Цитата |
---|
Основания для отзыва банковской лицензии – закрытый перечень нарушений, за которые [[Банк России|Банк России]] отзывает лицензию кредитной организации. Согласно [[Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» |Федеральному закону от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»]], существует два списка оснований для применения такой санкции Центральным банком: когда он однозначно обязан и когда он может это сделать. Банк России обязан отозвать банковскую лицензию в следующих случаях: - если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%; - если размер собственных средств меньше минимального значения [[Уставный капитал|уставного капитала]], установленного на дату государственной регистрации (норма не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии); - если кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств; - если кредитная организация неспособна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по исполнению платежей в течение 14 дней с даты наступления их срока. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда; - если банк допустил сокращение размера капитала до уровня ниже минимального размера [[Капитал|собственных средств]], установленного Центральным банком и рассчитанного по его методике. При этом банк может обратиться в ЦБ с прошением о переводе его в категорию [[Небанковская кредитная организация|небанковских кредитных организаций]]. Банк России может отозвать банковскую лицензию (но не обязан это делать) в результате следующих нарушений: - выявлена недостоверность сведений, на основании которых выдана указанная лицензия; - задержано начало осуществления [[Банковские операции|банковских операций]], предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи; - выявлены факты существенной недостоверности отчетных данных; - задержано более чем на 15 дней представление ежемесячной отчетности; - осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных имеющейся лицензией; - неисполнение федеральных законов и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные федеральным законом, а также неоднократное нарушение в течение одного года требований [[ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»|ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»]]; - неоднократное в течение одного года неисполнение решений судов, арбитражных судов - требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации; - наличие ходатайства временной администрации банка; - неоднократное непредоставление в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр [[юридическое лицо|юридических лиц]]; - неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» и нормативных правовых актов, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные [[Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»|ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»]];. ЦБ назначает в банк временную администрацию не позднее следующего дня после принятия решения об отзыве лицензии. По закону такая кредитная организация должна быть ликвидирована. При достаточности средств проводится добровольная ликвидация, при недостаточности – процедура банкротства. На практике ЦБ чаще всего отзывает лицензии у банков со следующими формулировками: в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центробанка, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Именно так были лишены лицензий Межпромбанк в ноябре 2010 года и АМТ Банк в июле 2011-го. Кроме того, имеются прецеденты отзыва лицензий у банков за неоднократное нарушение в течение одного года Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Самое громкое разбирательство такого рода – история закрытия Содбизнесбанка, приведшая к межбанковскому кризису в мае 2004 года. Всего за 2009 год лицензий лишились 44, а за 2010-й – около 20 банков. [[Category:Структура банка]] |
Читать материал полностью »
Сообщение создано автоматически