Пенсия еще не скоро? Если так размышлять, то на заслуженном отдыхе можно оказаться ни с чем. Разбираем, как государство мешает нам стать обеспеченными пенсионерами и что можно предпринять.
Почему у вас не будет (нормальной) государственной пенсии
В России де-факто действует советская модель с поправкой на рыночные отношения. Каждый месяц в режиме реального времени государственный фонд (ПФР) собирает взносы с официально работающих граждан, добавляет недостающую сумму из нефтегазовых и прочих доходов бюджета и сразу же выплачивает эти средства пожилым и другим нуждающимся (например, 12 млн инвалидов). Это значит, что долгосрочных накоплений, или резервов, под каждого трудящегося просто не существует, если не считать 3,4 трлн рублей, которые удалось собрать гражданам в рамках накопительной пенсии до 2015 года, когда эта возможность была заморожена.
Получается, что размер будущей пенсии зависит больше не от того, насколько усердно сейчас работает ее получатель, а от того, каковы будут доходы бюджета и сколько работающих граждан останется к моменту его выхода на пенсию. Если в начале 1980-х в России было 27 млн пенсионеров, то к началу этого века их стало 38 млн, а к 2020 году — уже 44 млн. Число официальных работников в те же годы составляло соответственно 83 млн, 65 млн и 61 млн человек. Иначе говоря, во времена позднего СССР каждого старика обеспечивали более двух трудящихся, а спустя 40 лет — чуть более одного. И это несмотря на то, что возраст выхода на пенсию за то же время уже начали постепенно поднимать.
Из этого следует, что государственная пенсия имеет естественный предел. Россия к началу 2020-х годов тратила на выплату пенсий около 10 трлн рублей, что составляло почти 10% ВВП и больше четверти консолидированного бюджета. Это один из самых высоких уровней в мире — наряду с Японией, которая пребывает в кризисе несколько десятилетий подряд. Экономика России, как и японская, на больших отрезках времени не растет. Незадолго до начала пандемии 2020 года размер российского ВВП составлял 1,7 трлн долларов — столько же, сколько в 2008 году. Это объясняет, почему ПФР так сложно наращивать выплаты: раз нет роста производства, то нет реального роста зарплат, а с ними и размера пенсий.
Пенсионный возраст и другие реформы
Власти пытаются хоть как-то стабилизировать пенсионную систему. Россия пережила три большие пенсионные реформы, несколько малых и готовится провести еще как минимум одну. Если перечислить кратко, что произошло за весь постсоветский период, то можно уложиться в такую схему:
— в 2002 году понятие стажа обнулили, все прежние трудовые заслуги привели к среднему значению, чтобы суммировать заработки в советских рублях и «миллионные» доходы 1990-х годов;
— с того момента пенсия стала формироваться из взносов, а не исходя из стажа, а потому стала зависеть от размера зарплаты: чем больше зарабатываешь в молодости, тем больше получаешь в старости, — это было в новинку;
— тогда же появилась накопительная пенсия: треть взносов уходила на личный счет гражданина (еще две трети — на выплату другим пенсионерам), эту особую часть можно было инвестировать, выбирая управляющую компанию или фонд;
— в 2015 году накопительную часть «заморозили» (перестали пополнять), объяснив тем, что ПФР нуждается в деньгах, а будущим пенсионерам все их взносы засчитают в виртуальных баллах. При этом сами накопительные взносы не отменили, они просто используются на оплату пенсий нынешним пенсионерам;
— в 2019 году повышен пенсионный возраст, по тем же причинам: у ПФР растет дефицит бюджета. В качестве компенсации тем, кто уже вышел на пенсию, дали внеочередную прибавку к пенсиям. Повышение возраста выхода на заслуженный отдых растянули на десять лет;
— с того же года Минфин, ЦБ и ряд профильных ведомств продвигают идею дополнительных взносов на пенсию, которая будет полностью индивидуальной и инвестиционной — в дополнение к существующей обычной страховой пенсии.
