Внешэкономбанк (ВЭБ) сосредоточится на четырех направлениях: инфраструктура, промышленность (высокий и средний передел), высокие технологии, экспорт. Такая программа содержится в Стратегии госкорпорации 2.0. Общая потребность в финансировании оценена в стратегии в 570—700 млрд рублей в год, пишут «Ведомости» со ссылкой на документ.
На инфраструктуру надо 250—300 млрд, на промышленность и высокие технологии — 220—250 млрд, на экспорт — 100—150 млрд рублей. Это не план ВЭБа по кредитованию, а оценка потребности рынка, уверяет представитель ВЭБа.
В 2017 году ВЭБ планирует выдать 80—100 млрд рублей кредитов, в следующие годы — довести до 300 млрд в год, рассказывает топ-менеджер банка: у ВЭБа не будет ресурсов на большие суммы, нет фондирования. Это снижение плановых показателей по сравнению с прошлыми годами, но даже в лучшие годы кредитование не превышало 250 млрд рублей, говорит он. С 2012 года по конец III квартала 2016 года кредитный портфель ВЭБа вырос с 1,5 трлн до 2 трлн рублей; рост наблюдался до 2014 года, потом началось сокращение.
В 2016 году ВЭБ выдал 99 млрд рублей, хотя все думали, что он вовсе прекратит кредитование, вспоминает топ-менеджер банка, но решили, что ВЭБ, как любой организм, умрет, если остановится.
Инфраструктура, согласно стратегии, — транспортная (железнодорожная, дороги и мосты, портовая, инфраструктура аэропортов) и высокотехнологичная инфраструктура здравоохранения. В этой области нишей банка развития станут средние по размеру типовые проекты, которые снизят риски единовременных крупных убытков, надеется ВЭБ.
В промышленности также выбрано несколько направлений. Здесь, скорее всего, будут востребованы такие услуги, как кредиты на масштабирование производства, кредиты от 500 млн рублей, консультации клиентов и господдержка.
В области новых технологий ВЭБ будет финансировать прежде всего проекты Национальной технологической инициативы (НТИ), но не только их.
ВЭБ соединит функции сразу четырех организаций: института развития, инвестбанка, фонда прямых инвестиций и фонда управления активами, рассказывает топ-менеджер банка, такого опыта в мире еще не было, но без этого банк просто не выживет и опять превратится в банк «плохих» долгов.
ВЭБу мало определить, что кредитовать, надо сделать так, чтобы новый портфель не оказался таким же «плохим», как портфель ВЭБ 1.0 — таков смысл стратегии.
Проблема старого ВЭБа не только в политических крупных проектах, но и в том, что и по решению менеджмента кредиты выдавались на неэффективные проекты. Чтобы воспрепятствовать такому распределению средств в будущем, банк собирается изменить модель работы с заемщиками. Во-первых, введет новый принцип выбора проектов: если раньше просто принимал заявки на кредиты, то теперь займется поиском сделок.
Во-вторых, после выдачи кредита ВЭБ продолжит вместе с заемщиком искать инструменты поддержки, гарантий и субсидий от государства, а также долговой и акционерный капитал из других источников.
В-третьих, будет новый подход к сопровождению проектов: кросс-функциональные команды, состоящие из инвестиционных, клиентских подразделений, подразделений отраслевых бизнес-решений и департаментов риска.
Проекты будут вестись по принципу agile (гибкая методология, предусматривающая постоянное взаимодействие нескольких самоорганизующихся рабочих групп), но с новой спецификой — у одного и того же проекта в разные периоды будет меняться руководитель в зависимости от того, в какой стадии находится проект, рассказывает топ-менеджер ВЭБа. Менеджеры ВЭБа будут входить в органы правления значимых проектов, у них будут полномочия самим решать, продолжать или приостанавливать финансирование, менять ли бизнес-модель.
С помощью IT-технологий будет создана единая информационная платформа между ВЭБом и заемщиком для контроля за проектом — ВЭБ сможет следить за проектом в режиме реального времени.
В основном ВЭБ будет участвовать обычным долгом, но возможно и мезонинное финансирование, смысл которого — отнести полную стоимость уплаты процентов как можно ближе к окончанию срока кредита, но увеличить выплаты.
Также ВЭБ будет развивать синдицированное кредитование: его доля в ВВП сейчас составляет 0,13%, ВЭБ считает возможным нарастить ее до 0,54%. Для этого надо ввести в закон понятие синдицированного кредита.
Как ожидается, на этой неделе стратегия будет опубликована.
Комментарии
при этом строительный под большим вопросом!!! видать урок с ПИК и МОРТОН не учит.
ушло время, когда работает на стройки - полный цикл.