Расчетно-кассовое обслуживание: что это и как его выбрать

Дата публикации: 27.02.2023 16:45 Обновлено: 31.10.2024 21:05
60 234
Время прочтения: 8 минут
Расчетно-кассовое обслуживание: что это и как его выбрать

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Зачем бизнесу нужно РКО, как устроено обслуживание, какие операции можно совершать и как выбирать банк для получения этой услуги?
 

Что такое РКО

Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) — комплекс банковских услуг, необходимых для осуществления различных операций по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Между банком и организацией или ИП заключается договор на РКО, в рамках которого можно открыть несколько счетов — как рублевых, так и валютных.

Стандартный договор на РКО включает в себя определенный пакет услуг:

  1. Открытие и ведение расчетного счета, электронный документооборот.
  2. Переводы денежных средств.
  3. Дистанционное обслуживание и интернет-банкинг.
  4. Эквайринг.
  5. Операции с наличными, инкассация и самоинкассация.
  6. Зарплатный проект.
  7. Выпуск и обслуживание бизнес-карт.
  8. Валютный контроль.

Чем полезно РКО и кому его стоит открывать

Формально юридические лица и ИП открывать расчетные счета не обязаны. На практике ведение бизнеса без расчетного счета либо существенно затруднено, либо попросту невозможно, так как:

  • компаниям и ИП запрещены расчеты с любыми контрагентами на сумму свыше 100 тыс. руб. в рамках одного контракта без открытия расчетного счета;
  • уплата налогов организациями должна осуществляться через расчетный счет;
  • компаниям запрещено использовать для дальнейших расчетов поступившие к ним наличные за некоторыми исключениями (например, для выдачи зарплаты);
  • компании и ИП без расчетного счета не допускаются к участию в госзакупках и тендерах;
  • нельзя проводить валютные сделки с иностранными компаниями без открытия валютного расчетного счета.

Кроме этого, включенные в РКО услуги позволяют автоматизировать часть бизнес-процессов и пользоваться банковскими продуктами на выгодных условиях. Среди основных преимуществ РКО можно выделить:

  • расчеты в режиме реального времени через интернет-банкинг и мобильные приложения;
  • своевременные расчеты с контрагентами;
  • своевременная уплата налогов и прозрачная налоговая отчетность;
  • предоставление банком оборудования для приема оплаты банковскими картами;
  • облегчение процесса выдачи заработной платы сотрудникам через зарплатный проект;
  • упрощение авансовой отчетности с помощью бизнес-карт;
  • получение кредитов и размещение депозитов на специальных условиях;
  • доступ к сервисам поддержки клиентов.

Отличие РКО для юридических лиц и ИП

Компании и ИП заключают с банком договор на РКО с одинаковой целью — ведение бизнеса, поэтому различий между самими счетами нет. Но поскольку у ИП и организаций разный правовой статус, будут отличаться некоторые правила открытия и использования счетов.

Основные различия:

  • Состав пакета документов и его объем для заключения договора.
  • Правила проведения операций по счетам: ИП может использовать расчетный счет как личный после уплаты всех положенных отчислений.
  • Набор банковских услуг.
  • Лимиты по операциям с наличными и переводами.

Как открыть РКО

Прежде всего нужно выбрать банк, в котором будет открыт счет. Критериями оценки финансовой организации должны выступать:

  • надежность: срок присутствия на рынке, место в рейтинге ЦБ, репутация, страхование денег на счетах;
  • спектр услуг: дистанционные сервисы, зарплатный проект, участие в СБП и т. д.;
  • стоимость обслуживания: тарифы, бонусы для клиентов;
  • доступность: количество филиалов, время работы, дистанционное обслуживание.

При выборе следует обратить внимание на условия тарифных планов, стоимость тех или иных услуг и сопоставить их в различных банках. Проверить, предоставляет ли банк нужные именно вам услуги, исходя из специфики вашего бизнеса (например, оборудование для эквайринга, инкассация). Для любого предпринимателя важно доступное кредитование, поэтому дополнительным плюсом будет, если банк предлагает специальные условия для владельцев счетов.

