Волатильность фондового рынка в этом году сыграла с управляющими злую шутку: только в последний месяц инвестиционные фонды стали показывать более-менее стабильную доходность. Соответственно, прибыль, которую смогли заработать управляющие для пайщиков, пока не впечатляет: за девять месяцев лучшие фонды акций едва-едва дотянули до 10% прироста стоимости пая. При этом время от времени отдельные отрасли показывали довольно значительный рост. Например, в начале года заметно росли цены акций электроэнергетических компаний, а в осенние месяцы фаворитом стал металлургический сектор. Однако воспользоваться периодами локального роста рынка смогли, по-видимому, только отраслевые ПИФы. Большинство фондов просто следовали за движениями индекса рынка.
Используя данные Investfunds, РБК daily попыталась выяснить, насколько портфели инвестиционных фондов коррелируют с индексом ММВБ. Для этого был составлен рэнкинг ПИФов на основе коэффициента?, который показывает степень влияния рынка на доходность фонда. Были учтены также данные по коэффициенту R2, демонстрирующие взаимосвязь между динамикой стоимости пая и изменениями индекса рынка. Как и ожидалось, верхние строчки рэнкинга заняли индексные фонды, однако в числе фондов с наибольшими значениями коэффициентов? и R2 оказались многие ПИФы акций. Например, значение коэффициента? у одного из крупнейших ОПИФов акций фонда «ЛУКОЙЛ Фонд Первый» (УК «Уралсиб») оказалось выше, чем у индексного фонда «ВТБ — Индекс ММВБ» (УК «ВТБ Управление активами»). По словам руководителя дирекции аналитических исследований УК «Уралсиб» Александра Головцова, «ЛУКОЙЛ Фонд первый» не использует спекулятивных стратегий, однако его портфель может существенно меняться на протяжении года. «Очевидно, высокая корреляция с рыночным индексом связана с тем, что в портфеле фонда достаточно высока доля бумаг нефтяного сектора», — говорит
В группу фондов, наиболее тесно связанных с рынком, попали также некоторые смешанные ПИФы: например, коэффициент? у фонда «Мономах -Панорама» (УК «Мономах») оказался равным 0,86, а коэффициент R2—86,64%. Очевидно, это говорит о наличии в портфеле фонда значительной доли акций. А наиболее высокое значение коэффициента R2 среди смешанных ПИФов оказалось у «Атон — Фонд сбережений» (УК «Атон — менеджмент») — 89,83%, что выше значений того же коэффициента всех фондов акций. По словам управляющего директора УК «Атон — менеджмент» Евгения Малыхина, значительная доля акций в портфеле фонда связана с конъюнктурой рынка. «На растущем рынке управляющие стремятся приобретать более рисковые инструменты, чтобы показать лучшую доходность», — говорит Евгений Малыхин. В то же время, по словам управляющего, если рынок начнет разворачиваться, то доля инструментов с фиксированной доходностью в портфеле фонда «Атон — Фонд сбережений» может значительно вырасти. Стоит отметить, что пока подобная стратегия управляющих себя оправдывает: по итогам девяти месяцев фонд заработал 7%, что является одним из лучших результатов среди смешанных ПИФов.
При этом далеко не у всех фондов акций значения коэффициентов? и R2 оказались высокими. В частности, степень корреляции с индексом у отраслевых ПИФов, инвестирующих в телекоммуникации, электроэнергетику и металлургию, ниже, чем у смешанных ПИФов и фондов акций. Вместе с тем отраслевые фонды в этом году демонстрировали лучшую доходность за счет роста секторальных бумаг. Ряд фондов акций, не связанных с отраслевыми инвестициями, также показал достаточно низкую зависимость от индекса. Например, самые низкие коэффициенты? и R2 показали фонды «Метрополь Золотое руно» (УК «Метрополь»), «Мономах — Энергия» (УК «Мономах») и «БКС — Фонд перспективных акций» (УК «БКС»). А для интервального фонда акций «Алмаз» (УК Росбанка) вообще получилось отрицательное значение коэффициента?. Несмотря на то что фонд фактически играл «вне индекса», он продемонстрировал в этом году один из самых высоких результатов по доходности, заработав 11,86%. Управляющие предполагают, что такой результат связан с особой стратегией «Алмаза», который инвестирует в низколиквидные активы. Это подтверждается достаточно высоким коэффициентом Шарпа у фонда — 3,061.
Впрочем, сопоставить значения коэффициентов? и R2 с уровнем доходности фонда и сделать вывод о том, кто из управляющих был прав — тот, кто следовал движению рынка, или тот, кто строил свою стратегию на активных операциях, — однозначно нельзя. Зачастую фонды с самыми высокими значениями? и R2 показывали в этом году совершенно противоположные результаты. Например, если фонд акций «Альфа-Капитал Акции» (УК «Альфа-Капитал») заработал 11,88%, то фонд акций «Тройка Диалог — Добрыня Никитич» (УК «Тройка Диалог»), наоборот, показал убытки −0,19%. При этом риски инвестирования этих фондов, если судить по коэффициенту Шарпа, находятся примерно на одном уровне. Александр Головцов говорит, что разные результаты доходности у крупных фондов могут быть связаны с тем, что управляющие неудачно выходили в «кэш», но может быть, что сыграл свою роль выбор между привилегированными и обыкновенными акциями. «В этом случае значения коэффициентов корреляции и риска могут совпадать, а показатели доходности существенно различаться, поскольку «префы» в этом году показывали плохую доходность», — пояснил
Альберт КОШКАРОВ