Введение
Информационно-аналитическое агентство Content Review представляет результаты периодического исследования роуминговых тарифов операторов РФ, СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Исследование проводится два раза в год в весенний и осенний период и охватывает помимо России двадцать стран. Целью исследования является сравнение тарифов зарубежных и российских операторов, а также фиксирование изменений тарифов на роуминг и выявление тенденций в ценообразовании.
Как и предполагалось, 2015 год стал одним из самых тяжелых для российской туристической индустрии. Ранее потоки граждан РФ, отправляющихся на отдых, распределялись больше на международные направления с серьезным преимуществом Турции и Египта. События, произошедшие осенью 2015 года, привели к закрытию этих направлений, генерировавших до 50% всего туристического потока из РФ. Россияне переориентировались на внутренний туризм, в первую очередь побережье Крыма, однако инфраструктура курортов Краснодарского края в 2016 году будет загружена более чем на 90%, что оставляет востребованными и зарубежные поездки.
В ноябре 2015 года в исследовании Content Review предполагалось, что россияне в качестве зарубежных направлений выберут страны азиатского-тихоокеанского региона, такие как Таиланд, Тайвань и т.д. Отчасти, этот прогноз оправдался, однако данные направления стали пользоваться популярностью у жителей Сибирского и Дальневосточного регионов, тогда как из центральной России стоимость перелета в страны Азии серьезно выросла. Так как методологией данного исследования определяется фиксация тарифов российских операторов для Москвы и области, во внимание были приняты их предпочтения по зарубежным поездкам. Как следствие, страны Египет, Турция и Китай были заменены на Испанию, Германию и Эстонию. По данным российских операторов, именно эти страны вошли в число наиболее популярных.
В анализ тарифов были включены как традиционные услуги связи (голосовые звонки и передача SMS), так и услуги передачи данных (мобильный интернет). Абоненты, пользующиеся роумингом в зарубежных поездках, все меньше используют голосовые услуги, отдавая предпочтения мобильному интернету. Голосовой трафик в роуминге в 2015 году снизился на 31% у «Билайна», на 25% у «МегаФона» и на 29% у МТС. В то же время трафик мобильного интернета в роуминге вырос на 65% у «Билайна», вдвое у «МегаФона» и на 35% у МТС*.
Значительный рост потребления мобильного интернета в зарубежных поездках стал следствием серьезного снижения цен на эту услугу мобильными операторами: до 5 рублей у «Билайна», до 10 рублей у МТС и Tele2, причем «Билайн» установил эту цену в качестве базового тарифа. Снижение потребления голосовых услуг подтолкнуло операторов к корректировке цен на эти услуги в роуминге. «Билайн» использовал опыт с тарификацией мобильного интернета в роуминге и снизил стоимость звонков в большинстве стран до 10 рублей за минуту, МТС снизил тарифы в Белоруссии и Казахстане. Оператор Tele2 изначально установил достаточно низкий тариф в 15 рублей за минуту, «МегаФон» базовые тарифы на эти услуги не менял.
Исследование проводилось на основе открытых и доступных источников, в частности, данных на сайтах операторов. Стоит отметить, что сайты российских операторов дают самую прозрачную и понятную информацию о тарификации в роуминге, тогда как на большинстве зарубежных сайтов получить информацию о базовых тарифах на роуминг до сих пор является нетривиальной задачей. В целом, операторы по всему миру создали отдельные разделы, посвященные роумингу и стараются информировать абонентов, выезжающих за рубеж, о возможностях экономить.
* https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/04/04/636241-poezdok-zvonkov
Тенденции в ценообразовании тарифов на роуминг
Роуминговые услуги остаются премиальными, достаточно дорогими по сравнению с обычными тарифами на связь. Рынок Европы жестко регулируется наднациональными организациями. Антикоммерческий характер такого регулирование привел к тому, что в Европейском Союзе было принято об отмене внутриевропейского роуминга летом 2017 года. Операторы ЕС уже сегодня начали масштабную подготовку к этим изменениям и у большинства из них стоимость услуг роуминга при поездках в страны ЕС снижена до требуемых Еврокомиссией пределов. Исключением является услуга мобильного интернета: операторы снизили ее стоимость, но установили ограничения по количеству трафика, которым может воспользоваться абонент в течение дня.
