Примерно с середины прошлого года экспертное сообщество дружно корректировало прогноз по темпам экономического роста в России в 2015 году в сторону понижения. Так, если в июле 2014-го эти прогнозы варьировались в пределах темпов роста в 1—2% к предыдущему году, то в настоящее время все прогнозы сулят нам падение ВВП: минус 2,9% (Всемирный банк), минус 3% (МЭР, МВФ и Citi Group), минус 4% (Fitch Ratings), минус 4,8% (ЦБ и ЕБРР), минус 5,5% (Moody's) и минус 6,8% (Институт Гайдара) относительно предыдущего года. Лишь прогнозы ОЭСР и ООН пока остаются относительно оптимистичными: ОЭСР ожидает в России нулевой рост; ООН — стагнацию и слабый рост на уровне 0,2%.
На настоящий момент, в соответствии с последней (январской) версией официального прогноза Минэкономразвития, ВВП РФ в нынешнем году упадет на 3% относительно прошлого года при среднегодовой цене на нефть 50 долларов за баррель. Что касается факторов роста, здесь также наблюдается отрицательная динамика: рабочая сила сократится на 500 тыс. человек (с 67,9 млн в 2014 году до 67,4 млн в 2015-м), а инвестиции упадут на 13,7%; чистый отток капитала при этом составит 115 млрд долларов.
На наш взгляд, прогноз экономического спада в нынешнем году не является излишне пессимистичным. И вот почему. Если попытаться разложить темпы экономического роста на составляющие согласно методике, разработанной в Институте Гайдара, можно выделить, во-первых, компоненту, обусловленную фундаментальными факторами — трудом и капиталом (инвестициями). По нашим оценкам, за последние десять лет эта компонента снизилась (примерно с 5% до 1,3%) и в нынешнем году также сократится (в пределах 1%). Это не должно вызывать удивления: труд и инвестиции сокращаются, деньги не приходят в экономику, а, наоборот, уходят из нее (напомним, что отток капитала в прошлом году составил рекордные 151,5 млрд долларов).
У темпов роста есть и вторая компонента, изменение которой вызвано условиями торговли. Наиболее простой индикатор здесь — динамика мировых цен на энергоносители. По нашим оценкам, в течение 2000—2008 годов по мере улучшения условий торговли эта компонента также росла. Если в 2000 году она составляла всего 1%, то в 2008-м достигла максимума примерно в 2,4% при цене на нефть в 98 долларов за баррель (также максимальной за рассматриваемый период). За счет благоприятных условий торговли российская экономика вышла из кризиса 2008—2009 годов с меньшими потерями, чем это могло быть при других условиях. (Напомним, что в 2009 году произошло падение нефтяных цен, однако оно носило краткосрочный характер, поскольку было обусловлено снижением спроса на нефть, и уже в 2010-м цены поднялись до уровня практически 80 долларов за баррель.)
Благоприятные внешнеторговые условия позволяли российской экономике сохранять пусть не высокие, но положительные темпы роста порядка 3—4% в 2010—2012 годах (при ценах на нефть, превышающих 110 долларов за баррель). Однако уже в 2013 году темп роста ВВП снизился до 1,3%, а в 2014-м, по последним оценкам Росстата, составил всего 0,6%. Отметим, что среднегодовая цена на нефть при этом была еще высокой — 99 долларов за баррель, поскольку резкое падение цен пришлось на конец года.
Низкие темпы роста ВВП в указанный период объясняются тем, что экономика приспосабливается к благоприятным условиям внешней торговли (и, соответственно, высоким экспортным доходам): с течением времени инвестирует меньше и больше тратит на текущее потребление по аналогии с обычным человеком. Кроме того, значение имеет масштаб изменения условий торговли: если речь идет о росте цен на нефть с 38 долларов в 2004 году до 54 долларов в 2005-м, трансферт нефтяных доходов в экономику окажется больше, чем в случае роста цен со 111 до 112 долларов в 2011—2012 годах.
