Неблагоприятный отбор в банках

Дата публикации: 24.04.2009 00:00
12 490
Время прочтения: 3 минуты
Автор
Максим Осадчий, начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Максим Осадчий начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Источник
Banki.ru

Есть такая область экономики — теория контрактов, которая изучает формальные и неформальные правила «экономической игры» между людьми.

У этой теории есть свой чемоданчик с инструментами — понятиями, описывающими стандартные ситуации социального взаимодействия. Среди этих инструментов — понятия adverse selection (неблагоприятный отбор), moral hazard (буквально «моральная угроза»), principal-agent problem (проблема «хозяин-исполнитель») и многие другие. Теория контрактов не только изучает общие модели поведения, но и указывает пути преодоления проблем, возникающих в стереотипных ситуациях социального взаимодействия.

Термин adverse selection (неблагоприятный отбор) пришел из страхового дела, где обозначает ситуацию, когда за услугой страхования жизни и здоровья наиболее охотно обращаются люди, имеющие серьезные проблемы со здоровьем и скрывающие эту информацию от страховщика.

Из узкого мирка страхового дела этот термин проник в экономику. Неблагоприятный отбор возникает при любой сделке, когда одна из сторон осведомлена о предмете сделки лучше другой, т. е. когда возникает асимметрия информации.

В банковском деле особенно выпукло неблагоприятный отбор проявляется в сделках кредита. В первую очередь за кредитом обращаются наименее надежные заемщики, которые прекрасно знают, что могут и не вернуть долг. Естественно, они стараются скрыть от кредитора свое истинное положение.

Если банкир не может различать заемщиков «низкого» и «высокого» качества, то он поднимает ставку до уровня, промежуточного между ставками, которые могли быть предложены «высококачественным» и «низкокачественным» заемщикам по отдельности. Повышение ставки ведет к снижению спроса на кредит. Внакладе оказывается банкир и «высококачественные» заемщики, выигрывают заемщики «низкого» качества. Если ставка слишком высока, то банкир рискует остаться с заемщиками «низкого» качества и в полной мере насладиться проблемой «плохих» долгов. В крайней версии этой модели (так называемый «рынок лимонов») рынок просто коллапсирует, умирает.

Для решения проблемы неблагоприятного отбора применяются различные методы селекции заемщиков: по полу и возрасту, образованию, социальному статусу, уровню дохода, наличию собственного жилья, прописки, семьи, детей и т. п. Эти признаки могут агрегироваться в единый показатель, в зависимости от которого принимается решение о предоставлении кредита. Это — так называемый кредитный скоринг.

Однако в условиях кризиса даже самые совершенные методики могут давать сбой, так как были разработаны до кризиса и не учитывают особенности текущей ситуации — например, высокую вероятность потери работы заемщиком.

Заемщики, зная об этих методиках, пытаются их обхитрить, например, получая фиктивные справки об уровне доходов и месте работы. Более того, во времена расцвета розничного кредита возникла целая индустрия «помощи» заемщикам — жулики помогали обмануть банк с целью получения кредита. Среди крайних случаев такого обмана — использование чужих (например, утерянных) паспортов. Одна из худших для банка ситуаций — когда на стороне заемщика играет сотрудник банка, например, за откат.

Как же решить проблему неблагоприятного отбора?

Основной способ — повышение прозрачности рынка. Чем больше адекватной информации о заемщике у кредитора, тем качественнее отбор. Если банк четко различает кредитное качество заемщиков, то каждой категории заемщиков он может предлагать соответствующий уровень процентных ставок или вовсе отказывать в кредите. Высококачественный, ответственный заемщик получит кредит под низкий процент, недисциплинированный и ненадежный — под более высокий.

Важнейшая информация о заемщике — его кредитная история. Банкиры не склонны делиться драгоценной информацией, поэтому в ситуацию вынуждено вмешаться государство. В России создан институт бюро кредитных историй, аккумулирующих и распространяющих информацию о заемщиках. Эта деятельность в нашей стране, по существу, началась только в 2005 году и еще весьма далека от того уровня, который характерен для развитых стран, где почти каждый дееспособный человек знает свой кредитный рейтинг.

Следующий шаг очевиден — рейтингование физлиц и обеспечение доступности их кредитного рейтинга в режиме онлайн для потенциальных кредиторов (при наличии разрешения потенциального заемщика).

Кризисы, как правило, способствуют эффективным переменам социально-экономических институтов. Введение института кредитных рейтингов физлиц в условиях кризиса «плохих» долгов способствовало бы его ослаблению.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме