Компания МТС облегчила мобильные платежи

Дата публикации: 23.09.2010 06:03
4 926
Время прочтения: 6 минут

В сентябре компания МТС запустила на федеральном уровне сервис «Легкий платеж», позволяющий оплачивать покупки и услуги с помощью мобильного телефона. После переименования услуги из «МТС-Pay» в «Легкий платеж» у абонентов МТС появилась возможность тратить деньги не только с банковских карт, но и напрямую со своего абонентского счета в МТС. Насколько легко можно теперь расставаться с деньгами на пресс-конференции 22 сентября показал вице-президент МТС по коммерции Михаил Герчук.

Показывал он это с помощью чужого iPhone. Кликнув на иконке приложения «Легкий платеж», Герчук собрался перевести с одного лицевого счета на абонентский счет генерального директора компании Intervale (разработчик технологической платформы для услуги «Легкий платеж») Ирины Ткаченко 10 руб. «Мало», — возмутились журналисты. Михаил Герчук, после секундного колебания, дорисовал нолик. И тут же с горечью отметил, что сторублевый платеж не прошел. «Наверное, денег на этом телефоне недостаточно. А ведь это вы меня заставили такую сумму перевести!» — укорил прессу Герчук и перевел деньги вторично, на этот раз с банковской карты. Карта, также как и iPhone, не принадлежала вице-президенту МТС. Владелец пластиковой карточки — технический директор все той же компании Intervale Виталий Шидловский оказался человеком обеспеченным и на этот раз платеж прошел.

Позже председатель совета директоров компании Intervale Игорь Милашевский объяснил мне, что мобильной платежной платформе, разработанной его компанией для МТС, проще работать с банковским процессингом, который практически не тормозит трансакции, а вот биллинговая система оператора намного дольше «переваривает» запросы. И задержка произошла из-за этого, а не из-за отсутствия денег на лицевом счете. Скорее всего, так оно и было, поскольку минут через пять-десять после «карточной» трансакции Михаилу Герчуку пришло, наконец, сообщение об успешно завершенном платеже с абонентского счета.

Абоненты МТС платят с помощью мобильной платформы и кредитных карт давно — с 2008 года. Большая часть платежей (63%) приходится на оплату покупок в интернет магазинах, 21% — на пополнение счетов у операторов «большой тройки», 11% — уходит федеральным интернет-провайдерам, 2% абоненты кладут на KIWI-кошелек. И по 1% платят МГТС, Мосэнергосбыту и региональным интернет-компаниям.

По расчетам Михаила Герчука, в 2015 году доходы операторов «большой тройки» от мобильной коммерции достигнут 50 млн долларов, и больше всех заработает, естественно, МТС.

Легкость и безопасность

Услугу «Легкий платеж» до федерального запуска обкатывали на москвичах. По словам Михаила Герчука, недовольных среди москвичей не оказалось. В зале тут же нашелся недовольный журналист. Его в «Легком платеже» не устраивает, в частности, малое количество получателей платежей. Их всего лишь несколько десятков. Герчук объяснил, что идет процесс подписания договоров и до конца года платежных партнеров будет около тысячи. А в следующем году — несколько тысяч.

Безопасность «Легкого платежа» Игорь Милашевский уверенно отнес к самому престижному четвертому классу, опираясь не некую американскую классификацию. Интернет-банкинг по этой системе третьеклассник.

Особенности защиты мобильной платежной системы, насколько я понял, заключаются в том, что телефон и SIM-карта работают фактически как компьютер и «токен» с внутренней идентификацией кода. То есть наиболее продвинутый, а следовательно и дорогой, «ключ», который практически не используют клиенты интернет-банков. Кроме того, телефону не нужен Интернет для проведения трансакций. А подключение к Сети само по себе ставит под угрозу сохранность данных.

То, что классических сотовых телефонов становится все меньше, а пришедшие им на смену смартфоны регулярно используются именно для сетевых нужд, не смущает ни Игоря Милашевского, ни Виталия Шидловского. Последний рассказал мне, что в любом случае мобильных вирусов пока еще, можно сказать, что и нет. Я отметил, что антивирусов для мобильных устройств итого меньше. А «крякнутый» iPhone, лишенный «заводской» защиты, предустановленной разработчиком ОС, у каждого второго.