Еще одним важным показателем является продолжительность банковского дня: чем он длиннее, тем меньше риск опоздать с платежом. Следует оценить уровень сервиса и скорость обслуживания — это потребуется для оперативного решения сложностей, если они возникнут.

Необходимые документы

Список документов у разных банков может отличаться, но, как правило, они запрашивают у клиентов стандартный набор, а часть сведений из государственных органов получают сами.

Пакет документов для открытия РКО зависит от того, кто выступает заявителем — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо:

ЗаявительОсновные документыДополнительные документы

Индивидуальный предприниматель

(физическое лицо)

᛫ паспорт

᛫ лицензии (при наличии)

᛫ ИНН

᛫ СНИЛС

᛫ заверенная в налоговой отчетность

᛫ выписка из ЕГРИП

᛫ нотариальная доверенность для представителя ИП

Компания

(юридическое лицо)

᛫ устав

᛫ выписка из ЕГРЮЛ

᛫ приказ о назначении руководителя

᛫ паспорт руководителя

᛫ лицензии (при наличии)

᛫ ИНН руководителя

᛫ СНИЛС руководителя

᛫ личные данные учредителей

᛫ сведения об участниках организации, доля которых в уставном капитале более 25%

᛫ приказ о назначении бухгалтера

᛫ договор аренды

᛫ заверенная в налоговой отчетность

᛫ карточки с образцами подписей и печатей лиц, которые будут распоряжаться счетом

᛫ нотариальная доверенность для представителя компании

Стоимость открытия РКО

Открытие счета, как правило, осуществляется бесплатно, если одновременно с ним заключается договор на РКО. Стоимость РКО зависит от выбранного тарифа, который указывается в договоре.

Тарифный план включает в себя:

  1. Стоимость обслуживания: от бесплатного до нескольких тысяч рублей в месяц.
  2. Комиссию за переводы на счета физлицам для выплаты зарплат и расчетов с исполнителями. Как правило, банки устанавливают денежный лимит, в рамках которого можно осуществлять переводы бесплатно, и взимают комиссию за сверхлимитные перечисления.
  3. Комиссии за внесение и снятие наличных через кассу и бизнес-карту.
  4. Стоимость платежного поручения. Как правило, какое-то количество платежек уже предоплачены в пакете услуг, после исчерпания лимита нужно будет платить за каждую новую операцию.
  5. Плату за обслуживание терминалов для приема оплаты.

Наряду с платными операциями пакетом услуг может быть предусмотрена бесплатная бухгалтерия, начисление процентов на остаток на счете и другие бонусы.

Часто банки предлагают несколько вариантов тарифных планов на выбор. Какой из них выбрать — зависит от потребностей и размеров бизнеса. Если в дальнейшем масштабы и направления деятельности изменятся, тарифный план можно будет поменять.

Подобрать подходящий тарифный план можно с помощью сервиса Банки.ру.

Процедура оформления РКО

Подключение к РКО для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществляется по единому алгоритму:

Шаг 1. Подготовить документы.

Шаг 2. Оставить заявку.

Шаг 3. Передать документы в банк.

Шаг 4. Пройти проверку.

Шаг 5. Подписать договор на РКО.

Открытие расчетного счета и подключение к РКО занимает от 1 до 5 рабочих дней. Клиенты могут воспользоваться услугой резервирования счета, чтобы получить реквизиты и использовать их в договорах и для приема платежей. При этом поступившие средства будут недоступны для вывода до тех пор, пока не завершится процесс подключения и сервисы не заработают в полном объеме.

Банки самостоятельно информируют Федеральную налоговую инспекцию (ФНС) и другие органы об открытии счета.

