Как подать жалобу в госорганы и добиться результата в короткие сроки: инстанции, правила оформления и образцы документов

Дата публикации: 21.02.2024 17:00 Обновлено: 07.03.2024 14:11
39 547
Время прочтения: 11 минут
Как подать жалобу в госорганы и добиться результата в короткие сроки: инстанции, правила оформления и образцы документов

Если ваши права нарушены, можно пожаловаться в ответственные госорганы. Рассказываем, в каких случаях и куда нужно жаловаться, как правильно составить и подать обращение, чтобы не получить отписку, и что делать, если ведомства вас игнорируют.

Что такое жалоба и зачем она нужна

Жалоба — это письменные требования к уполномоченному госоргану для устранения нарушений прав и законных интересов.

Правила подачи жалоб регулирует специальный закон — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В законе нет ничего про «жалобы», потому что все, что направляют в адрес чиновников, называют обращениями. Порядок работы с ними должны соблюдать все ведомства. 

Преследовать гражданина, который обратился с жалобой, нельзя. Даже если он критикует должностных лиц или государственные органы, наказать его за это не могут. А вот за оскорбление наказание возможно.

Виды жалоб

Жалобы могут быть:

  • индивидуальные — обращение подает один гражданин;
  • коллективные — подается несколькими людьми, чьи права нарушены.

Отличия жалобы от заявления или претензии

Претензии обычно составляют в договорных отношениях. Например, если какая-то из сторон договора не выполнила свои обязательства, тогда другая сторона составляет претензию первой, получает ответ, а затем с ним идет в суд.

В такой ситуации подавать жалобу стороне, которая не выполнила обязательства, или в какие-то госорганы нет смысла. Если бы вторая сторона получила некачественные услуги, она могла бы пожаловаться в Роспотребнадзор.

Жалоба необходима там, где у сторон нет взаимных обязательств, а обязательства есть только у одной стороны. Часто это обязательства органов власти соблюдать права граждан. 

Жалоба отличается от заявления тем, что в первом случае необходимо восстановить нарушенные права и свободы, а во втором гражданин просит о содействии в реализации прав и свобод.

В какие инстанции можно подавать жалобы в разных случаях

Ниже расскажем, когда и в какие инстанции можно подавать жалобы.

Если права жителей нарушает местная администрация, подать жалобу можно в прокуратуру или в суд.

На управляющую компанию можно жаловаться в саму УК, Минстрой, прокуратуру или Роспотребнадзор.

На работодателя жалобу подают в трудовую инспекцию. При необходимости организация может сама подготовить исковое заявление в суд или обратиться к приставам, если нарушение связано с невыплатой заработной платы.

На судебных приставов жалобу подают в Министерство юстиции или прокуратуру. 

На сотрудников полиции можно подать жалобу вышестоящему начальству или в прокуратуру.

На застройщика жалобу подают в Роспотребнадзор, если нарушены права дольщиков, прописанные в законе. Если нарушены строительные нормы, жалобу подают в Минстрой.

В случае мошенничества нужно подавать заявление в полицию, поскольку это уголовное преступление. Жалобы в какие-либо инстанции здесь не помогут.

Требования к жалобе

Форма жалобы

Законодательно установленных форм жалоб нет. Обращение можно написать даже на тетрадном листке, в специальной форме для жалоб на сайте ведомства или по электронной почте. С точки зрения закона все жалобы имеют одинаковое значение.

Структура и содержание жалобы

В жалобе важно указать:

  • в шапке документа нужно указать наименование ведомства, в которое адресована жалоба. При отправке документа через специальные формы наименование госоргана заполняется автоматически;
  • если жалоба адресована определенному должностному лицу, можно указать его ФИО и должность. Однако это необязательно — сначала обращение попадает в руки руководителю, который определяет, кто из специалистов займется ответом на нее;
  • ФИО того, кто подает жалобу, его почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должны отправить ответ. Без этих данных в рассмотрении жалобы могут отказать;
  • суть жалобы: что именно произошло и как ведомство должно отреагировать;
  • личная подпись для бумажных жалоб;
  • дата составления документа.

Если есть доказательства нарушения прав, их тоже стоит приложить к жалобе. Например, фото неубранных мусорных контейнеров или капающих труб. Также можно приложить документы, например, ранее полученные ответы на обращения или показания свидетелей.

Требования к визуальному оформлению текста, например, определенному шрифту или межстрочному интервалу, нет. Однако стоит постараться, чтобы жалоба была читаемой. Так ведомствам будет проще с ней работать. 

Необязательно писать жалобу юридическим языком. Если вы точно знаете, какие нормы права нарушены, сошлитесь на законодательные источники. Если нет, достаточно описать суть нарушения.

Чего нельзя писать в жалобе

Критиковать специалистов допустимо, а вот откровенно оскорблять людей, использовать нецензурные выражения, угрожать — нет. В этом случае жалобу могут проигнорировать.

Также в рассмотрении жалобы откажут, если текст написан неразборчивым почерком, данные отправителя нельзя прочитать или нельзя понять суть жалобы. 

