Цитата |
---|
mikhas пишет: вопрос - что ожидать? |
В кризис правительства сталкиваются с дилеммой - растет дефицит бюджета, так как налоги резко упали из за спада экономической активности, а значительную часть расходов сократить невозможно по политическим причинам, да и сокращение только усугубляет спад.
Девальвация временно решает проблему, но ухудшает состояние отрасли услуг и внутренней торговли, что снова сокращает приток налогов. Резервы далеко не бесконечны, а перспективы роста налоговой нагрузки туманны.
За отсутствием иной альтернативы правительства пускаются во все тяжкие увеличения гос.долга на внутреннем или внешнем рынке (зачастую взрывными темпами) без четкого плана и видения будущего, однако различия между развитыми и различающимися странами как правило предопределяют исход событий при сохранении стресса в течении нескольких лет:
- ставка за риск;
- сроки кредитов;
- возможность перекредитоваться.
Короткие сроки заимствований под высокие ставки при нарастающем дефиците бюджета для развивающихся стран приводят к потери доверия кредиторов, невозможности перекредитоваться и неизбежному дефолту. При этом популярное "соотношение ВВП к долгу" как уровень надежности эмитента долга значения не имеет, большинство дефолтов формально идет при низком уровне долга (поскольку высок уровень ежегодных выплат относительно дефицитного гос.бюджета). Это теория.
А особенность нынешнего положения России в ограничении доступа к зарубежным рынкам и ограниченной емкости собственного.
С этой точки зрения выборочный гос.дефолт или дефолт посредством эмиссионно-инфляционного финансирования через год - два вполне возможен при сохранении низких цен на ресурсы.