И тем не менее Виталий Шидловский уверен, что мошеннические переводы через системы мобильных платежей — дело не этого и даже не следующего года. А более далекого будущего. Но он все же посоветовал всем тем, кто заинтересован в максимальной защите мобильных трансакций — зайти в офис оператора связи и попросить заменить сим-карту на аналогичную (без смены номера) с предустановленным приложением «Легкий платеж». Таким образом отпадает необходимость в скачивании приложения. Кроме того если приложение установлено не на телефоне, а на «симке», то можно быть уверенным, что рядом с ним нет вредоносного ПО, поскольку вирусы и трояны на сим-картах пока еще не живут. Виталий Шидловский заверил меня, что платежное приложение не поддастся злоумышленнику, даже если сим-карту вставить в зараженный вирусом iPhone или любой другой карманный компьютер.

Ирина Ткаченко сделала предположение, что дополнительным стимулом для повышения уровня доверия клиентов к безопасности системы мобильных платежей выступает репутация оператора связи. Компания, акции которой котируются на бирже, по мнению Ткаченко, не будет портить свой имидж, отказывая клиентам в случае несанкционированного списания денег с их лицевых счетов.

Но это вопрос, мягко говоря, спорный.

Судебным приставам, в частности, операторы с легкостью смогли доказать, что к «настоящим» деньгам лицевые счета отношения не имеют. Поэтому использовать средства на лицевых счетах абонентов для погашения разного рода долгов приставы права не имеют. В своих объяснениях операторы опираются на то, что после зачисления денег на счет оператор не берет на себя обязательств по их возврату. Сотовая компания обязана предоставлять абоненту услуги, и ни о каких деньгах, лежащих на счету у абонента, в этом смысле речи уже нет.

Открытое настоящее и далекое будущее мобильных платежей

Платформа, используемая компанией МТС для оказания сервиса «Легкий платеж», считается «открытой». К ней может присоединиться любой банк и уже присоединилась сеть KIWI. Поэтому платить через МТС с помощью банковских карт можно за все те услуги, которые доступны в мобильных терминалах указанной сети. Сколько вы при этом переплатите, выяснится опытным путем. МТС возьмет немного — 10 руб. за входящее sms с результатом платежа. Комиссии банков — отдельная тема. У KIWI, в частности, особые партнерские отношения с банком Raiffeisen. Эквайринг в системе KIWI Кошелек осуществляет Первый Процессинговый Банк, а эквайринг для услуги «Легкий платеж» -Банк Москвы.

Будущее всех платежных систем, по мнению одного из основателей сети KIWI Бориса Кима, в планировании, и все системы развиваются в направлении создания финансовых планировщиков.

Ирина Ткаченко считает, что будущее за банками, которые начнут активно продвигать проведение платежей через сотовых операторов. Она нарисовала такую схему: банк видит, что вы регулярно совершаете тот или иной платеж, делает соответствующую форму для платежной системы и уведомляет вас о возможности переводить деньги с помощью мобильного. То есть банки движутся в сторону экономии стоимости одной трансакции.

Операторы и банки шагают не в ногу

По словам представителей МТС, никакими операторами связи платформа, похожая на «Легкий платеж» со всем ее потенциально доступным оператору широким функционалом, приближающим решение к системам класса Интернет-Банк, не используется. Поэтому новый лозунг МТС — «На шаг впереди».

Однако банки разработками Intervale пользуются давно. По словам Виталия Шидловского, решение для мобильной коммерции, напоминающее то, что использует сейчас МТС, действует в Народном Банке Казахстана.

Ирина Ткаченко рассказала, что одним из крупнейших и одним из самых «старых» клиентов Intervale является Сбербанк. Он, возможно, первым в России начал использовать решение для смс-информирования клиентов об операциях по банковским картам. И тем не менее, Ткаченко считает, что российские банки чуть позднее операторов пришли к пониманию того, что удаленные трансакции — реальная экономия и доступность сервисов. И это является лишним подтверждением того, что в рекламном лозунге МТС есть по крайней мере доля истины.

Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме