Банк России предупредил о возможности прямых интервенций на валютном рынке в случае, если ситуация в экономике будет развиваться по рисковому сценарию. Данный сценарий рассчитывался, исходя из цены на нефть в 25 долларов за баррель.
«В условиях нового падения цен на нефть возможны рост волатильности на валютном рынке и повышенный спрос на иностранные активы со стороны резидентов. В итоге Банку России в 2017—2018 годах может потребоваться увеличить объем операций по предоставлению иностранной валюты на возвратной основе, а также при необходимости прибегнуть к прямым интервенциям на валютном рынке в случае возникновения рисков для финансовой стабильности», — говорится в докладе о денежно-кредитной политике ЦБ.
По мнению экспертов, значение курса, при котором регулятор будет вынужден выйти на рынок с интервенциями, должно быть более 120 рублей за доллар.
«Если говорить о рисках для финансовой стабильности, то они будут определяться не столько достижением котировками нефти определенных ценовых уровней, сколько скоростью изменения событий и тем состоянием, в котором будут находиться экономические агенты и финансовые организации к конкретному моменту времени. История последних двух лет демонстрирует, что и корпорации, и население, и банки уже в достаточной степени адаптировались к плавающему курсу национальной валюты, готовы к его резким изменениям вслед за динамикой внешней конъюнктуры», — говорит главный аналитик ВТБ 24 Станислав Клещев.
Текущая ситуация пока не располагает к реализации негативного сценария, считает ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров. «По крайней мере до 17 апреля ситуация на рынке нефти будет развиваться под знаком ожидания достижения какого-либо соглашения по нефти. Как следствие, российская валюта будет торговаться стабильно. В паре доллар/рубль границы актуального торгового диапазона составляют 67—71 рубль за единицу американской валюты», — говорит аналитик.
«Торгуемая волатильность курса доллара явно или неявно входит в ценообразование ряда производных инструментов на иностранную валюту и в том числе является ценообразующим фактором для процентных свопов. Поэтому сглаживание или даже «удушение» волатильности — одна из задач органа кредитно-денежного регулирования. То есть страшна не сама девальвация или ревальвация, а ее темп», — отмечает директор департамента финансовых рынков Азиатско-Тихоокеанского Банка Олег Тежельников. «Пока, увы, трехмесячная историческая волатильность пары рубль/доллар находится на неприемлемо высоком уровне -23%», — подчеркивает он.
Александр Егоров указывает, что курс доллара взлетит в диапазон 80—90 рублей в случае, если котировки Brent снизятся до уровней 25—30 долларов за баррель. «По всей видимости, именно такой уровень и станет переломным для принятия решения о валютных интервенциях для сдерживания дальнейшей девальвации рубля», — отмечает эксперт.
По мнению Станислава Клещева, само по себе снижение цен на нефть до 25 долларов за баррель нельзя воспринимать как шоковый сценарий с неизбежным выходом ЦБ на рынок с интервенциями. «Если все же говорить о курсовых значениях, при которых ЦБ будет целесообразно продавать резервы, то при цене на нефть на уровне 25 долларов чрезмерным отклонением от равновесных значений, способным спровоцировать выход регулятора на рынок с интервенциями, можно будет считать подъем пары доллар/рубль выше 120. Вместе с тем мы считаем данный прогноз цен на нефть мало реалистичным. Рассчитываем на среднегодовой уровень котировок нефтяных контрактов в диапазоне 40—45 долларов на ближайшие два года», — резюмирует он.
Комментарии
отнюдь. все уже проверено:
"История последних двух лет демонстрирует, что и корпорации, и население, и банки уже в достаточной степени адаптировались к плавающему курсу национальной валюты, готовы к его резким изменениям вслед за динамикой внешней конъюнктуры"