Рынок POS-кредитования стал зеркалом потребительских пристрастий россиян. Как следует из аналитики банков, специализирующихся на целевых кредитах, их клиентов сейчас интересуют не только телевизоры и шубы, но также путешествия и фитнес.
POS-кредитное пространство
В 2018 году рынок потребительского кредитования продолжит развиваться и продемонстрирует положительную динамику на уровне от 12% до 20%. Драйвером роста станет оживление потребительского спроса и желание россиян больше тратить, а не сберегать.
«В этом году ключевыми факторами, которые окажут влияние на развитие POS-кредитования, станут реализация отложенного спроса населения на потребительские товары и услуги, в том числе за счет кредитных средств, активное развитие направления онлайн-кредитования, которое привлечет аудиторию молодых и продвинутых клиентов, а также дальнейшее снижение процентных ставок. Устойчивый тренд на снижение ключевой ставки ЦБ позволит банкам удешевить фондирование и осуществлять кредитование по более низким ставкам, что поспособствует дальнейшему росту спроса на кредиты уже в первом полугодии 2018 года», — рассказали в пресс-службе банка «Русский Стандарт».
Мастер подбора кредитов на Банки.ру
Такой же прогноз озвучивают и в банке «Ренессанс Кредит». «В целом общерыночные объемы продаж POS-кредитов росли в 2016-м и 2017-м на 20% в год. В 2018-м данный тренд продолжится, но, вероятно, с некоторым замедлением», — отмечает старший вице-президент, директор департамента продаж целевых кредитов «Ренессанс Кредита» Сергей Васильев. В МТС Банке сообщили, что за I квартал 2018 года к I кварталу 2017 года спрос на POS-кредиты вырос на 14%. «Стоит отметить, что ряд игроков сокращает объем выдач классических POS-кредитов, делая акцент на предложениях по картам рассрочки. При усилении данной тенденции номинально рынок POS-кредитования от роста перейдет к сокращению при реальном росте объемов выдач кредитов в торговых точках», — говорит начальник управления розничных продуктов ПАО «МТС-Банк» Евгений Шитиков.
«По мере снижения ставок и относительной стабилизации доходов населения рынок POS-кредитования демонстрирует положительную динамику. В течение года дополнительный рост данного сегмента может быть простимулирован за счет всплесков потребительской активности в периоды повышенных инфляционных ожиданий (на фоне дополнительных пакетов санкций и волатильности курсов валют). У потребителей в такие периоды проявляется эмоциональное стремление купить по фиксированной цене уже сейчас, не дожидаясь возможного скачка цен в будущем», — поясняет управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Александр Сараев.
Готовь шубу осенью, а телевизор зимой
По данным банка «Русский Стандарт», средняя сумма целевого кредита в 2017 году составила около 36,3 тыс. рублей, рост данного показателя по сравнению с 2016 годом составил 8%.
Топ-5 самых популярных в 2017 году товаров, приобретаемых в кредит, по данным «Русского Стандарта», выглядит так:
· телевизор,
· туристические путевки и авиабилеты,
· шуба,
· мобильный телефон,
· холодильник.
В банке отмечают сезонный фактор: в разное время года россияне приобретают в кредит разные товары. Так, зимой клиенты чаще занимают на покупку телевизора, осенью — на шубу, весной и летом — на туристическую путевку.
По словам заместителя председателя правления ОТП Банка Александра Васильева, общая тенденция прошлого года — увеличение среднего чека при снижении ставок — сохранится и в 2018-м. Кроме того, в POS-кредитовании появляются новые сегменты, такие как образование и фитнес.
«Мы отмечаем появление таких новых товарных категорий, как кредиты на образование, занятия фитнесом, обустройство дома или дачи. При этом, когда мы ставим перед собой задачу роста POS-бизнеса, на первом месте у нас всегда доходность, а не масштабы. Одним из драйверов роста рынка также станут кредиты на товары, приобретенные в интернет-магазинах, — у этого рынка очень большой потенциал. Мы полагаем, что по итогам 2018 года выдачи в сфере электронной коммерции могут достичь 10% от общего объема выданных кредитов», — указал Александр Васильев.
В банке «Хоум Кредит» также отмечают, что, помимо бытовой электроники и мобильных устройств связи, являющихся традиционными лидерами продаж, в этом году людям стали интересны и другие товары. «Например, существенно выросли выдачи POS-кредитов на одежду, окна, двери, мебель, кухни, туристические услуги и услуги фитнес-клубов», — сказали в пресс-службе «Хоум Кредита».
Почта Банк в этом году собирается выдавать POS-кредиты даже на быстровозводимые дома.
«Мы долгое время фокусировались на сегментах бытовой техники, гаджетов, компьютеров и комплектующих, развиваем кредитование мебели и верхней одежды, в этом году начнем кредитовать такой продуктовый сегмент, как быстровозводимые дома», — сообщил руководитель службы целевого кредитования Почта Банка Андрей Павлов.
