родственников. Телодвижения - Тяжко сделать пару кликов.
Цитата
Konstanionпишет: А если человек не сможет найти их и пострадает из-за отсутствия уведомлений? Быть может стоит по умолчанию их включить, не считаете?
Ну, это трудности отдельно взятой личности. Горячая линия банка и прочие ресурсы современного мира в помощь. И мне не понравится, если по умолчанию, будет включена какая-то платная услуга. Это мои деньги, и моё право решать, как их тратить.
Konstanionпишет: Быть может стоит по умолчанию их включить, не считаете?
Кому-то нужно, кому-то нет. У каждого может быть свое мнение на этот счет. Лично мне - не нужно, все равно оплачиваю покупки телефоном, карты - в сейфе, сейф - в банке, банк - в другой стране, страна -...
Заблокированный Совкомбанком за операции, несущие репутационные риски банку.
predator67пишет: Ну, в общем, ТС сам себе злобный буратино. Как приспичило, сразу нашел, где уведомления подключать. Ну, или на горячей линии спросил X
И до пропажи карты ТС не смущало, что уведомления по операциям не приходят.
Konstanionпишет: К примеру, чтобы потратить 7 820 рублей, ему потребовалось 4 операции с интервалом в несколько минут. И это характерный подчерк трат преступника в течении нескольких дней. Разве это не выглядит подозрительным?
нет, нисколечко: ни одна POS-операция на территории РФ не будет выглядеть подозрительно (этого ещё не хватало!)
Цитата
Konstanionпишет: Также, я подал заявление на оспаривание мошеннических операций и чарджбек.
признаков мошенничества здесь нет
Цитата
Konstanionпишет: В данном случае я не был проинформирован об операциях, которые совершал злоумышленник. Своего согласия на эти операции я также не давал. Пин-коды подтверждающие операции и коды подтверждения в формате пуш-уведомлений или смс не вводил. Последние мне даже не приходили.
какие такие коды подтверждения в офлайне? Куда же Вы, милейший, намеревались их вводить? А согласие на операцию как раз дали - приложив карту к POS-терминалу, а то что Вы не осведомлены в чьих руках банковские карты гуляют - проблема исключительно Ваша! Претензии только к злоумышленнику, если найдут и докажут.
Konstanionпишет: Жду ваших комментариев по поводу перспектив использования процедуру чарджбека в этой ситуации. Так же хотелось бы услышать комментарии по данной теме от представителей «Альфа-банка».
Перспектив 0,00, как и ответа от Альфы. Буква не бывает на форуме. Даже если продублируете в Народный рейтинг, где банки отвечают, услышите тоже самое. Все покупки произведены оригиналом карты, уведомления о покупках отключены, оспорить операции нет возможности. Но, мы готовы помогать полиции. И точка. Как бы Вам не хотелось свалить вину на банк - не получится.
Konstanionпишет: Мои основные претензии к «Альфа-Банку» заключаются прежде всего в неполучении уведомлений о мошеннических операциях. Ведь, если бы вместо всех этих рекламных пуш-уведомлений они бы мне их прислали, то я бы смог сразу отреагировать на неправомерные списания с моей карты.
Ваши "основные претензии" ничего вам не дадут. Ну потеряли вы карту и что. Это разве даёт право тому, кто её нашёл, отдавать распоряжения банку на переводы от вашего имени. Раз у вас карта кредитная, то напишите официальное письмо в банк под роспись о получении, что вы банку никаких распоряжений по оплате товаров не давали и полномочиями никого не наделяли. Соответственно, банк исполнял распоряжения неуполномоченного вами лица. Поэтому, если банк осуществил переводы по распоряжениям неуполномоченного лица, то и требовать возврата суммы, в силу закона, он должен от этого неуполномоченного лица. Ну а лично вы банку ничего не должны. Пусть с полицией найдут это лицо и требуют с него возврата. Сумма небольшая. Думаю, что как его задержат, то он сразу всё возместит. Ну и скорее всего ему ещё штраф припаяют.
BillyBonesпишет: Сохранность карты - это забота клиента, и ему нести ответственность за то, что карта пропала. Но в то же самое время и банк должен заботиться о безопасности денег.
Сохранность самое ключевое в этой теме, особенно когда у клиента много карт. Обоюдная ответственность будет выглядеть так - на клиенте сохранность карты, доступ к устройству для дбо, проверка истории операций, если не платить за смс и сверка минимум раз в месяц. На банке - возможность для блокировки карты любым удобным способом, дистанционное закрытие и перевыпуск карты, быстрота и полнота блокировки карты после обращения клиента.
user-349015205896пишет: Раз у вас карта кредитная, то напишите официальное письмо в банк под роспись о получении, что вы банку никаких распоряжений по оплате товаров не давали и полномочиями никого не наделяли