Если вы собираетесь открыть свое дело, уже определились с идеей и бизнес-стратегией, то пора переходить к одному из самых интересных стартовых шагов в открытии своего бизнеса — к созданию бизнес-плана. Разобрали на конкретном примере, как написать бизнес-план, из чего он состоит и для чего нужен.
Что такое бизнес-план и для чего он нужен
Бизнес-план — это подробное описание вашего продукта или услуги с анализом основных рынков сбыта и анализом рисков, а также с конкретными расчетами на несколько лет. Бизнес-план составляется после того, как вы определились с идеей бизнеса и прописали стратегию, то есть вы уже изучили рынок и ответили себе на вопросы, для кого вы делаете продукт, какие ваши слабые и сильные стороны, в чем ваше уникальное торговое предложение и какую цель вы себе ставите. Если в бизнес-стратегии вы прописывали, что вы хотите, то теперь пришло время подумать, как вы собираетесь к этому прийти, и прописать шаги для достижения ваших целей. Главные вопросы, на которые предстоит ответить в бизнес-плане: сколько ресурсов нужно на запуск проекта и в какие сроки он окупится.
На какую господдержку может рассчитывать ваш бизнес в 2025 году
В мобильном приложении Банки.ру — девять актуальных программ поддержки для предпринимателей: гранты, субсидии и льготы. Указаны размер поддержки, кто может подать заявку и ссылка на актуальный документ каждой программы.
- Переходите по кнопке
- Устанавливайте приложение
- Сохраняйте список программ
Бизнес-план может стать отличным инструментом для привлечения новых партнеров — одной идеи, как правило, недостаточно, чтобы привлечь потенциальных инвесторов, а хорошо составленный бизнес-план с подробными расчетами и анализом рынка может существенно помочь в привлечении дополнительных средств.
С бизнес-планом можно запрашивать кредит в банке или подавать заявки на господдержку (сейчас есть много программ господдержки малого бизнеса: для молодежи, для мам в декрете, для тех, кто собирается создавать бизнес в сельскохозяйственной сфере, и др.).
Также бизнес-план пригодится и для работы внутри вашей команды — если члены команды, да и вы сами будете четко понимать, куда вы хотите прийти, в какие сроки и что вам для этого понадобится, то вероятность достичь успеха в разы увеличится. Так что усилия, которые были потрачены на составление бизнес-плана, как правило, окупаются.
Из чего состоит бизнес-план
Есть разные стандарты бизнес-планов: UNIDO, ЕБРР, Tasic, KPMG. В России наиболее популярен стандарт UNIDO, поэтому здесь мы будем опираться на эту систему.
Резюме
Это одна из самых важных частей. Здесь нужно рассказать самое главное о вашем проекте — так, чтобы потенциальные инвесторы захотели читать дальше. Резюме содержит самую главную информацию из всех других блоков, поэтому его удобнее писать в конце. Резюме включает краткое описание проекта и основных его преимуществ, информацию о стартовом капитале и способах его привлечения, сроках окупаемости и планируемой прибыли.
Рассмотрим составление бизнес-плана на примере центра раннего развития для детей в новом жилом комплексе. Пока в этом ЖК нет ни одного центра для детей, при этом здесь проживает большое количество семей с детьми.
Описание отрасли и компании
Здесь нужно рассказать о вашей команде и подчеркнуть, что члены команды обладают необходимыми компетенциями и навыками для реализации проекта.
Описание продукта
Пропишите все виды товаров и услуг, которые вы собираетесь продавать. Для наглядности можно добавить и фотографии, если это необходимо. Также можно сравнить свой товар с аналогичным у конкурентов и указать ваши преимущества.
Пример для детского центра: комплексные развивающие занятия для дошкольников (разные группы от одного до шести лет), подготовка к школе, творческие занятия (рисование, лепка), индивидуальные занятия с психологом, индивидуальные занятия с логопедом.
Продажи и маркетинг
Этот блок включает анализ рынка: опишите рынок сбыта, укажите приоритетные сегменты, проанализируйте сильные и слабые стороны ваших конкурентов и опишите потенциальных покупателей. Если до этого вы хорошо поработали над бизнес-стратегией, то часть информации можно взять оттуда.
Пример. В данном районе есть три детских центра, но они находятся с другой стороны большой транспортной развязки. Новый жилой комплекс получается оторван от другой части района, и пока на этой территории нет ни одного детского центра.
Один из конкурирующих детских центров — государственный, занятия там проходят или бесплатно, или за очень небольшую плату. При этом группы переполнены и часто набор закрывается почти сразу — среди учебного года в группы уже не попасть.
Второй центр — коммерческий, но имеет очень слабый педагогический состав: много негативных отзывов о качестве преподавания.
Третий конкурирующий центр — также коммерческий, проводимые занятия похожи, уровень педагогического состава высокий, но при этом у центра не очень удобное месторасположение в другой части района — жителям нового ЖК добираться туда неудобно.
Потенциальные клиенты: семьи с детьми, живущие в новом жилом комплексе, — главная целевая аудитория. Дополнительно: семьи с детьми, живущие в этом же районе с другой стороны шоссе.
План производства и расчет себестоимости
В этом разделе нужно рассчитать прямые затраты на производство или закупку сырья, аренду помещения, зарплаты сотрудникам, затраты на рекламу и продвижение, а также иные траты, которые могут потребоваться для запуска проекта.
