Скоринг в автостраховании: едем в будущее

Дата публикации: 28.09.2015 00:00
9 103
Время прочтения: 5 минут
Автор
Александр Викулин, генеральный директор ОАО «Национальное бюро кредитных историй»
Александр Викулин генеральный директор ОАО «Национальное бюро кредитных историй»
Источник
Banki.ru

Летом 2014 года в результате поправок в 218-ФЗ «О кредитных историях» страховые компании получили возможность получать кредитные истории своих клиентов. Как и для кредиторов, для страховых компаний максимальный интерес кредитные истории представляют с точки зрения возможности оценки риска. В кредитовании оценка риска необходима для прогноза дефолта, в страховании – для прогноза убыточности по полису. Таким образом, перед страховой индустрией и Национальным бюро кредитных историй (НБКИ), местом, где хранятся кредитные истории 72 млн россиян, встал вопрос построения математической модели, предсказывающей убыточность на основе данных из кредитных историй, – страхового скоринга.

В работе по созданию страхового скоринга на основе кредитных историй принимали участие крупные российские страховые компании, НБКИ и международный лидер в области предиктивной аналитики – компания FICO. Опыт работы FICO на американских и европейских страховых рынках был взят за основу исследовательской работы и во многом обеспечил получение быстрого и сильного с математической точки зрения результата. Именно благодаря международному опыту мы сразу стали ориентироваться на моторное страхование. Эта отрасль во всем мире показывает сильную корреляцию между убыточностью по страховым полисам и персональной ответственностью клиента.

Для начала исследовательских упражнений была сформирована гипотеза о наиболее сильных прогнозных переменных из кредитной истории. На этом этапе был использован опыт построения кредитного скоринга, предсказывающего дефолт заемщика по кредитным обязательствам. Как и в страховании, в кредитном процессе кредитор оценивает ответственность клиента – его персональную характеристику, выстраиваемую на основе истории выполнения ранее взятых обязательств. Каждая переменная проходила тщательный анализ на сформированной базе исторических страховых полисов, в результате были выбраны наиболее сильные и стабильные переменные.

Среди наиболее сильных переменных, конечно, данные о нарушении обязательств. Количество и глубина просроченных платежей оказывают понижающее влияние на скоринговый балл. С другой стороны, приветствуется опыт пользования длинными кредитами: положительный опыт ипотеки и автокредитования оказывает повышающее влияние на результат. Одним из наиболее сложных вопросов для построения скоринговой модели стал учет региональной специфики. В результате в итоговую модель вошли несколько переменных, основанных на данных о регионе.

К неосновным, но тем не менее оказывающим влияние на скоринговый балл переменным можно отнести данные о членах семьи клиента. Эта информация включена в скоринговую модель для того, чтобы учесть ситуацию, при которой, например, один из супругов берет на себя все вопросы взаимодействия с кредиторами, хотя экономика у семьи общая. То есть, условно говоря, идеальная кредитная история женщины вовсе не означает, что у нее не будет проблем, если у ее мужа – сплошные нарушения по обязательствам.

Валидация переменных и скоринговой модели в целом – сложнейшая задача. Ее успешное решение во многом зависит от репрезентативности и объема данных, доступных для ретротестирования. В этой связи необходимо отдать должное лидерам российского рынка автострахования. Все они включились в работу по созданию и валидации модели буквально с первых дней. Цифры говорят сами за себя: общее количество участвовавших в анализе полисов каско – более 6,5 млн. Историческая ретроспектива полисов – более шести лет. Это позволило создать модель отдельно для Москвы и регионов, убедиться в ее стабильности – замеры осуществлялись по пяти реперным периодам с интервалом в один год. Была не только изучена корреляция скорингового балла с общей убыточностью по полисам, но и построена зависимость от отдельных видов – например, по убыточности от угона.

В результате полученная скоринговая модель показала: убыточность по полисам в низшем скоринговом диапазоне до 600 баллов (шкала страхового скоринга приведена к большинству популярных скорингов FICO: от 350 до 850 баллов, при этом меньшие значения балла означают больший риск) в среднем на 20% выше, чем в диапазоне от 700 баллов для Москвы и на 30% – для регионов.

Интересные результаты дало изучение корреляции скорингового балла с убыточностью по отдельным видам возмещений. Например, при изучении зависимости выплат по угонам автомобиля от скоринговых баллов выявлена аномалия – резкий рост убыточности (в 4–5 раз) в диапазоне ниже 550 баллов. Консультации с коллегами позволили дать объяснение этому явлению: граждане с низкой платежной дисциплиной и чрезмерной долговой нагрузкой уже не могут получить заемные средства у кредиторов, так как им отказывают, и пытаются решать свои материальные проблемы за счет страховых компаний. То есть фактически речь идет о страховом мошенничестве. Как выяснилось, страховой скоринг на базе кредитных историй позволяет эффективно противостоять и этой угрозе.

Полученные результаты открывают перспективы использования страхового скоринга на базе кредитных историй в моторном страховании в краткосрочной перспективе. Во-первых, страховые компании уже сейчас могут использовать скоринг НБКИ для ценообразования по каско и принятия решения о продаже полиса конкретным клиентам. Например, применяя повышающие коэффициенты для высокорисковых сегментов. Во-вторых, страховой скоринг применим для прогноза убыточности по портфелю – архиважная задача, с которой регулярно сталкиваются актуарии и от точности решения которой во многом зависит финансовый результат всей компании.

