Обязательство публично раскрывать информацию о владельцах банков, введенное ЦБ, приносит иногда неожиданные результаты. Порой даже кажется, что над ЦБ и всеми нами издеваются ― например, когда при раскрытии информации владельцами Славянского банка называют граждан Панамы с именами вроде Мануэль Каррера Лопес, в то время как на самом деле банк принадлежит Сергею Родионову, владельцу одноименного издательского дома и бывшему собственнику банка «Империал». Но это не издевательство, а подготовка к сделке. Перевод в панамские офшоры ― обычное дело, когда активы готовят к продаже. Как сообщил «Маркеру» сам Родионов, на этой неделе его Славянский банк будет продан.
По данным последней отчетности Славянского банка (174-е место по размеру активов в России, 3 530 595 тыс. руб., капитал — 1 080 041 тыс. руб. по МСФО на середину 2008 г.), банк на 99,9% принадлежал владельцу «ИД Родионова» Сергею Родионову через компании «Галапремиум», «Розничные финансовые услуги», «Инвестпрогресс», «Объединенные инвестиции», «СНГ финанс». До 1998 г. Сергей Родионов был акционером одного из крупнейших банков — «Империал», основным владельцем Dines Club Russia. Еще в феврале нынешнего года эксперты из Национального рейтингового агентства подтвердили индивидуальный рейтинг банка, отметив, что конечным собственником является Сергей Родионов.
Однако, когда в апреле на сайте ЦБ банк раскрыл информацию о собственниках, в числе конечных бенефициаров Родионова уже не оказалось. Конечными владельцами Славянского банка значились пять граждан Панамы и один киприот (Мануэль Каррера Лопес, Иван Антонио Молино Альварес, Генри Александр Розас Моралес, Ульпиано Кальдерон Морено, Диего Ясинто Батиста Вальдес, Родула Маликкиду). Само по себе указание номинальных собственников ― явление совсем не редкое. «В результате мы видим зачастую различных Петровых и Ивановых, чьи фамилии ничего не скажут клиентам банков», — говорит Виктор Четвериков, гендиректор Национального рейтингового агентства. К примеру, банк «Российский капитал» записан на 22 компании, большая часть которых располагается в офшорных зонах, при этом больше 99% его акций — в руках миллиардера Бориса Иванишвили, экс-владельца Импэксбанка.
Но в случае со Славянским банком привлекает внимание именно панамское происхождение «собственников». Панама и аналогичные ей офшоры часто используются для разовых сделок: продать бизнес, вывести или, напротив, влить деньги в него. «Здесь будет гарантирована анонимность ― даже при официальном запросе российские государственные органы не смогут получить ответ о реальных владельцах. Единственное, на что они могут рассчитывать, ― информация, что такая компания зарегистрирована», — объясняет Вадим Крючков, руководитель департамента финансового консалтинга группы компаний «Лигал Бридж». Если бизнес переводится в офшор с целью скрыть имя реального владельца, то чаще используются более надежные юрисдикции ― Швейцария, Кипр и др.
Родионов подтвердил «Маркеру», что собирается продавать свой банк. Причем продавать тем, кто не просто совершает разовую сделку, а решил заняться скупкой банков на российском рынке. «Пришли люди, которые хотят консолидировать какое-то количество банков, сделали неплохое предложение. Дело за малым: собрать документы и урегулировать все вопросы», — говорит Родионов. По его словам, сделка должна быть завершена на этой неделе, если не помешает исландский вулкан —
Александр ПОТАПОВ