Ретроавтомобили требуют к себе особого внимания и сервиса, так как расцениваются скорее как произведения искусства, чем как транспортные средства. Страхование таких авто – отдельное направление бизнеса, которое есть лишь у нескольких страховых компаний. Разобрались, как купить страховку для ретроавтомобиля, сколько она будет стоить и какие есть нюансы у этого вида страхования.
Какой автомобиль считается ретро
Для того чтобы автомобиль считался ретро, одного только солидного возраста машины недостаточно. Историческая ценность авто должна быть документально зафиксирована и подтверждена экспертизой.
В России с 2020 года действует ГОСТ «Транспортные средства раритетные и классические», который содержит требования к авто старше 30 лет для признания их раритетными и классическими. Получение такого статуса упрощает ввоз машин из-за границы и дает другие послабления их владельцам (не нужно платить утилизационный сбор, проводить оценку безопасности и т. д.).
Страховые компании при приеме на страхование также проводят свою экспертную оценку. К примеру, в «Ингосстрахе» автомобиль считается ретромобилем при достижении возраста 35 лет.
Как застраховать раритетное авто по ОСАГО
Полис ОСАГО на ретроавтомобили оформляют только те водители, которые выезжают на дороги общего пользования. Многие ретроавтомобили лишь стоят в музеях или перемещаются между выставками на автовозе, соответственно, на такие транспортные средства полис ОСАГО на оформляют.
Если же авто выезжает на дороги, то купить полис можно во многих компаниях, а не только в тех, где предусмотрено страхование ретроавто. К примеру, в «Ингосстрахе» в части ОСАГО автомобили не разделяют на ретро и не ретро. В компании есть застрахованные автомобили, которым уже более ста лет. Возраст учитывается лишь как тарифный фактор при определении размера базовой ставки.
«В рамках ОСАГО основной проблемой становится отсутствие ВИН-номеров у таких автомобилей, а зачастую и вообще каких-либо номеров и идентификаторов. Такие автомобили "Ингосстрах" тоже страхует, но их владельцам приходится предоставлять все имеющиеся на них документы, а страховой компании необходимо передавать полис в АИС ОСАГО через сложный механизм обработки исключительных ситуаций, который требует копии документов на каждый нетривиальный случай», — рассказал директор домена ОСАГО «Ингосстраха» Егор Серебрянников.
Эксперт Банки.ру про страхование ретроавтомобилей
«Ретроавтомобили могут быть предметом коллекционирования и даже музейным экспонатом. Однако если владелец такого авто предпочитает участвовать с ним в общем дорожном движении, на него, как и на современные экземпляры, понадобится страховка. Как обязательный минимум — ОСАГО, но, учитывая ценность такого экземпляра, может быть разумным оформить и полис каско, хотя с этим могут быть сложности, связанные с уникальностью предмета страхования и сложностью его ремонта», — говорит эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.
Что касается цены полиса, то тарифы по ОСАГО регулируются Банком России, поэтому стоимость полиса рассчитывается исходя из установленных законом тарифов и коэффициентов. Так, например, ОСАГО на Ford Thunderbird 1967 года мощностью 320 л. с. в Москве с 1 водителем возрастом 43 года и стажем 25 лет в «Ингосстрахе» будет стоить чуть больше 8 тысяч рублей.
Как застраховать раритетное авто по каско
Застраховать ретроавтомобиль по каско можно не во всех страховых компаниях. К примеру, такое направление бизнеса есть у «Ингосстраха» и СК «Пари».
В «Ингосстрахе» по каско страхуют только аутентичные автомобили. Это значит, что в ретромобиле не должно быть агрегатов от современных моделей автомобилей. При этом часто автовладельцы заменяют двигатель и ходовую часть — в таком случае компания не страхует транспортное средство, так как оно уже не подходит под категорию «ретро».
«Прием на страхование зависит от того, насколько значительно агрегат заменен на современный. Если это патрубок или резинка на стеклоочистителе, то это не существенно. Если двигатель, то не примем на страхование», — объясняет начальник управления по работе с VIP-клиентами «Ингосстраха» Ирина Пономарева.
Что касается видов рисков, то в основном автовладельцы страхуют ретроавтомобили от угона, повреждения и уничтожения дополнительного оборудования, противоправных действий третьих лиц, пожаров, взрывов и других повреждений.
Также ретроавтомобиль можно застраховать на время проведения мероприятия; на период экспонирования; как хранимое имущество по определенному адресу; в процессе перевозки к месту экспонирования или проведения соревнований. Кроме того, можно застраховать жизнь и здоровье водителя и пассажиров и гражданскую ответственность, связанную с эксплуатацией автомобиля.
Стоимость каско для ретроавтомобиля — индивидуальная история, так как цена зависит от многих факторов: коллекционной ценности, технических характеристик, модели, характера использования и т. д. Для оценки зачастую привлекаются независимые эксперты.
Для оформления полиса в СК «Пари» потребуется:
- Паспорт собственника
- Паспорт страхователя
- Водительские удостоверения всех допущенных к управлению ТС лиц
- ПТС (Паспорт транспортного средства)
- СРТС (Свидетельство регистрации паспортного средства)
- Договор купли-продажи (если ТС новое)
- Подтверждение установки дополнительного оборудования
Урегулирование страховых случаев
По словам старшего управляющего продуктом по автострахованию Департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантии» Павла Яковлева, урегулирование страховых случаев с такими авто всегда идет индивидуально. Риски, которые актуальны для таких машин: ДТП на автопробеге или при парковке, пожар, залив и другие происшествия на месте хранения. Другие риски реализуются намного реже, так как такие авто обычно просто стоят в гараже и ждут момента выезда несколько раз в год.
«Таким образом, частотность событий гораздо ниже, чем по машинам массовых марок, но при этом средняя выплата будет существенно выше. Например, старый хромированный бампер, если немного его помять, просто так не покрасишь, а новый оригинальный может стоить как какой-нибудь новый современный автомобиль», — пояснил Павел Яковлев.
Кстати, в случае с ретромобилем страховая компания оплачивает не только восстановительные, но и реставрационные работы, а также организует ремонт авто за границей (некоторые экземпляры можно восстановить только в европейских и американских мастерских).