И наконец, успех создания скоринговой модели в автостраховании позволяет надеяться, что и в других видах страхования применимы аналогичные технологии. По оценкам НБКИ и крупных страховых компаний, поиск и валидация зависимостей между ответственностью человека и его поведением по большинству страховых продуктов – дело ближайшего будущего.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Shade13
28.09.2015 11:26
Во-первых, страховые компании уже сейчас могут использовать скоринг НБКИ для ценообразования по каско и принятия решения о продаже полиса конкретным клиентам.

И какая от этого польза, если принять во внимание, что КАСКО может купить кто попало? Уже так делали с братом - он оформляет на меня доверенность, я, будучи безаварийным, покупаю на его автомобиль стаховку. Даже с учётом услуг нотариуса выходило дешевле. При чём такую схему нам подсказал сам страховой агент.
0

deniszakharov
28.09.2015 12:10
Интересные результаты дало изучение корреляции скорингового балла с убыточностью по отдельным видам возмещений. Например, при изучении зависимости выплат по угонам автомобиля от скоринговых баллов выявлена аномалия – резкий рост убыточности (в 4–5 раз) в диапазоне ниже 550 баллов. Консультации с коллегами позволили дать объяснение этому явлению: граждане с низкой платежной дисциплиной и чрезмерной долговой нагрузкой уже не могут получить заемные средства у кредиторов, так как им отказывают, и пытаются решать свои материальные проблемы за счет страховых компаний. То есть фактически речь идет о страховом мошенничестве. Как выяснилось, страховой скоринг на базе кредитных историй позволяет эффективно противостоять и этой угрозе.


Ничего интересного, аномального и удивительного в этом нет, Александр. Связь страховых случаев с достатком клиента, в т.ч. временным его снижением в результате кризиса уже давным давно известна страховщикам, например:


11.01.2009. Биллютень недвижимости

....Страховщики ожидают, что сложная экономическая ситуация спровоцирует увеличение количества случаев мошенничества со стороны клиентов. В основном это коснется автострахования, но и недвижимость, возможно, тоже будет страдать чаще.

«Мировая статистика говорит о том, что в период кризиса количество страховых случаев возрастает. Как правило, это происходит из-за общей нервозности и связанной с ней невнимательности и рассеянности. Представители некоторых страховых компаний уже говорят о том, что количество случаев в последнее время увеличилось», – комментирует Антон Барихновский.

«В связи с кризисом не ожидается роста количества страховых случаев по страхованию объектов недвижимости, хотя мы прогнозируем рост мошенничества, особенно по страхованию залогового имущества», – говорит Виталий Овсянников.

Руководство СК «Русский мир» допускает возможность роста мошенничества среди страхователей в связи с финансовыми трудностями, которые у них могут возникнуть из-за кризиса. «Однако мы достаточно осторожно подходим к принятию рисков на страхование и поэтому рассчитываем, что активизация мошенников не приведет к существенным убыткам для нас», – рассказывает Евгений Гуревич.

http://www.insur-info.ru/press/30425/
1

deniszakharov
28.09.2015 12:26
Shade13 пишет:
Во-первых, страховые компании уже сейчас могут использовать скоринг НБКИ для ценообразования по каско и принятия решения о продаже полиса конкретным клиентам.

И какая от этого польза, если принять во внимание, что КАСКО может купить кто попало? Уже так делали с братом - он оформляет на меня доверенность, я, будучи безаварийным, покупаю на его автомобиль стаховку. Даже с учётом услуг нотариуса выходило дешевле. При чём такую схему нам подсказал сам страховой агент.


Страховая будет проверять пофамильно, кто застрахован и все дела. Сейчас даже в полисе ОСАГи есть табличка - допущенные к управлению и ФИО (либо без ограничения). Сейчас там скоринг примитивный - по стажу только, если не ошибаюсь. С КАСКой все ещё проще - она добровольная, во многих СК уже сейчас индивидуальный андерайтинг идет на автомобили выше 1,2-1,5 млн.рублей, там смотрят не только твои долги, но и за что штрафы выписывали, есть ли задолженность по налогам/сборам, есть ли судимость и за что(!) и пр.
0

Abbach
28.09.2015 12:26
Математическая Теория вероятности => Казино => Страхование.
Привязать стоимость ОСАГО к штрафам за парковку другого автомобиля, не забыв при этом учесть закредитованность и плохую платёжную дисциплину супруги (или тётушки) в банке...

Развлечения на Руси любят издавна, это правда.
Русский язык богат на поговорки, крылатые выражения и афоризмы.
Против лома нет приёма, окромя другого лома (русская народная мудрость).
1

claclu
28.09.2015 16:03
Вы только получше модель продумывайте
А то я до сих пор помню, как один замечательный и очень крупный страховщик в США прислал мне ежегодное продление полиса на квартиру с повышением премии процентов на 15, объяснив это тем, что за последний год я открыл СЛИШКОМ МНОГО (на самом деле, 3) кредитных карт.
Угадайте, через сколько минут после открытия конверта я уже заполнял форму на сайте компании-конкурента? И через сколько минут после этого я звонил страховщику, чтобы расторгнуть договор...
2

Обучение

Материалы по теме