«Все включено» бывает не только в отелях, но и в инвестициях. Рыночные риски, возможные пожелания клиента поставщики финансовых услуг стремятся учесть — в структурных продуктах. Разбираемся, когда стоит их использовать.
Что такое структурные продукты?
Структурные продукты — весьма популярный за рубежом, преимущественно в Европе, способ инвестирования. Суть его заключается в том, что в один финансовый продукт соединяется два прямо противоположных по параметрам инструмента: низкодоходный защитный (депозит, облигации) и высокорисковый с потенциалом двух- и даже трехзначной прибыли (деривативы).
После такой комбинации получается гибридный инвестиционный портфель с нестандартными свойствами. Например, вообще без риска снижения стоимости или с заранее заданным пределом такого снижения (не более чем на 5—10%). Можно создать продукт с фиксированными купонами, которые будут в разы выше, чем ставки в банках. Или, как вариант, портфель с плавающей, но обязательно положительной доходностью.
Создателями и продавцами структурных продуктов обычно выступают инвестиционные банки, которые являются посредниками между клиентами-физлицами, желающими выгодно вложить деньги, и компаниями, желающими максимально дешево привлечь капитал и заодно застраховаться от негативных сценариев на рынке акций, сырьевых товаров или валют.
Виды структурных продуктов
Даже за рубежом нет точной и универсальной классификации. Наиболее авторитетные в этой области Швейцарская и Европейская ассоциации структурных продуктов обычно делят их по способу выплат на два больших класса: привязанные к активу (продукт дорожает вместе с базовым инструментом) и инструменты с обратным выкупом (купонные).
В России картина еще более сложная. В отечественном законодательстве не существует термина «структурные продукты», поэтому банки и финансовые компании используют его для описания совершенно разных явлений. Например, у СберБанка и РСХБ это корпоративные залоговые программы. А у ВТБ это облигации зарубежных банков с привязкой выплат к портфелю из рисковых активов.
Кроме того, структурные продукты отличаются многообразием форм выпуска: в виде индексного депозита, ноты (долговой бумаги), облигации, договора доверительного управления, договора страхования. Но во всех случаях идея одна и та же: инвестор получает на руки ценную бумагу, в которой прописаны условия получения дохода, зависящие от будущей динамики акции, индекса, фьючерсов, опционов или других инструментов.
Структурные в рынке
Разберем наиболее типичные структурные продукты на примере реальных готовых портфелей от российских брокеров. Первый из них — трехмесячный от БКС с защитой капитала. Его доходность частично привязана к динамике акций СберБанка, поэтому возможны три сценария.
Клиент инвестирует 300 тыс. рублей на три месяца и получает за это базовые 4% годовых. Если к концу срока акции СберБанка вырастут на 10% или сильнее, то добавляется еще 2% годовых (в сумме получается 6%). Если акции упадут, то инвестор возвращает свои деньги без процентного дохода. Иначе говоря, либо 0%, либо 4%, либо 6%. Убыток невозможен в принципе.
Такой эффект достигается тем, что брокер размещает средства клиента в облигации, получая по ним базовую ставку чуть выше той, которую готов платить клиенту, скажем 5—6% годовых. Часть этого будущего дохода он авансом тратит на покупку кол-опциона (здесь ставка сделана на рост), выпущенного на акции СберБанка.
Структурный с защитой капитала
Опцион — это контракт с правом покупки или продажи ценной бумаги по заранее оговоренной цене. Брокер приобретает право на прибыль от роста цены акции (если она будет) и платит за это невозвратную премию продавцу. Важно, что эта премия в разы дешевле, чем покупка целого портфеля из акций, поэтому базовых 5—6% вполне хватает, чтобы сделать ставку на рост СберБанка и оставить часть дохода в резерве.
В данном случае 300 тыс. рублей принесут за три месяца около 4 тыс. рублей. Опционы на три месяца стоят около 1 тыс. рублей за один лот. Если ставка сыграет и акции вырастут на 10%, то контракты подорожают в 2—3 раза, а значит, весь вклад увеличится на 6—7 тыс. Брокер получит прибыль и разделит ее с клиентом.
Если рост акций будет меньше 10%, то опцион принесет небольшую прибыль, и ее почти полностью заберет брокер в виде комиссий. Клиенту достанется часть базового дохода (4% годовых). Если ставка совсем не сыграет и акции упадут, то опцион просто не будет реализован. Затраты на премию будут компенсированы той частью дохода с облигаций, которая не была вложена в опцион.
Структурный продукт с выплатой купонов
Второй класс продуктов, которые уже упоминались выше, — это структуры с обратным выкупом, или с выплатой купонов. Чаще всего именно такой продукт «зашит» в структурную облигацию или валютную ноту. Суть его работы разберем на примере готовой стратегии «Купонная 157» от группы «Открытие».
Клиент вкладывает 250 тыс. рублей на 1,5 года и ежемесячно получает с этой суммы купоны по ставке 20% годовых. В основе лежит портфель из четырех акций: «Интер РАО», «Лента», «Татнефть» и ВТБ. Выплата каждого из купонов привязана к условию: клиент получит его только в том случае, если цена всех четырех акций остается выше среднего барьера (оптимального уровня, прописанного в договоре).