Главной тенденцией в отношении цен на роуминг в поездках в страны дальнего зарубежья как у европейских, так и у российских операторов стала пакетная тарификация услуг. Практически у всех операторов сегодня есть дополнительные опции, с помощью которых можно значительно сократить свои расходы, однако все чаще можно увидеть иной подход к тарификации услуг. «Билайн» с апреля 2016 года отменил разделение роуминговых тарифов на базовые и опциональные и ввел единую тарификацию как голосовых услуг, так и передачи данных в роуминге. Особенностью тарификации является ее шаг – абонент, воспользовавшись той или иной услугой, оплачивает определенный ее объем, доступный до конца дня. Схожая тарификация есть в Казахстане, Киргизии и Чехии. Это позволяет сделать стоимость услуг максимально низкой, но предполагает определенный уровень расходов абонента. Особенностью изменений «Билайна» стало то, что оператор сделал стоимость 10 рублей за минуту и 5 рублей за мегабайт в роуминге базовым, не требующим подключения тарифом.
Курсовая волатильность валют в течение 2015 года привело к тому, что цены операторов были скорректированы, как российских для абонентов, выезжающих за рубеж, так и зарубежных для абонентов, выезжающих в Россию. В большинстве случаев коррекция не превысила 30% и не затронула базовые тарифы. Исключением стал «Билайн», изменения тарифной политики которого привело к значительной коррекции базовых и опциональных тарифов, но в то же время и к уничтожению этого разделения.
Методология
В рамках исследования были проанализированы роуминговые тарифы операторов России, стран ЕС и ЕАЭС, а также стран, популярных среди выезжающих за рубеж россиян. Помимо этого, был произведен сравнительный анализ изменения суммы расходов по сравнению с результатами исследования, проведенного в ноябре этого года (результаты были опубликованы в декабре 2015 года). Для соблюдения релевантности сравнения, в основу методологии были взяты положения предыдущего исследования без изменений, за исключением замены ряда стран по объективным причинам.
В каждой из зарубежных стран в зависимости от насыщенности рынка для исследования были выбраны от двух до трех операторов.
Все расчеты производились с учетом следующих принятых положений:
• Абонент обслуживается по тарифам столичного региона (для России – Москва).
• Абонент отправляется в поездку сроком на 7 дней (для зарубежных операторов – поездка в Москву, Россия, для российских операторов – поездка в столицу страны-направления).
• За всю поездку абонент потребляет следующие традиционные услуги связи:
- 7 входящих звонков по 2 минуты каждый;
- 3 исходящих звонка по 2 минуты каждый (направление звонка – домашний регион страны, из которой прибыл абонент);
• 19 SMS.
• Ежедневно абонент потребляет 39 мегабайт мобильного интернета.
В рамках данного исследования не рассматриваются случаи самостоятельной оптимизации затрат на услуги связи при нахождении в зарубежных странах, включая:
• Оформление туристической SIM-карты;
• Оформление SIM-карты местного оператора;
• Использование Wi-Fi (общественного, платного и т.д.).
Расчет расходов абонента по базовым тарифам производился суммированием расходов на каждую услугу связи, отображенную в методологии. Расчет расходов абонента по тарифам с подключенными опциями производился в несколько этапов. На первом этапе рассчитывались расходы по возможным комбинациям подключенных опций. На втором этапе определялась комбинация опций с наименьшей итоговой суммой расходов. Следует отметить, что в нескольких случаях зарубежные операторы предлагали комплексную опцию, включающую пакет услуг, соответствующих методологии по объему. В этом случае в итогах была отображена лишь общая сумма расходов.
В расчет принимались лишь те опции, которые предполагают модифицирование цены услуги, но не ее механику. В частности, в расчетах не были учтены опции, предполагающие технологию callback вне зависимости от ее реализации (USSD-запросы, автоматический callback и т.д.).