Пример:
Аренда помещения — 300 тысяч рублей в месяц (3,6 млн в год)
Закупка мебели — 900 тысяч рублей
Покупка электроники — 500 тысяч рублей
Зарплаты сотрудникам — 350 тысяч рублей в месяц
Реклама и продвижение — 80 тысяч рублей
Дополнительно нужно будет прописать, что входит в каждый пункт. Например, пункт «Продвижение» включает рекламу в паблике нового жилого комплекса, размещение контекстной рекламы в соцсетях, оплату работы раздатчика листовок в сквере возле нового жилого комплекса и печать листовок. Можно оформить эти данные в таблицу.
Организационный план
Здесь нужно указать сроки реализации проекта и прописать структуру компании, состав управления и число сотрудников.
Пример. В данном случае сложной структуры не будет. Во главе центра стоит руководитель (расписать Ф. И. О., образование, опыт работы), количество сотрудников на старте — пять человек: логопед, психолог, педагог по раннему развитию, администратор и менеджер по продажам.
Финансовый план
В этом разделе указываются все источники финансирования (как временные, так и постоянные), смета расходов на реализацию проекта, прогнозируемая прибыль и убытки.
Пример плана затрат на первый месяц:
Разовые затраты:
Покупка мебели — 900 тысяч рублей
Покупка электроники — 500 тысяч рублей
Рекламная кампания для запуска:
Затраты на регистрацию ИП — 800 рублей
Ежемесячные затраты:
Зарплаты сотрудникам — 350 тысяч рублей
Аренда помещения — 300 тысяч рублей
Уборка помещения — 40 тысяч рублей
Периодические затраты:
Покупка расходных материалов — 30 тысяч рублей
Подсчитайте, какая сумма у вас уже есть, сколько не хватает, и решите, кого вы можете привлечь в качестве партнера. Подсчитайте, сколько вы ожидаете заработать за первый и последующий месяцы, определите, какую плату вы собираетесь брать за свои услуги и сравните со стоимостью похожих услуг у конкурентов.
Например, в случае с детским развивающим центром нужно просчитать, какую плату вы собираетесь брать за занятия (оценить, сколько человек будет в группе, разработать систему абонементов, чтобы клиентам было выгоднее брать сразу несколько занятий, а вам было удобнее предсказывать количество детей в группе и рассчитывать нагрузку на педагога). Проанализируйте также, какую плату за занятия берут ваши конкуренты и какой у них уровень спроса (какая наполняемость групп). Изучите, какое время для групповых занятий у вашей целевой аудитории пользуется наибольшим спросом.
С учетом проделанной выше работы сделайте разбивку по каждому месяцу (доходы и расходы) и выясните, к какому сроку проект должен перейти на самоокупаемость. Не забудьте вычесть налоги.
Оценка эффективности проекта
Этот блок состоит из четырех подразделов: рентабельность, срок окупаемости, чистый доход, расчет, когда бизнес выйдет в ноль.
Пример. В предыдущем блоке вы уже просчитали доходы и расходы по месяцам. На основе этих данных определите, когда проект выйдет на самоокупаемость. Если сроки кажутся не очень оптимистичными (например, вы бы хотели выйти на самоокупаемость через год, а с вашими текущими данными это возможно только через десять лет), скорректируйте данные: подумайте, где можно урезать расходы без потери качества (возможно, выбрать более дешевую мебель для закупки или использовать меньше раздаточных материалов на занятиях), а также как увеличить доходы (например, поднять стоимость занятия или увеличить количество детей в группе).
Гарантии и риски компании
Если вы собираетесь привлекать деньги инвесторов, нужно указать, как вы покроете их затраты, если все пойдет не по плану. Также стоит указать, какими вы видите форс-мажорные ситуации и что в этом случае будете делать.
Пример. Центр детского развития — это офлайн-бизнес со всеми вытекающими отсюда рисками. Подумайте, что вы будете делать, если повторится ситуация 2020 года, когда большинство компаний были переведены на удаленку из-за ковида. А как поведете себя, если кто-то из детей принесет инфекционное заболевание и все начнут массово болеть и пропускать занятия? Важно заранее продумать потенциальные риски, разработать стратегию действий на случай форс-мажорных ситуаций и указать свои резервные источники финансирования — как вы сможете вернуть деньги инвесторам, если все пойдет не по плану (например, залог недвижимости).
Приложения
Все, что не вошло в другие разделы: различные графики, таблицы, рисунки, схемы, фотографии.
Будьте в курсе новостей для предпринимателей
Скачайте мобильное приложение Банки.ру и следите за новостями.
В приложении есть отдельный раздел с продуктами для бизнеса: РКО, эквайринг, кассы, кредиты, лизинг и факторинг.
Что важно запомнить:
- Работа над бизнес-планом — это второй этап в создании бизнеса после разработки идеи и написания бизнес-стратегии.
- Бизнес-план может помочь привлечь потенциальных инвесторов, получить кредит в банке или государственную поддержку — это один из главных инструментов для привлечения дополнительных средств в компанию.
- Первое, на что смотрят потенциальные инвесторы в бизнес-плане, — это резюме. Именно на основе резюме принимается решение, знакомиться ли с этим проектом дальше или отложить на дальнюю полку и даже не открывать следующие разделы. В резюме нужно собрать самое важное из всех разделов, поэтому его лучше писать в конце.
- Существуют разные стандарты написания бизнес-планов. Узнайте, какой стандарт предпочитают потенциальные инвесторы, и подготовьте бизнес-план в соответствии с их запросами. Если бизнес-план нужен вам для внутренней работы, ориентируйтесь на те блоки, которые будут актуальны для вас (например, представление команды можно в этом случае пропустить).
- Хорошо написанный бизнес-план всегда окупает то время и количество усилий, которые на него были потрачены. Лучше на старте качественно проделать эту работу, чем потом тратить гораздо больше ресурсов на латание дыр и исправление непредвиденных ошибок.