Запуск массовых проверок наличия ОСАГО через камеры фиксации нарушений, который планировался с 1 марта 2025 года, перенесен на четыре месяца — до 30 июня 2025 года. Минфин, выступивший инициатором переноса, пояснил такое решение необходимостью согласовать еще некоторые вопросы.
Такое решение поддержали в Российском союзе автостраховщиков. «Данный проект — это социально значимая инициатива. Этот эксперимент реализуется государством в целях защиты прав потерпевших и в том числе призван стать индикатором законопослушности гражданина. Также в целях безопасности важно, чтобы при наступлении страхового случая у обоих участников обязательно были полисы. Это позволяет с помощью европротокола быстро оформить ДТП, не создавая пробку и не подвергая водителей дополнительной опасности при нахождении на дорогах. Кроме того, этот эксперимент может стать важным инструментом для выявления мошенников, которые продают поддельные страховки», — говорится в заявлении РСА.
По оценкам организации, 7–10% автовладельцев страны по-прежнему ездят без полиса. И при наступлении ДТП образцовые автовладельцы вынуждены самостоятельно добиваться возмещения.
«Принципы действия эксперимента по проверке ОСАГО с применением дорожных камер, несмотря на перенос срока запуска, останутся прежними. Так, если автомобилист нарушит правила дорожного движения и попадет в объектив камер фото- и видеофиксации, его автоматически проверят на наличие полиса ОСАГО. Если полиса нет, в личный кабинет на портале "Госуслуги" вместе со штрафами за нарушение ПДД ему придет уведомление об отсутствии ОСАГО. То есть сначала будет приходить только предупреждение и предложение уведомить об ошибке, если полис все же имеется. Эксперимент запускается в том числе для того, чтобы уменьшить количество ошибок, синхронизировать базы ГИБДД и страховщиков и подготовить граждан. Отлаживать работу будут не менее чем до конца 2025 года», — пояснили в РСА.
«Для того чтобы иметь право оформлять полисы ОСАГО, страховая компания должна иметь лицензию Банка России и быть аккредитованным членом Российского союза автостраховщиков (РСА). Выбирать страховщика можно по двум группам критериев. Первые — обязательные: наличие лицензии и членство в профессиональном объединении. Поскольку сумма возмещения регламентирована и едина для всех, далее можно ориентироваться на стоимость полиса, отзывы о страховой компании, удобство взаимодействия с ней», — рекомендует аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.