Выбор у россиян простой: начать копить на пенсию самостоятельно или положиться на государственное обеспечение, которое, как обещают власти, составит максимум 40% средней заработной платы (это официальная цель последней реформы). Исходя из этого, ожидаемый средний размер будущей солидарной пенсии в ценах 2020 года — чуть больше 20 тыс. рублей. Для людей с заработками выше среднего лимит составляет примерно 40 тыс. рублей. Если это вас устраивает, то дальше можно не читать.
Сам себе ПФР
Опыт наиболее продвинутых в финансовом плане стран показывает, что государственное обеспечение не может быть высоким. Есть страны типа Люксембурга, где коэффициент замещения (процент зарплаты, который возвращается работнику в виде пенсии) приближается к 100%, но большинство западных государств платит пожилым из бюджета те же 30—40% среднего по стране заработка, что и Россия. Единственная причина, по которой их пенсионеры относительно богаче российских, — это накопительная прибавка от инвестиций.
Она существует в разных форматах (корпоративная, частно-страховая, персонально-брокерская), но работает везде схожим образом: человек делает взносы сверх обязательного минимума, получая за это льготы по налогам, накапливает личный капитал, инвестируя его в ценные бумаги, и в старости получает его обратно в виде ренты. По данным американской Survey of Consumer Finances, около половины семейных пар в возрасте старше 65 лет имеют накопления, в среднем на сумму 426 тыс. долларов. Этих денег достаточно, чтобы генерировать процентный доход более 2 тыс. в месяц (это примерно 40% среднего дохода работающей семьи).
В России в базовом виде существуют все те же инвестиционные инструменты, что и за рубежом: от шаблонных пенсионных планов до индивидуальных счетов и портфелей. Поэтому общая стратегия будущего российского пенсионера мало отличается от стратегии немца, японца или американца. Сформировать капитал на старость можно одним или несколькими способами, которые будут зависеть от суммы, срока, возраста человека и его сферы занятости. Вот перечень основных тактик и инструментов.
Традиционные:
— откладывать деньги на вклад в банке;
— регулярно покупать наличную валюту;
— регулярно покупать золото в монетах;
— купить недвижимость под сдачу в аренду.
Инвестиции без активного участия:
— открыть индивидуальный пенсионный план (в НПФ);
— купить полис накопительного страхования жизни (НСЖ);
— отдать средства в доверительное управление (ДУ);
— вложиться в структурный продукт (в том числе в ИСЖ).
Инвестиции под личным контролем:
— вкладывать в фонды акций, облигаций, золота и недвижимости;
— отбирать и покупать отдельные облигации;
— отбирать и покупать акции отдельных компаний.
На практике традиционные инструменты позволяют сохранить, но не приумножить капитал. Депозиты, недвижимость и валюта растут примерно на уровне рублевой инфляции (если считать за последние десять лет), золото также защищает от обесценения доллара. Инвестиции «без погружения» (в особенности НПФ и НСЖ) тоже показывают доходность на уровне инфляции, но при этом имеют встроенную «защиту» от самого инвестора (досрочно их закрывать не выгодно). Управление собственным счетом через покупку ценных бумаг — самый гибкий способ и наиболее выгодный. Доходность фондового рынка обгоняет инфляцию рубля более чем в 2 раза, а инфляцию доллара более чем в 4 раза.
Стратегия с разворотом: период накопления и период пенсии
Общая логика пенсионных инвестиций такова: чем моложе человек (то есть чем дальше момент выхода на пенсию), тем больше вложений он может направить в самые доходные (но и более рискованные) инструменты, а чем он старше, тем эта доля отчислений меньше. Поэтому вполне нормально, если мы формируем портфель для того, кому чуть больше 20 лет, почти целиком из акций, а к его 60-летию постепенно доводим долю облигаций до 70—80%.
При выходе на пенсию тактика должна измениться на противоположную: долю акций снова начинаем наращивать, а облигаций — сокращать. Этот метод предложен европейскими экономистами на базе исследований, в том числе он часто упоминается в работах Оливье Скайе из Университета Женевы. Разворот стратегии по выходе на пенсию позволит сохранить капитал от обесценивания и обеспечить стабильный доход на следующие 30—40 лет. Это важно, ведь если инвестор окажется долгожителем, то он проведет на пенсии почти столько же времени, сколько зарабатывал трудовой стаж.