Таким образом, с течением времени роль условий торговли в темпах экономического роста снижается, а в долгосрочном периоде практически сводится к нулю. Нельзя не вспомнить при этом, что часть нефтегазовых доходов до кризиса было аккумулировано на счетах Резервного фонда и ФНБ. Была создана «подушка безопасности». Однако, согласно экспертным оценкам, половина Резервного фонда может быть истрачена уже в 2015 году в рамках реализации антикризисного плана правительства. Российские власти не воспользовались периодом благоприятных для российской экономики внешнеторговых условий. Они не только не вкладывали эффективно средства в экономику для повышения темпов ее роста, но и не проводили столь важные для нее структурные реформы, о чем так часто говорится сейчас, но что представляется трудной задачей в условиях ограниченных бюджетных средств.
Кроме того, сейчас на неблагоприятные внешнеэкономические условия наложилась острая геополитическая ситуация, санкции и антисанкции. Но тем не менее нынешнее замедление роста российской экономики обусловлено в первую очередь не внешними, а внутренними структурными факторами, а именно сокращением рабочей силы и инвестиций. В этих условиях, согласно классической модели экономического роста, единственным его источником становится так называемая совокупная факторная производительность: эффективность имеющихся факторов. Однако, по нашим оценкам, производительность в настоящее время стагнирует, и в обозримом будущем ее роста ожидать не приходится; равно как и появления новых факторов роста, например увеличения человеческого капитала. Высокое качество человеческого капитала предполагает серьезное реформирование социальной сферы (системы образования, здравоохранения, пенсий). Вместе с тем ни институциональные, ни социальные реформы антикризисным планом правительства не предусмотрены.
Возможно, в том числе за счет антикризисных мер правительства, в 2016—2017 годах российской экономике удастся снизить масштабы спада или выйти на нулевой рост. Но до темпов роста, например, на уровне мировой экономики (порядка 3%) России пока далеко. По оценкам Института Гайдара, для достижения потенциально возможных темпов роста, которые примерно равны среднемировым, необходимо ежегодно в течение трех лет наращивать рабочую силу на 1 млн человек, а инвестиции в основной капитал должны расти с темпом 3,4% (то есть быть порядка 200—300 млрд долларов за три года). Вместо этого в течение последних нескольких лет инвестиции не растут (в 2013 году был спад на 0,2% по сравнению с 2012-м, в 2014 году – спад на 2,5% по сравнению с 2013-м, а на текущий год официальный прогноз спада, как отмечалось ранее, составляет целых 13,7%). Численность занятых в экономике в течение последних лет также не растет, а в 2015 году прогнозируется ее сокращение (на фоне демографического спада и оттока мигрантов из России) и, соответственно, рост безработицы.
При этом рассчитывать на благоприятные условия торговли в 2015 году нельзя по двум причинам. Во-первых, пока цена на нефть колеблется вокруг отметки 60 долларов. Даже если в дальнейшем будет отскок цен, вряд ли они достигнут 80 долларов за баррель (докризисный уровень даже не обсуждается), а останутся, вероятно, не выше 60—70 долларов в среднем за год. Во-вторых, сейчас условия внешней торговли уже не дают такой прибавки к темпам экономического роста, как это было в 2000-х годах. Внешнеторговая компонента темпов роста в 2015 году будет, по нашим оценкам, отрицательной.
У темпов роста ВВП, в соответствии с методикой Института Гайдара, есть еще третья составляющая – циклическая, — но она, увы, с 2011 года не выходит из отрицательной области. Таким образом, сейчас все три составляющие темпов экономического роста России утягивают его вниз. Так что текущий официальный прогноз спада трудно считать излишне пессимистичным, а для возможного завершения рецессии экономики уже в III—IV кварталах текущего года, как недавно предположил министр экономического развития Алексей Улюкаев, никаких предпосылок в настоящее время, на мой взгляд, нет.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Как можно экономику сейчас рассматривать в отрыве от социологии особенности при таких событиях
(четыре месяца назад я писал что первым признаком социального дефолта (именно социального(не финансового) будет увеличение социальных девиаций в России.
