Защитники прав потребителей просят облегчить россиянам отказ от платных онлайн-подписок. Необходимо обязать банки блокировать списания за интернет-сервисы по требованию клиента, говорится в обращении «Общественной потребительской инициативы» к главе ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной, узнали «Известия». Сейчас банки обычно отказывают клиентам в таких просьбах и предлагают отписаться от услуги на площадке, где она была оформлена.
Но отменить подписку на сайте не всегда получается, и тогда клиент обращается с аналогичной просьбой в банк, пояснил суть проблемы глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. Однако в банках сообщают, что сделать этого не могут, и в лучшем случае предлагают перевыпустить карту, чтобы с нее не могли списывать деньги, а это создает клиенту лишние неудобства.
Где оформляли, туда и идите
Защитникам прав потребителей, как они утверждают, поступает большое количество подобных жалоб. «К сожалению, сегодня банки, как правило, не идут навстречу потребителям», — добавил Павлов. Чаще всего в финансовых учреждениях людям предлагают самостоятельно разбираться с компанией, предоставляющей услуги.
Особенно тяжело решить вопрос, если человек указывает номер карты на нелегальном сайте, где «концы найти сложно», «попадает на регулярные ежемесячные списания».
В Центробанке пообещали изучить поступившее предложение и отметили, что онлайн-подписки — это услуга, от которой клиент по закону имеет право отказаться в одностороннем порядке. В ЦБ признают, что некоторые недобросовестные компании специально усложняют процедуру отписки, нарушая права потребителей.
Некоторые банки уже сейчас предлагают услугу по блокировке нежелательных периодических платежей. ЦБ поддерживает подобные действия банков и рекомендует им добавить в свои мобильные приложения опцию отказа от подписок и любых регулярных платежей.
Дума тоже озаботилась подписками
На рассмотрении в Госдуме сейчас также находится законопроект, который облегчит отказ от онлайн-подписок. Если депутаты примут закон, компании должны будут загодя напоминать подписчикам о каждом списании по электронной почте или через push-уведомления.
Изначально депутаты хотели, чтобы в каждом таком уведомлении присутствовала кнопка моментальной отписки, однако это вызвало недовольство представителей интернет-бизнеса, и данное требование из законопроекта удалили.
Несмотря на это компании по-прежнему беспокоятся, что нововведения лишат их «спящих подписчиков», платящих за услуги по инерции. По оценке одного из источников газеты «Коммерсант», ежемесячные напоминания о платных подписках могут увеличить число отписок сразу на 15–20%.