Доходы от собственного бизнеса могут быть в разы больше, чем при работе в найме. Но и риски существенно выше: вся ответственность за принятые решения ложится исключительно на собственные плечи, и нет никаких гарантий, что дело пойдет в гору, а не прогорит. Зато есть свобода действий и исключительная вовлеченность в процесс.
Разбираемся, какие направления бизнеса стоит рассматривать, где искать вдохновение и что нужно учесть перед запуском. А в конце статьи самое интересное – подборка нетривиальных и перспективных проектов.
Сидеть и ждать, когда же появится гениальная идея для бизнеса, — это самая главная ошибка людей, давно мечтающих о собственном деле. Если ничего не предпринимать, она, скорее всего, так никогда и не возникнет. Оригинальность идеи не является залогом успешного бизнеса, гораздо важнее другое: проект должен быть полезен для потенциальных покупателей и быть интересен лично вам, иначе мотивации на преодоление множества трудностей просто не будет.
Вот в каких направлениях стоит искать:
Попробуйте накидать все, что придет в голову, на бумагу. Поищите франшизы в этих нишах. По крайней мере, так вы сможете прикинуть, сколько денег в том или ином бизнесе потребуется на старте. Обсудите ваши мысли со своими близкими. Они могут дать дельный совет или подкинуть новые идеи.
Одно из главных качеств предпринимателя — способность считывать зарождающиеся тренды. Благодаря этому удается разглядеть возможности раньше других, первому предложить перспективный продукт или грамотно презентовать старый и быть на шаг впереди конкурентов.
А кризис в этом плане — вообще подарок для начинающего бизнесмена. Это время, когда многие рынки пустеют, закладываются новые ниши, и именно сейчас появляется шанс туда встроиться. Плюс ко всему высокие темпы инфляции приводят к тому, что люди банально могут меньше покупать, а значит, будут востребованы более простые товары, зато за адекватные деньги.
Сегодня наиболее ярко проявляются тренды на цифровизацию, экологичность и здоровый образ жизни. Продолжит расширяться сфера услуг, особенно в области образования, медицины, транспорта и логистики.
Малому бизнесу эксперты рекомендуют обратить внимание на связанные с этими трендами ниши:
По-прежнему остаются актуальными:
Каждый бизнесмен вынужден действовать в рамках текущей экономической и политической ситуации и принимать во внимание основные рыночные тенденции. Но также для него не менее важно улавливать, какие тренды уже находятся на своем пике и скоро окажутся на излете. А еще стоит прислушиваться к мнению опытных предпринимателей.
Эксперты из разных областей бизнеса дают советы, как точно не надо делать.
Пытаться войти в переполненные ниши. Например, в Москве буквально на каждом углу либо барбершоп, либо салон красоты, либо киоск с кофе навынос. То же самое касается бизнеса в интернете — количество верстальщиков сайтов, SMM-менеджеров, таргетологов, авитологов просто зашкаливает, в итоге емкости рынка просто не хватит, чтобы обеспечить всех фрилансеров достаточным количеством заказов.
Пытаться тягаться с гигантами индустрии. В большом городе мелкий лавочник со стандартным ассортиментом не выдержит конкуренцию с крупными продуктовыми сетями, по той же причине обречены интернет-магазины с товарами, которых в избытке на маркетплейсах.
Пытаться строить бизнес на хайпе. Короткие тренды моментально сменяют друг друга, и заработать на них можно только в течение очень короткого отрезка времени, действовать нужно быстро, при этом рискуя войти и выйти с опозданием.
Пытаться заработать на инфобизнесе. Многие до сих пор пребывают в иллюзиях, что блогеры и различные интернет-гуру получают легкие деньги, но реальность такова, что раскрутка требует большой команды специалистов и огромных бюджетов, и даже так успехов добиваются единицы. Плюс риски столкнуться с правоохранителями стали очень высокими.
Пытаться создавать крупное производство без опыта. Если сбыт продукции будет завязан на крупные торговые сети — слишком высокий порог входа и длительная отсрочка платежа по поставкам.
