После недавнего обострения глобальных проблем перспективы России, как и следовало ожидать, вновь оказались под сомнением, а экономика страны, ее финансовая система и способность властей своевременно реагировать на внешние трудности подверглись серьезному испытанию, которое, возможно, не окончилось.
Макроэкономическая политика правительства за период с 2009 года стала намного более разумной, что способствовало существенному улучшению российских макроэкономических показателей. Зависимость от цены на нефть сохраняется, однако в последнее время она существенно ослабела благодаря практически полному отказу от режима регулируемого обменного курса. Отечественная модель роста постепенно эволюционировала и стала менее зависимой от экспорта, в значительной степени переориентировавшись на внутренний спрос — в том числе благодаря возросшей роли внутреннего кредитования.
В последние недели на фоне падения цен на нефть и глобального укрепления доллара относительная финансовая и экономическая стабильность России подверглась испытанию. Рубль ослабел до отметки почти в 34 руб. за доллар по сравнению с 29 руб. за доллар в феврале-марте, когда цена Urals колебалась в диапазоне $120-$125 / барр.
Едва ли стоило ожидать чего-то иного от рубля, который по существу остается сырьевой валютой. Однако традиционную уязвимость России — ее зависимость от нефтегазового экспорта — можно в определенном смысле истолковывать и как ее преимущество, поскольку спрос на энергоресурсы (так же как и на основные продуктовые товары) менее эластичен, чем на продукцию обрабатывающей промышленности и даже полуфабрикаты, такие как металлы и химическая продукция. Таким образом, в периоды турбулентности Россия сталкивается с ограниченным снижением спроса физических объемов экспорта и в большей степени — с падением цен. Имеет смысл подчеркнуть, что зависимость России от цены на нефть ничуть не хуже зависимости развитых экономик от печатного станка.
Будущее (как всегда) неясно, и трудно представить, в каком направлении во 2 полугодии 2012 года будет двигаться цена на нефть, что произойдет с темпами экономического роста в США и Китае и т. д. Принимая это во внимание, имеет смысл попробовать разобраться, что может произойти с российской экономикой, если цена на нефть опустится, скажем, до $80 за баррель и останется на этом уровне.
Ясно одно: курс рубля не может снижаться бесконечно долго, и Центробанк полностью контролирует ситуацию на рынке через механизм процентных ставок. На сегодняшний день ЦБ — единственный поставщик новой рублевой ликвидности. Раньше ситуация была иной — нынешнее положение дел отличается даже от прошлогоднего. В целом сейчас денежный рынок проще контролировать.
Благодаря «плавающему» курсу рубля можно ожидать, что в случае падения цены на нефть сократится не только экспорт, но и импорт. Вероятнее всего, он вернется к уровням, зафиксированным в конце 2007 года или в 2009 году (или будет чуть выше, поскольку в реальном выражении нынешний рубль все еще несколько крепче, чем тогда). Аналогичная ситуация наблюдалась в начале 2009 года: после того как нефть подешевела, рубль ослаб как в реальном, так и в номинальном выражениях, а импорт сократился до докризисных объемов. В итоге ожидается, что существенное положительное сальдо внешней торговли сохранится.
Если цена нефти скорректируется до $80 за баррель и останется на этом уровне, то среднемесячный профицит торгового баланса может сократиться с $18—21 млрд, зафиксированных в начале 2012 года, примерно до $12—15 млрд (т. е. примерно до $150 млрд по итогам года). Тем не менее, сальдо счета текущих операций по-прежнему будет оставаться весьма положительным, а внешний баланс России — стабильным.
«Бездефицитная» цена нефти (теоретическое понятие, означающее такой уровень цены Urals, при котором бюджет сможет оставаться сбалансированным) определяется не только расходами, но и доходами бюджета. При этом доходы бюджета в основном зависят от фактической цены на нефть и от обменного курса. Поскольку динамика обменного курса находится в линейной зависимости от цен на нефть, можно сказать, что «бездефицитная» цена, по сути, зависит от фактической цены.
В целом это означает, что падение цены барреля до $80 не критично для бюджета России. Безусловно, он не будет профицитным, как в прошлом году, но дефицит будет вполне контролируемым и составит примерно 3% ВВП: его будет довольно легко финансировать за счет Резервного фонда, поступлений от приватизации или заимствований на рынке (либо путем совмещения всех этих трех механизмов).
Благодаря гибкому обменному курсу у правительства появилось больше возможностей сводить бюджет с ограниченным дефицитом, т. к. ослабление рубля частично компенсирует удешевление нефти при расчете нефтегазовых налогов (и сокращение объемов импорта, если рассматривать поступления от импортных пошлин). Ослабление рубля окажет поддержку отечественным производителям и тем самым поможет предотвратить сокращение внутренней базы налогообложения. Наконец, ослабление рубля может вдохновить правительство на реализацию некоторых реформ (в частности, на приватизацию).
Евгений ГАВРИЛЕНКОВ
Автор — главый экономист «Тройки Диалог»