Список стран и операторов, чьи тарифы были проанализированы в данном исследовании:
• Россия: МТС, «Билайн», «МегаФон», Tele2;
• Азербайджан: Azercell GSM, Nar Mobile, Bakcell;
• Армения: Beeline, VivaCell-MTS, Ucom (ex-Orange);
• Беларусь: MTS, life:), velcom;
• Болгария: Mobitel, GloBul, Vivacom;
• Германия: Vodafone, O2, T-Mobile
• Грузия: Geocell, Magti, Beeline;
• Индия: AirTel, Idea, Vodafone;
• Испания: Telefonica, Vodafone;
• Италия: 3, Telecom Italia, Wind;
• Казахстан: Tele2, Beeline, K'Cell;
• Кыргызстан: Beeline, MegaСom;
• Македония: One, T-Mobile, VIP;
• Молдавия: Modcell, Orange;
• Сербия: VIP, Telenor, Telekom Srbija;
• Таджикистан: Beeline, Babilon, Tcell;
• Узбекистан: Ucell, Beeline;
• Украина: Life, Kyevstar, MTS;
• Франция: Orange, SFR;
• Чехия: Vodafone, O2, T-Mobile;
• Эстония: Tele2, Telia, Elisa.
Все подсчеты произведены в рублях. Пересчет расходов из валют соответствующих стран в рубли был произведен по курсам ЦБ РФ 6 апреля 2016 года. Все тарифы операторов были зафиксированы по состоянию на 7-8 апреля 2015 года с учетом анонсированных изменений в тарифах оператора «Билайн» и «МегаФон», запланированных на середину апреля 2016 года. Расчет расходов на мобильный интернет производился исходя из утверждения, что 1 мегабайт переданных данных равен 1000 килобайтам.
Расчеты изменения расходов были произведены с учетом изменения курса валют и представлены в процентном отношении. Следует отметить, что отсутствие изменений расходов не всегда отражает отсутствие новых услуг и опций у операторов, участвующих в анализе, а лишь констатирует, что новых опций, услуг и тарифов, позволяющих абонентам еще больше экономить в роуминге, операторами не вводилось.
Основные выводы
Российские операторы
В ходе исследования было высчитано 40 позиций по расходам абонентов в роуминге с учетом как базовых тарифов, так и тарифов с применением опций, а также проведен сравнительный анализ изменения цен на услуги роуминга по состоянию на апрель 2016 года в сравнении с показателями в ноябре 2015 года. Исходя из занимаемых позиций по расходам, рейтинг операторов по расходам абонентов в роуминге:
1. «Билайн»
2. Tele2
3. «Мегафон»
4. МТС
Самые выгодные роуминговые тарифы предлагает «Билайн» (39 из 40 позиций). Оператору удалось укрепить лидерство благодаря переходу на единые тарифы, без разделений на базовые и опциональные. Особенностью тарификации «Билайн» является пакетный подход – абонент, пользующийся услугами связи, платит за минимальный пакет минут или мегабайт в те дни, когда использует услуги. Это позволило установить самые низкие цены на единицу услуги – 10 рублей за минуту и 5 рублей за 1 мегабайт переданных данных. При этом в случае, если абонент пользуется услугами «Билайн» в роуминге, он гарантировано защищен от эффекта bill shock, так как стоимость услуг относительно низкая и набрать «миллионные долги» невозможно.
Tele2 удержал вторую позицию в рейтинге операторов с наиболее низкими тарифами. С ноября 2015 года оператор не менял тарифы и по-прежнему предлагает доступные тарифы для своих абонентов. При этом стоимость минуты в роуминге выше, чем у «Билайна», но за счет поминутной тарификации в рамках методологии исследования Tele2 демонстрирует хорошие результаты. К сожалению, стоимость мегабайта у Tele2 по-прежнему высокая. Для улучшения своих позиций Tele2 следует либо снизить цены на услуги, либо ввести иной принцип тарификации.
«МегаФон» занимает третье место в рейтинге, при этом в большинстве стран он предлагает тарифы ненамного выше, чем у Tele2. Изменение в апреле 2016 года условий опции, которая позволяет принимать в день до 40 минут входящих звонков, безусловно, делает его привлекательным для тех, кто хочет оставаться доступным для звонков за рубежом, но, как показывает статистика, услуги голосовой связи в роуминге интересует все меньше абонентов. По данным пресс-службы «МегаФона», в 2015 году голосовой трафик в роуминге снизился на 25%. Тем не менее, «МегаФон» занимает первую строчку по расходам на роуминг на Украине.