«Планируем расти вместе с рынком»
В период с 1 марта 2017 года по 1 марта 2018 года наиболее впечатляющую динамику по приросту портфеля POS-кредитов продемонстрировали Почта Банк, банк «Русский Стандарт» и МТС Банк.
Так, Почта Банк увеличил портфель с 17,1 млрд рублей на 1 марта 2017 года до 26,9 млрд рублей. В этом году банк планирует увеличить объем выдач товарных кредитов на 15% по сравнению с 2017-м. Рост портфеля должен составить порядка 10% по сравнению с 2017 годом, количество точек партнеров банк планирует нарастить примерно на 20%.
«В развитии партнерской сети мы делаем особый акцент на регионах присутствия, поэтому рост портфеля и продающей базы будет достигнут благодаря подключению крупных региональных и местных торговых организаций. Мы поступательно, шаг за шагом, двигаемся вперед и не ставим цели любой ценой занять первое место в данном канале. Мы стремимся, чтобы POS-канал не только позволял привлекать новых клиентов, но и стабильно приносил прибыль», — прокомментировал Андрей Павлов.
Значительно усилил свои позиции на рынке «Русский Стандарт». Портфель POS-кредитов банка вырос с 7,4 млрд рублей на 1 марта 2017 года до 13,5 млрд рублей на 1 марта 2018 года.
«Наша стратегия в POS такова: низкие риски — низкие ставки, — рассказали в пресс-службе банка, — в целом в прошлом году «Русский Стандарт» выдал на 70% POS-кредитов больше, чем в 2016 году. При этом банк придерживается консервативной политики в области кредитования. Благодаря технологии Risk-Based Pricing клиентам предлагается индивидуальная процентная ставка в соответствии с их рисковой категорией. Один из важных приоритетов банка в POS-кредитовании — предложение низкой ставки лучшим клиентам».
МТС Банк увеличил свой портфель за этот же период с 5 млрд до 11,6 млрд рублей. Банк планирует «существенный рост по итогам всего 2018 года за счет дальнейшего развития сотрудничества с розничной сетью МТС и увеличения количества новых партнеров».
«Ренессанс Кредит», который сейчас занимает третье место по объему выданных POS-кредитов (27,8 млрд рублей на 1 марта 2018 года), также планирует рост этого направления.
«Мы будем наращивать количество точек присутствия, привлекать к сотрудничеству новые компании — как федерального, так и локального уровня, а также поддерживать взаимовыгодные отношения с нашими текущими партнерами, увеличивать объемы выдач в сегментах, которые начали развивать недавно, — мебель, меховые изделия. Останется в фокусе и вопрос конфигурации продуктов: для нас важно, чтобы у клиентов была возможность оформлять кредиты на максимально привлекательных условиях», — поделился планами Сергей Васильев из «Ренессанс Кредита».
ОТП Банк планирует увеличить объем портфеля на 15%. «При отсутствии каких-либо серьезных негативных макроэкономических факторов рост портфеля POS-кредитов в 2018 году прогнозируется в пределах 15%, мы планируем расти вместе с рынком», — сказал Александр Васильев из ОТП Банка.
Лидер российского рынка POS-кредитования банк «Хоум Кредит» в этом году делает ставку на такой финансовый продукт, как рассрочка.
«Мы планируем устойчивый рост бизнеса банка по всем направлениям, включая POS-кредитование. Рост спроса на POS- кредиты во многом связан с улучшением экономики России и превалированием потребительских настроений. Кроме того, их востребованности способствует популярность рассрочек, позволяющих получить нужный товар сразу, а платить за него без переплаты равными платежами на протяжении нескольких месяцев. В портфеле кредитов на товары банка «Хоум Кредит» доля рассрочек составляет уже более 80%», — рассказали в пресс-службе кредитной организации.
Банки — лидеры в сегменте POS-кредитования, по данным FRG
Название банка | 01.03.2018 | 01.03.2017 |
«Хоум Кредит» | 63,3 млрд рублей | 53,8 млрд рублей |
ОТП Банк | 33,7 млрд рублей | 31,1 млрд рублей |
«Ренессанс Кредит» | 27,8 млрд рублей | 25,3 млрд рублей |
Почта Банк | 26,9 млрд рублей | 17,1 млрд рублей |
Альфа-Банк | 19,4 млрд рублей | 24,1 млрд рублей |
Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru
Комментарии
Так в США брали кредиты на покупку недвижимости, а у нас все больше на телевизоры и фитнес-залы, скоро люди начнут кредиты на еду брать, так что в России если и будет кризис, то не "ипотечного", а "колбасного кредитования" mg:
Реально, в "Ашане" будет сидеть представитель "Русского стандарта" с предложением кредита на колбасу твердокопчёную или икру лосося
Кстати, что за "понты" такие - POS-кредитование? Пришлось в заблокированный Роскомпозором гугль лезть и вспомнить, что это все же обычное "целевое" кредитование. четыре буквы сэкономили и подчернули "элитность" автора статьи?
Когда драйвером роста выступают чудики - тяжело придется этой экономике.
И... Кредит Вам в том поможет!
Может быть!