Почему могут отказать в открытии РКО

Согласно ст. 846 ГК РФ, по заявке от любых юридических лиц и ИП банк обязан заключить договор на РКО. Однако кредитная организация вправе проверить клиента на благонадежность до заключения договора, чтобы исключить риск проведения незаконных операций.

Обоснованными причинами отказа в заключении договора на РКО являются:

  • Признаки фирмы-однодневки (минимальный уставный капитал, нулевая отчетность, отсутствие штата сотрудников и т. п.).
  • Не вызывающий доверия юридический адрес (на этот адрес зарегистрировано множество фирм, помещения здания не соответствуют целевому назначению и т. п.).
  • Неполный пакет документов, документы с ошибками или неправильно оформленные.
  • Признаки номинального директора (числится на этой должности в большом количестве компаний, зарегистрированных в разных регионах и/или сферах деятельности).
  • Признаки неблагонадежности компании или ИП (долги, иски, блокировка счета в другом банке).
  • Признаки незаконного обналичивания денег и признаки проблем с уплатой налогов.

В случае отказа заключить договор на РКО банк обязан письменно разъяснить его причину со ссылками на законодательство.

РКО операций с иностранной валютой

Банки являются агентами валютного контроля, при проведении валютных операций они обязаны следить за соблюдением валютного законодательства.

К валютным операциям относятся любые денежные расчеты с иностранными юридическими и физическими лицами. Операции могут осуществляться как в иностранной валюте, так и в рублях, но все они подпадают под валютный контроль, который осуществляется в несколько этапов:

  1. Предварительный: идет сбор документов для проведения сделки, банк оказывает помощь в подготовке документации, консультирует клиента.
  2. Текущий: банк проверяет законность сделки и полноту предоставленного пакета документов, если выявлены какие-то нарушения, операция отклоняется.
  3. Последующий: банк отчитывается о проведенной операции перед ЦБ, ФНС и другими надзорными органами.

Для проведения трансакций в иностранной валюте в рамках РКО наряду с текущим расчетным счетом открываются валютный и транзитный счета. Денежные средства находятся на транзитном счете до момента подтверждения легальности сделки, после чего переводятся получателю на валютный счет.

В рамках проверки банк имеет право запрашивать любые документы, относящиеся к сделке: договоры, таможенные декларации, инвойсы, оферты и т. п. Их перечень зависит от вида и суммы контракта. Пакет документов необходимо предоставить не позднее 15 рабочих дней с даты поступления валюты на транзитный счет.

Для контрактов до 600 тыс. руб. валютный контроль осуществляется в упрощенном порядке: их не нужно регистрировать в банке и предоставлять документы, достаточно сообщить код валютной операции. Для переводов на собственные зарубежные счета требуется уведомить налоговую об их наличии и предоставить документ об открытии счета в банк.

Под валютный контроль не подпадают операции конвертации и перевода с валютного счета ИП на карту, принадлежащую самому ИП.

Как открыть РКО: пошаговая инструкция

1. Выбрать банк с учетом важнейших критериев его оценки.

2. Выбрать тариф. Проанализировать, какие услуги будут востребованы постоянно и в больших объемах, и ориентироваться при выборе пакета услуг на них.

3. Подготовить пакет документов: для ИП и организаций он отличается.

4. Подать заявку онлайн или при визите в офис, передать документы. Перед посещением нужно выяснить, в каких отделениях обслуживают индивидуальных предпринимателей и организации.

5. Дождаться положительного решения со стороны банка и заключить договор на РКО.

6. Дождаться подключения. Реквизитами можно пользоваться сразу, если зарезервировать расчетный счет.

С помощью сервисов Банки.ру вы можете найти инструменты для развития вашего бизнеса, подобрать подходящий тариф расчетно-кассового обслуживания, оформить кредиты для предпринимателей, а также выбрать другие готовые финансовые решения для бизнеса.

Теги: Как ИП вести бизнес: советы, инструкции и изменения в законах

Материалы по теме