МТС практически не изменил свои роуминговые тарифы. Исключением стали Белоруссия и Казахстан, где оператор скорректировал свои тарифы в сторону понижения. Тем не менее, МТС прилагает усилия к тому, чтобы огородить своих абонентов от эффекта bill shock и принудительно подключает опцию «БИТ за границей» всем новым абонентам. Это позволяет им платить за интернет в 50 раз меньше, чем по базовым тарифам, но все равно больше, чем тратят абоненты «Билайн» и Tele2.
Зарубежные операторы
За прошедший период многие зарубежные операторы изменили свои тарифы на роуминг в России. Не стали корректировать цены лишь операторы Армении, Индии, Сербии, Таджикистана и Узбекистана.
Азербайджанский оператор Azercell не предлагает опций для удешевления стоимости роуминговых услуг и, как следствие, снижение стоимости мобильного интернета в роуминге повлияло на оба расчета затрат абонентов.
Белорусский оператор МТС снизил как цены на голосовую связь, так и стоимость мобильного интернета в роуминге. На передачу данных снизил цены и velcom, а вот голосовые тарифы в роуминге у этого оператора подорожали. Оператор life:) и до этого предлагал крайне низкие для белорусского рынка роуминговые тарифы, а потому корректировка их в сторону повышения почти в полтора раза не помешало тому, что его абоненты в роуминге в России тратят в 10 раз меньше, чем абоненты МТС и velcom.
Грузинский оператор Geocell понизил стоимость опции мобильного интернета в роуминге на треть, но масштабно цены изменил лишь оператор Magti – почти в 100 раз. Теперь абоненты Magti тратят в роуминге в России почти столько же, сколько российские абоненты «Билайна» в Грузии.
Итальянские операторы предлагают предлагать заградительные базовые тарифы в роуминге в России, при этом у операторов 3 и Wind есть опции, позволяющие сократить расходы на роуминг почти в сто раз. В прошедшем периоде Telecom Italia повысил цены на интернет в роуминге в России в 9 раз. Оператор Wind увеличил стоимость своей опции для роуминга в два раза, но это не сильно сказалось на итоговых расчетах, так как оператор предлагал и без того низкие тарифы и корректировка цен скорее связана с изменением курса валют в межоператорских расчетах.
Все операторы Казахстана увеличили свои цены на роуминг в России за исключением Kcell, который хоть и повысил расценки на мобильный интернет в роуминге, но в то же время изменил опцию на звонки в роуминге таким образом, что абоненты стали тратить на них в полтора раза меньше.
В Киргизии «Билайн» ввел новый принцип тарификации звонков в роуминге, что привело к увеличению расходов абонентов в два раза. Однако, с учетов крайне низких тарифов, повышение нельзя назвать существенным. Равно как и снижение расходов абонентов MegaCom на те же звонки во время путешествия по России.
Македонский оператор One незначительно скорректировал базовые тарифы на голосовую связь в роуминге, при этом опций, снижающих расходы абонентов ни у этого оператора, ни у его конкурентов нет.
Оператор Moldcell ввел опцию для удешевления стоимости мобильного интернета для абонентов, путешествующих из Молдавии в Россию. Она снижает расходы на 60%, а вот корректировка опции на голосовые услуги повлияло на расходы незначительно.
На Украине операторы Kyivstar и MTS значительно снизили стоимость опций, что привело к сокращению расходов их абонентов. Однако, условия, предлагаемые их конкурентом lifecell остались самыми выгодными для украинских абонентов.
Французский оператор SFR повысил все роуминговые тарифы на треть. Уровень цен оператора и раньше был скорее заградительным, чем доступным, не изменилась картина и после корректировки тарифов, вызванной волатильностью курсов национальной валюты.
Тарификацию роуминга будущего предложил Vodafone. Оператор предложил абонентам платить ежедневно определенную сумму и тратить на услуги роуминга пакеты услуг из домашнего тарифа без доплат. Единственное ограничение – квота трафика, установленная на уровне 100 мегабайт в день.