Заголовки на Банки. ру пестрят (украл, мошеннечество, сговор) как криминальная хроника 90-х
Соответственно без здорового психически и физически населения говорить о составляющей капитала "труд" просто нет смысла (в частности я даже не привожу преступно опасную реформу здравоохранения)
Возьмем вторую составляющую средства средства труда (они изношены), либо восстанавливаются по принципу Саяно-Шушенской ГЭС . Это значит что производительность труда будет падать в любом случае,
как бы мне гордились детьми - инженерами
Вот мы подошли Шумпетору чтобы экономика была более и менее эффективной нужны "здоровая психически" трудовая сила и "инновационно - конкурентные" средства труда.
Инновации сейчас решают многое,
вновь привожу пример трех месяцной давности о сланцевой нефти, не обонкротиться подотрасль потому что, капитал в форме (денег, знаний, интеллекта, законодательно лоббирования) перетекает от крупных корпораций использующих "поддерживающих" инновации в маленкие и средние компании использующие "подрывные" инновации в транформативной форме "слияний и поглошений"
Теперь поговорим о четвертой составляющей современной экономики это "информация" каждый экономический агент должен иметь свободный доступ к достоверной информации для принятия экономических решений. (Мы не берем правовое поле, а именно конституционное уверен большинство портала о своих правах знают лишь по просветительским обращениям В.В. Путина)
И не надо приводить "экономические циклы", знание "макро-экономики", "кредитно-денежных механизмов"
экономических циклов "Леонтьева", формулы "Чебышева"
Убедительная просьба пройдите бесплатный курс от IMF что понять как расчитывается ВВП вы будете приятно поражены как жизнь изменилась то со времен смерти Гайдара
Я не экономист, но могу с полной уверенностью повторить, что даже знание элементарных санитарных правил и "Закона о правах потребителей" может предотвратить скатывание страны в бездну
Пример, молодой человек ИП в условиях подорожания цен купил партию колбасы не обладая информацией (а вероятнее всего обладая) что продукция с истекшим сроком годности, бабульки (в следствии низкой цены) ее охотно покупали но вот оказия, начали бегать в туалет, не только в туалет, но нескольких госпитализировали, молодой человек ИП, дабы ускорить процеcс продажи (нужны были деньги на уплату кредита за автомобиль) продал ее производственной компании в столовую, результат 18 человек (друзей Оушена со средней азии) так же заболели сальмонеллой. Но есть продолжение сотрудница столовой забрала домой колбаску накормила троих детей, вынужденная нужда экономить на еде в следствии наличия "потребительских" кредитов. Результат 2 бабульки, 1 ребенок, 3 взрослых людей уже дают следственные показания всевышнему.
Вот что нас ждет этим летом..... а
Басня а ля Крылофф . В современных колбасах столько антибиотиков, что не всякий микроб там выживет. Мясо в них, при желании, отечественный производитель импортозаместит, а вот продвинутые присадки, врядли.
У нас в России так же развивается направление "Халял" без добавок только натуральное, сделанное из нежного мяса нежными ручками в соответствии с традициями Ислама) Распространяется
в деревнях и селах Поволжья и Кавказа ))
Если Вы помните в России уже второй год эпидемия Африканской чумы свиней, напомню порт Поти
Что за новая био-лаборатория у нас построена на Украине, местные жители Вам много интересного расскажут даже покажут, одним словом предлагаю поспорить до октября увы у нас в стране вновь
эпидемии (возможна и бубонная чума) затем конечно кредитный дефолт начнется но это другая Басня Крылова ))
это к стати все точно по Вальрасу (спрос равен предложению) и по Рикардо (могу ошибаться) эпидемии и войны это положительный фактор при ограничении предложения ))
Согл
даже точное количество детей пострадавших от эпидемии менингита это тайна за семью печатями
Хотите подсказку это все официально не скрывается, японский ученый, испанка, США, лаборатория био-безопасности, Гуанжоу, февраль 2016 года поинтересуйтесь исследования молодого ученого конечно аморальны и неэтичны но практичны и смертоносны, США уже культивировали и обладают штаммом и не скрывают это, все официально без басней Крылова ))
И последнее в прошлом году РБК в ноябре провели опрос среди населения, часть уже стала меньше мыться и покупать средства гигиены ((
Заражение (фильм, 2011)