Пытаться запускать проект, в специфике которого вы ничего не смыслите. Предприниматель прежде всего должен уметь выстраивать бизнес, а презентацию продукта и продажи нужно делегировать другим, но без знания важных нюансов невозможно грамотно отладить процессы, нанять компетентных сотрудников и следить за их работой.
Пытаться предлагать услуги, которые с успехом заменяют современные технологии. Так в свое время «Яндекс» вытеснил службы вызова такси по телефону. Все меньше людей пользуются услугами страховых агентов и турфирм.
Пытаться вкладываться в бизнес, связанный с параллельным импортом, расчетами в валюте, а также в проекты с долгой окупаемостью. В условиях неопределенности невозможно строить долгосрочные прогнозы, завтра ситуация может кардинально измениться так, что поставки и взаиморасчеты станут невозможными.
Пытаться купить чужой перспективный бизнес. Сервисы забиты объявлениями о продаже раскрученных площадок под ключ. Но если это правда, то кто же будет продавать налаженный рентабельный источник пассивного дохода?
Это общие рекомендации, но Россия — большая страна. То, чем пресытился мегаполис, вполне себе может стать популярным в маленьком городке. Например, небольшой продуктовый магазин или пункт проката велосипедов. И наоборот — на определенные услуги там может не оказаться платежеспособного спроса. Нужно анализировать конкретную ситуацию.
Рассчитать перспективность бизнес-идеи
Вам нужен бизнес-план, в котором:
Оценить ситуацию на рынке
Далее важно определить спрос на ваш продукт или услугу, кто ваш клиент. Опишите пол, возраст, примерный уровень доходов, интересы, место жительства. Сколько таких потенциальных клиентов в принципе может быть?
Есть простой прием, который подойдет многим: разместите на площадках объявления со схожими товарами (сам товар вам не нужен, только его фото) или услугами. Мониторьте отклики. Так вы нащупаете будущие хиты продаж и изучите потенциальных покупателей.
Обязательно изучите конкурентов, их сильные и слабые стороны, ценовую политику, стратегию продвижения. Это поможет правильному позиционированию.
Выбрать форму регистрации и налоговый режим
Самозанятый, ИП или ООО — изучите нюансы по каждой форме регистрации. Например, самозанятый не может продавать готовую продукцию, нанимать сотрудников, а его годовой доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей. Выбирайте самый простой вариант, разрешенный для вашего рода деятельности.
Подумайте о персонале
Определите, нужны ли вам сотрудники на первом этапе, и если да, то какой минимальный штат необходим. Учтите, что высококлассные специалисты стоят дорого.
Некоторую работу рациональнее отдать на аутсорс, чем нанимать специального человека (например, бухгалтера или юриста). Если берете человека без большого опыта работы, его придется обучать, при этом он может уйти в любой момент. Будьте готовы к несоответствию уровня квалификации и зарплатным ожиданиям соискателей.
Вести учет
Вам нужно вести бухгалтерию, клиентскую базу, анализировать продажи, планировать. На первых порах не стоит вкладываться в специальный софт. Для начала с большинством задач прекрасно справится пакет стандартных офисных программ, а для бухгалтерской отчетности существуют облачные сервисы.
5 интересных идей для бизнеса
Вот еще несколько идей для бизнеса в прибыльных и перспективных нишах.
Вложения: около 1 000 000 рублей
Суть: покупатель наливает продукцию в свою тару, таким образом экономит до 50% от обычной стоимости бытовой химии и следует тренду на осознанное потребление.
Плюсы:
Минусы:
Вложения: от 3 000 000 рублей
Суть: лечение и омоложение организма путем введения через капельницу лекарственных растворов и витаминных коктейлей.
Плюсы:
Минусы:
Вложения: около 900 000 ₽
Суть: подписчик ежемесячно получает коробку с определенным набором базовой одежды или белья. Стоимость подписки — от 3500 рублей в месяц.
Плюсы:
Минусы:
Вложения: около 2 000 000 ₽
Суть: даже в крупных городах заправок для электромобилей немного, электроколонки устанавливаются в местах с высоким трафиком.
Плюсы:
Минусы:
Вложения: от 4 000 000 ₽
Суть: услуги такси и сопровождения детей до школы, спортивной секции.
Плюсы:
Минусы: