Как пишет «Банковское обозрение», в мае Банк России представил свой первый публичный отчет о рынке междилерского репо в I квартале 2012 года. Отчет проливает свет на аналитическую работу, проделанную в регулятором за последние полгода.
С момента возникновения дефицита ликвидности в банковском секторе осенью 2011 года значительные силы Банка России были брошены на аналитическое обеспечение политики управления ликвидностью, а также снижение системного риска на денежном рынке. В результате прогресс был достигнут в нескольких ключевых областях: повышение качества и доступности статистики финансового рынка, анализ трансмиссии ликвидности на рынке репо, измерение системных эффектов, таких как роль системно значимых участников рынка и тестирование устойчивости рынка к фондовому риску.
Торговая статистика
Вплоть до последнего времени Банк России не располагал подробными сведениями о состоянии рынка репо. Его интерес к репо объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, Банк России сам проводит операции по управлению ликвидностью банковского сектора посредством прямого репо. Во-вторых, сегмент рынка репо «овернайт» по объему превосходит аналогичный краткосрочный сегмент рынка МБК, скорректированным на внутригрупповые операции. В третьих, рынок репо обладает макропруденциальной значимостью: он связывает рынки корпоративных и гособлигаций, а также рынок акций и рынок МБК. Наконец, как показал опыт осени 2008 года, рынок репо может выступать источником распространения нестабильности, выливающейся в кризис банковской ликвидности.
В 2011 году произошла тихая информационная революция. Банк России заключил соглашение об информационном сотрудничестве с ФСФР, а также наладил регулярную поставку торговой статистики от группы ММВБ-РТС. В результате ведомство располагает теперь сведениями о структуре портфеля, контрагентах и волатильности стоимости позиции каждого участника рынка репо. Это открыло дорогу для оценки системной устойчивости рынка и его крупнейших участников. О том, насколько значим прогресс в доступности и улучшении качества статистики рынка репо говорит следующий факт. В конце апреля 2012 года Витор Констанцио, вице-президент ЕЦБ, выступая на конференции Европейской комиссии, с сожалением признал, что хотя рынок репо является ключевым источником финансирования банковского сектора и теневой банковской системы, официальная статистика еврозоны по нему отсутствует. В России теперь такая статистика есть, о чем и свидетельствует вышеупомянутый отчет. В I квартале 2012 года средняя емкость рынка репо достигала около 500 млрд рублей.
Распределение ликвидности на рынке репо
К 2014 году Банк России намерен завершить подготовку к переходу на инфляционное таргетирование. В операционном плане это означает, что акцент сместится с управления стоимостью бивалютной корзины к управлению краткосрочной процентной ставкой на денежном рынке. Для успешной реализации инфляционного таргетирования необходимо решение комплекса аналитических задач, включая анализ условий денежного рынка, оценку работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, изучение эффективности процентной политики центрального банка.
В Департаменте финансовой стабильности Банка России была создана соответствующая аналитическая система, которая помогает оперативно отслеживать состояние рынка репо и МБК. Она позволила пролить свет на такие вопросы, как цена денег на различных ярусах рынка и характеристики передачи ликвидности от одних групп игроков к другим. В результате обнаружилось, что у контрагентов Банка России цена ликвидности в среднем не ниже, чем на последующих ярусах рынка. Таким образом, опровергается распространенное мнение, что участники рынка, не имеющие доступа к рефинансированию Банка России, вынуждены заимствовать по более высоким процентным ставкам. На практике это означает, что все банки, нуждающиеся в ликвидности, могут получить ее в Банке России или на рынке на приемлемых условиях. В частности, в апреле 2012 года контрагенты занимали у Банка России на условиях «овернайт» по ставке 5,51%, в то время как на других ярусах рынка те же ресурсы торговались по ставкам 5,44% и 4,96%.
Анализ системного риска
Отдельное беспокойство у органа регулирования вызывает финансовое положение участников рынка, находящихся на пересечении связей денежного рынка. Многие игроки приобретают системную значимость, если их потеря ликвидности и дефолт по сделкам порождает «эффект домино». Информация о структуре позиций каждого участника рынка позволяет Банку России рассчитать потенциальные последствия любого дефолта. Для нужд сетевого анализа в ряде европейских центральных банках были разработаны сложные экономико-математические модели, позволяющие имитировать «эффект домино». С прошлого года Банк России относится к их числу — он способен предвидеть системные последствия. Наши оценки показывают, что уровень системного риска на рынке репо снизился в I квартале 2012 года более чем в два раза. Его сокращение связано с тем, что рынок стал более фрагментированным. Связи в группах игроков, обладающих однородными портфелями ценных бумаг, укрепились, в то время как связи с остальными группами, имеющими другую структуру портфеля, ослабли. В результате уменьшилась потенциальная величина потерь, возникающих в результате дефолта группы участников рынка с однородными портфелями ценных бумаг. Кроме того, Банк России приступил к проведению специализированных стресс-тестов на рынке репо, позволяющих оценить последствия обесценения заложенных активов для каждого участника в отдельности и в совокупности по рынку в целом. Текущий стресс-тест показал, что рынок обладает достаточной устойчивостью к фондовому риску.
Оценка доступности обеспечения по операциям центрального банка
Другое немаловажное достижение связано с оценкой, в какой мере банки располагают так называемыми «приемлемыми активами», которые могу быть заложены в Банке России. Ранее ЦБ РФ полагался на неполные и приблизительные оценки. Объясняется это тем, что надзорная банковская отчетность не содержит необходимых цифр. Для выяснения реального положения дел с конца 2012 года Департаментом финансовой стабильности Банка России было запущено еженедельное добровольное анкетирование руководителей казначейств 30 крупнейших банков, предъявляющих наибольший спрос на рефинансирование. Индивидуальная перепроверка данных показала, что ответы респондентов достоверны — ошибки не превышали 5% заявленных цифр. В настоящее время крупнейшие банки располагают обеспечением в форме рыночных и нерыночных активов, а также поручительств банков на сумму около 4 трлн рублей. Показатель утилизации обеспечения, т. е. отношения использованного обеспечения к его общей величине не превышает одной трети. Иными словами, крупнейшие банки могут быть рефинансированы еще на сумму около 3 трлн рублей. В общей сложности только 30 крупнейших банков в случае финансового стресса сумеют увеличить рефинансирование до 9% своих пассивов. Для сравнения: весь банковский сектор тяжелейшей зимой 2009 года с учетом беззалоговых кредитов имел обязательства перед Банком России на величину, равную 12% пассивов. Таким образом, обеспеченность банковского сектора приемлемыми активами представляется умеренной.
Коммуникационная политика
Увеличение спроса на рефинансирование Банка России воскресило потребность в интенсивном диалоге с участниками рынка. Монетарный блок Банка России начал проведение регулярных коллективных встреч с руководителями казначейств банков, а также консультаций с отдельными игроками, имеющими значительные позиции на денежном рынке. Банк России заинтересован в централизации дискуссий с банками. Весьма привлекательной выглядит инициатива Национальной фондовой ассоциации по созданию общественного Совета казначеев. Кроме того, в марте 2012 года Банк России объявил о подписании Соглашения о взаимодействии и обмене информацией с НАУФОР. Помимо этого регулятор намерен активно развивать публичные отчеты о денежном рынке. Через них ЦБ РФ помогает участникам рынка оценивать финансовые риски. В отчетах также затрагиваются темы, связанные с политикой Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора. Таким образом, отчет может рассматриваться как средство повышения эффективности коммуникационной политики Банка России.
Сергей МОИСЕЕВ