Россияне стали чаще жаловаться на списание денежных средств в результате мошеннических действий, сообщают «Ведомости» со ссылкой на службу финансового уполномоченного. Количество жалоб выросло в 1,6 раза в 2024 году по сравнению с 2023 годом и составило 2500.
В январе 2025 года увеличилось число жалоб на досрочное расторжение мошенниками договоров вклада от имени заявителя. Злоумышленники крадут основное тело депозита, из-за чего вкладчик теряет как вложенные средства, так и доходность.
Также россияне жалуются на хищение заемных средств. Проблема усложняется тем, что в результате мошеннических действий обязанность по возврату кредита остается на потерпевшем. Обращения в полицию мало — человеку следует обратиться в суд с иском о признании кредитного договора недействительным.
Хищения в основном происходят, если человек скачал вредоносное ПО на мобильный телефон. Также россияне делятся данными карт на фишинговых сайтах. При этом банк даже в этом случае должен приостановить подобную операцию или отклонить ее. Однако не все кредитные организации следят за этим: в одном из случаев банк не отреагировал на 17 расходных операций в мобильном банке клиента с нового устройства. Ущерб составил более 400 000 рублей.
Сами банки не наблюдают роста обращений клиентов по факту мошенничества. Хотя регулятор уже принимает меры по противодействию мошенничеству, эксперты считают, что защитой мог бы послужить законопроект о периоде охлаждения при досрочном закрытии вклада. Другой вариант — самозапрет на дистанционное закрытие вкладов.