Основные ошибки при заполнении

Среди основных ошибок, которые могут повлиять на рассмотрение жалобы:

  • неправильный адресат — важно проверить правильное написание ведомства или должностного лица на сайте организации или по телефону приемной;
  • нет данных и контактов отправителя — из-за этого ведомство не сможет дать ответ;
  • нечетко сформулирована проблема — срок рассмотрения может затянуться из-за того, что ведомству придется запрашивать дополнительную информацию;
  • нет четких и понятных требований.

Анонимные жалобы

Если не подписать жалобу, ее шансы на успех снижаются. Если нет ФИО и адреса отправителя, чиновники могут не отвечать на жалобу, нарушением это не будет. 

Преследовать граждан за жалобы нельзя, также нельзя разглашать сведения, указанные в жалобе. Поэтому бояться, что чиновники будут относиться к отправителю жалобы хуже и начнут мстить, не стоит. 

Образец жалобы

Обычно жалоба предполагает следующую структуру:

  1. Шапка: наименование организации, куда подается жалоба и ее почтовый адрес.
  2. От кого жалоба: ФИО заявителя, его почтовый адрес и адрес электронной почты, номер телефона.
  3. Суть проблемы с временем произошедшего, данные должностных лиц, которые нарушили закон. Нормы закона, которые были нарушены (опционально).
  4. Требования, какие меры должны принять — например, провести проверку, вернуть денежные средства, привлечь виновных к ответственности.
  5. Доказательства нарушения — например, документы, фото, видеозаписи, копии чеков, показания свидетелей.
  6. Дата, подпись, ФИО заявителя.

Жалоба может выглядеть так

Скачать образец заполнения жалобы можно здесь.

Способы подачи жалобы

Подать жалобу можно несколькими способами:

  1. Лично. Часто на личный прием можно попасть только по записи, в приемные часы или в порядке живой очереди. Чтобы документ не потеряли, важно заверить копию в секретариате. Устную жалобу можно озвучить на личном приеме у должностного лица. Все обращения должен зафиксировать секретарь и рассмотреть в установленный срок. Ответ на жалобу дадут письменно, однако иногда решение могут принять уже во время встречи.
  2. Почтой. Письмо можно отправить заказным почтовым письмом с уведомлением о вручении.
  3. Онлайн. Электронное обращение доставляется мгновенно, а потерять его практически невозможно. Если в ведомстве скажут, что вашу жалобу не получали, факт отправки всегда можно подтвердить.

Многие ведомства сейчас подключены к единой системе авторизации с помощью «Госуслуг». 

На «Госуслугах» можно подать жалобу на действия работников любого министерства и ведомства. 

Жалобу на действия или бездействия чиновников можно подать через «Госуслуги»

Сроки рассмотрения жалобы

Обычно срок рассмотрения жалобы не превышает одного месяца, однако этот срок отсчитывают с момента регистрации обращения. Период, пока письмо шло, не учитывают. Срок рассмотрения не изменяется в зависимости от способа подачи обращения.

При этом на решение вопроса по жалобам, связанным с вопросами миграции, дается до 20 дней.

Если обращение не примут, ведомство должно проинформировать об этом заявителя и объяснить причину отказа. 

Как понять, куда подавать жалобу

Не всегда получается сразу определить, куда нужно подавать жалобу и как действовать.

При этом гражданам стоит направлять жалобы в те госорганы, в компетенции которых входит решение проблем, описанных в обращении. 

Если гражданин ошибается с адресатом, чиновники должны переслать жалобу в нужное ведомство. При этом гражданина должны письменно уведомить о переадресации жалобы.

Сначала отправлять жалобу стоит в территориальные подразделения. Например, если отправить жалобу сразу в Генпрокуратуру, ее конечно зарегистрируют, но на рассмотрение все равно отправят в инстанцию уровня ниже, например, в районную прокуратуру. Пересылка документов из одного ведомства в другое может занять время. Поэтому, чтобы сэкономить его, выбирайте ведомства первого уровня. Если вас не устроит ответ ведомства, вы сможете обжаловать его в вышестоящей инстанции. 

В некоторых ситуациях до подачи жалобы нужно попытаться решить ситуацию мирным путем и сначала подать претензию в организацию. Например, сначала покупатели должны написать претензию продавцу и только потом обратиться в Роспотребнадзор.

Если одной проблемой занимаются сразу два ведомства и каждое из них уверено, что жалобой должна заниматься другая организация, гражданин может обратиться в прокуратуру. Она решит, кто именно будет разбираться в вашем вопросе.

Если непонятно, куда именно подавать жалобу, ее можно подать сразу в несколько ведомств. Чиновники сами перенаправят жалобу в нужную организацию или объяснят, куда именно нужно обратиться.

Если ведомства на жалобу не реагируют, можно пожаловаться в прокуратуру. Этот надзорный орган может обязать рассмотреть жалобу любое ведомство.

Как должны отреагировать ведомства на жалобу

Ведомства или должностные лица должны обеспечить объективное и своевременное рассмотрение обращений. При необходимости к процессу могут привлечь гражданина.