Здесь возможны четыре основных сценария. Первый: цена акций гуляет вверх и вниз, но в даты выплаты купона действительно все четыре бумаги выше барьера. Тогда клиент получает 20% годовых в сумме за весь срок. Второй: хотя бы одна из акций хотя бы один раз оказалась ниже среднего барьера, но к концу срока все четыре исполнили условие. Тогда клиент получит часть купонов в конце срока (за дни, когда цена была ниже).
Третий сценарий: все четыре акции ушли выше и среднего, и верхнего барьера. Клиент получает купон, но продукт прекращает действие, и основную сумму тоже возвращают. Четвертый сценарий: цены акций ушли под нижний барьер и остались там до конца срока. Клиент не получает купонов вообще, ему возвращают портфель из четырех акций на сумму, которую он вложил, но теперь они стоят меньше, чем в начале срока.
Как устроен продукт с выплатой купона
В данном случае банк или брокер не покупает, а продает пут-опцион (они срабатывают, если цена идет вниз), получая премию от покупателя опциона. Покупателем обычно являются клиенты (не обязательно его собственные), которые купили продукт первого вида, то есть они сделали ставку на рост или падение акций.
Деньги клиента, который купил купонный продукт, не лежат на депозите или в облигациях и не приносят дополнительную прибыль, а используются как гарантия выплаты в пользу третьей стороны (покупателя опциона). Иначе говоря, пока чужая ставка на рост или падение акций (в описанном выше случае на падение) не сыграла, брокер выплачивает купоны из полученной премии, забирая часть прибыли себе в виде комиссий.
Если хотя бы одна акция падает ниже среднего барьера в обозначенный день, брокер страхует себя, придерживая часть выплаты. Если цена падает под нижний барьер, то опцион срабатывает: брокер обязан на деньги клиента купить просевшие акции у того, кто приобрел его опцион, причем по первоначальной, высокой цене. Тот продавец получит прибыль от разницы, брокер заберет себе остатки премии, а клиенту отдаст упавшие акции.
Какие еще структурные продукты бывают?
В прежние годы на российском рынке встречались подвиды структурных продуктов первого типа, например, с частичной, или неполной, защитой капитала. Это когда клиенту гарантирован возврат не всего вклада, а только его большей части, обычно от 85% до 95%.
Снижение гарантийного порога позволяет покупать опционы на большую сумму, а значит, потенциально увеличивается доходность всей конструкции. То есть ставка на рост или на падение какого-либо актива будет оплачена не только из будущего дохода от облигаций, но и частично из средств вклада клиента.
Также существует несколько подвидов купонных стратегий в зависимости от типа опционов, к которым они привязаны. Например, «лестничная облигация» (не путать с облигационной лесенкой). Она представляет собой ступенчатый набор проданных опционов со множеством барьеров, проходя через которые инвестор может получать повышенные купоны.
И наконец, можно упомянуть третий большой класс структурных продуктов — с кредитным плечом. Это стратегии для тех, у кого уже есть акции какой-либо компании. На их основе можно создать продукт типа «бустер» (дословно с английского — «усилитель»). Он дает инвестору два сценария: заработать на росте своих акций больше, чем другие инвесторы, либо остаться со своими бумагами, если они упадут в цене.
Плюсы и минусы структурных продуктов
Основные преимущества структурных продуктов перед другими способами инвестирования:
- защита вложений от убытков;
- повышенная доходность в условиях низких ставок на рынке;
- экономия на налогах по сравнению с прямыми инвестициями на рынке.
Главные минусы структурных продуктов связаны с рисками, о которых их создатели и продавцы часто умалчивают:
- случаются дефолты по защитной части продукта или всему продукту;
- невозможно или невыгодно досрочно выйти из стратегии;
- в продукт «зашиты» высокие комиссии, сопоставимые с доходом самого клиента.
Стоит ли использовать структурные продукты?
Перед тем как решиться инвестировать в ценную бумагу, портфель, стратегию или страховку, имеющую признаки структурного продукта, стоит определиться с целями и альтернативами. Например, для сбережений в рублях более выгодным и безопасным может оказаться простая диверсификация между акциями и облигациями. Кроме того, собрать простейший продукт из вклада и опциона можно самому.
Для тех, кто инвестирует в валюте, американский рынок ценных бумаг дает более широкие возможности для инвестиций с более предсказуемым результатом — например, через дивидендные акции или фонды «мусорных» облигаций, где ставки не ниже, чем в структурных продуктах с купонами.
Задуматься о вложении в структурные продукты стоит тем, у кого капитал сформирован в евро или других европейских валютах (франки, кроны). Ставки по ним в облигациях и депозитах либо отрицательные, либо близки к нулю, а местный рынок акций может годами отставать от американского и российского.
Резюме
Структурные продукты — это целый мир альтернативных и гибридных инвестиций, где можно вкладывать в акции без риска их снижения и получать купоны в разы выше, чем по классическим облигациям. Но они также несут в себе гибридные риски: от скрытых комиссий, отнимающих половину прибыли, до риска потерять 100% своих вложений.
Инвестиции в структурные продукты — это выбор опытных инвесторов, которые четко понимают, за что они переплачивают, чем рискуют и в какой валюте они хотели бы держать свой капитал в ближайшие годы.
Остальные уроки по инвестициям вы можете найти в нашем разделе «Обучение».
Евгения НОВИКОВА для Banki.ru