В цифрах это выглядит следующим образом. В возрасте с 25 до 65 лет человек откладывал по 10 тыс. рублей в месяц, инвестируя в акции и облигации в постоянно изменяющейся пропорции — например, 80/20 в самом начале пути и на 2% больше/меньше в каждый следующий год (78/22, затем 76/24 и т. д.). В среднем за весь период портфель будет иметь вид 50% на 50%. Защитная (облигационная) часть будет приносить около 2% сверх инфляции, растущая (из акций) — около 8%.
В среднем такие активы будут приносить +5% годовых выше инфляции, что позволит инвестору, вкладывающему 10 тыс. в месяц, накопить за 30 лет почти 8,4 млн рублей в нынешних ценах, из которых 4,7 млн будут процентным доходом и только 3,6 млн — его собственными взносами. С таким капиталом можно получать рентный доход от дивидендов и купонов в размере примерно 500 тыс. рублей в год, или более 40 тыс. в месяц. С учетом государственной пенсии (еще от 20 тыс. до 40 тыс. рублей) совокупный доход в старости у такого человека составит до 80 тыс. рублей.
Определяем долгосрочную финансовую цель
Основное препятствие в реализации описанной выше схемы — отсутствие у россиян опыта предыдущих поколений. Так, американские IRA (индивидуальные пенсионные счета) существуют с середины 1970-х, и их первым пользователям уже больше 65 лет. В России близкие аналоги этого механизма в виде индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) действуют только с 2015 года. Специальные счета не только позволяют получать налоговые льготы, но и защищают инвестиции от досрочного изъятия (пользователям это невыгодно) и от ликвидации брокера (как и на обычном брокерском счете, активы клиента всегда учитываются отдельно внутри депозитария). Кстати, подобрать брокера, чтобы открыть такой счет, можно здесь.
Главный плюс пенсионных инвестиций — они максимально просты в освоении. Как и любой долгосрочный портфель, его можно собрать буквально из двух-трех ценных бумаг — например, акций фонда на индекс Московской биржи и фонда на облигации российских компаний. Для тех, кто хочет на пенсии получать ренту в валюте, работает связка: фонд на индекс S&P 500 + фонд долларовых облигаций (российских или зарубежных компаний). В будущем инвестиции можно разнообразить за счет бумаг отдельных компаний, но с соблюдением выбранной пропорции. Также полезно иметь в портфеле небольшую долю (до 10%) в фондах на золото и недвижимость, особенно в годы низких ставок.
Впрочем, все эти расчеты не имеют никакого смысла, если у вас нет четкой стратегии, которой вы реально можете следовать. Как правило, в жизни есть много более срочных задач, чем будущая пенсия. Время — более важный ресурс в инвестировании, чем деньги. Так, вложение 10 тыс. рублей в месяц дает доход в 40 тыс. через 30 лет, но если начать за 20 лет до выхода на пенсию, то капитал и рента с него успеют вырасти только до 20 тыс. в месяц, а если за десять лет, то прибавка к пенсии составит всего 8 тыс. рублей.
Можно показать этот эффект иначе. Если вы хотите персональную прибавку к будущей пенсии в 40% текущего дохода через 30 лет, будьте готовы откладывать по 10% своего дохода в месяц. Если вам нужно выйти на те же параметры, но через 20 лет, то придется откладывать по 20%. А если до пенсии остается десять лет, то в лучшем случае соотношение инвестиций и дохода с них составит 1:1 (иначе говоря, 40% в месяц вложили — 40% получили). Очевидный вывод для инвестора с любым уровнем дохода: лучше откладывать на пенсию меньше, но раньше.
Евгения НОВИКОВА для Banki.ru
Остальные уроки по инвестициям вы можете найти
в нашем разделе «Обучение»