Для всестороннего рассмотрения обращения ведомство может запросить дополнительные документы и материалы в других организациях.

После изучения дела ведомство обязано принять меры по восстановлению и защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Если решить проблему в рамках данного ведомства невозможно, специалисты должны перенаправить жалобу в другую организацию и уведомить об этом гражданина.

Почему жалоба не дает нужного эффекта

Есть несколько распространенных причин, почему не удается решить проблему с помощью жалобы:

  1. Обращение направлено не в то ведомство. В этом случае затягивается время решения проблемы, потому что жалобу переадресуют в другой орган.
  2. Анонимная жалоба. В документе важно указать ФИО заявителя и его почтовый и электронный адрес. Без этих данных ведомства имеют право не отвечать на обращение.
  3. Повторное обращение. Подавать одинаковые жалобы в один и тот же орган бесперспективно. Если вас не устроил ответ, стоит жаловаться в вышестоящие инстанции или прокуратуру. Также в течение трех месяцев с момента получения ответа на жалобу вы можете обратиться в суд.
  4. В обращении есть только вопросы без четких требований и новых доводов. Обратите внимание, если на эти вопросы вам в переписке ответили минимум два раза, то ведомства могут прекратить переписку.
  5. Нечетко сформулирована проблема. Важно точно описать суть претензий, при необходимости указать конкретный адрес и время нарушения ваших прав. Иначе велика вероятность получить формальный ответ на ваш вопрос.
  6. В жалобе много ненужных фактов. Все доводы в жалобе организация должна проверить, поэтому лишние сведения могут увеличить время на проверку данных и оставить основную проблему без решения.
  7. Нельзя определить проблему в жалобе. Ответ на такие обращения могут не давать. Об этом отправителю сообщат в течение семи дней.
  8. На вопрос в обращении нельзя ответить без разглашения государственной тайны. 
  9. Подали жалобу на судебное решение. В течение недели обращения вернут с разъяснением порядка обжалования решений суда.
  10. В обращении есть угрозы и оскорбления. Такие жалобы могут оставить без ответа по существу.
  11. Требования в обращении нельзя выполнить из-за законодательных ограничений.

Как не получить отписку

Важно верно определить адресата жалобы. Можно позвонить на горячую линию организации, куда вы планируете подать жалобу, чтобы уточнить адресата. Если вам не нужен письменный ответ на обращение, вы можете озвучить проблему устно.

Если определить адресата сложно, жалобу можно направить в прокуратуру. 

Обязательно укажите в обращении:

  • наименование и адрес организации, в которую подаете жалобу;
  • свои личные и контактные данные;
  • дату.

В обращении также можно предупредить о своей готовности участвовать в проверке, если это возможно.

Четко сформулируйте проблему. Не перегружайте обращение лишними фактами, которые не имеют отношения к делу. 

В конце обращения можно использовать следующую формулировку: «Прошу принять меры для устранения перечисленных нарушений и привлечь лиц, их допустивших, к установленной законом ответственности» или «Для проверки изложенных фактов прошу провести проверку и по результатам принять установленные законом меры».

Правильно подавайте жалобу. Не стоит бросать бумагу в ящик для обращений или под дверь кабинета — будет сложно доказать ее отправку и понять, что она дошла до адресата. 

Если ваше обращение проигнорировали, направьте жалобу в вышестоящую инстанцию.

На бездействие ведомств можно пожаловаться в прокуратуру. Если получите отписку, подайте жалобу вышестоящему прокурору. При этом добавлять новые доводы в обращение не стоит, иначе его передадут на рассмотрение прежнему адресату.

При необходимости вы можете подать исковое заявление в суд.

Что будет, если неверно определить адресата жалобы

В этом случае ведомство само перешлет обращение в нужную организацию и уведомит вас об этом. В некоторых случаях вам просто объяснят, куда именно нужно жаловаться. 

Единственная опасность отправки обращения не тому адресату в том, что срок рассмотрения вашего обращения может увеличиться.

Что будет, если нарушен порядок рассмотрения обращений

За это предусмотрена административная ответственность. Чиновникам придется выплатить штраф от 5 до 10 тыс. рублей. Оплачивают его из своей заработной платы. При нарушении закона о предоставлении государственных и муниципальных услуг штраф может составить до 50 тыс. рублей.

Как правильно подать жалобу: главное

  • Правильно составленная и поданная жалоба помогает решить проблему быстро и без суда.
  • Строгих требований к составлению жалобы нет. Важно четко и разборчиво обозначить проблему и ваши требования и указать личные и контактные данные.
  • Мстить и наказывать за жалобу чиновники не могут. Это нарушение прав граждан.
  • Если в жалобе допущены ошибки или неправильно выбран адресат для обращений, чиновники обязаны объяснить, какие неточности допущены и как их исправить.
  • Если ведомства бездействуют или дают отписки, можно пожаловаться на них в вышестоящие структуры или прокуратуру. При необходимости вы можете обратиться в суд.
Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

user-428118610065
30.06.2024 17:04
<p>Какие жалобы...? В России есть законы которые главнее чем конституция</p>
0

Обучение

Материалы по теме