Чужие сюда не ходят
Оценка
Отзыв проверен
Знакомиться с банком лучшее воочию, глазками "пощупав" его офис, ножками потопав по его холодным плитам.
28.06.2013 в районе 16:30 переступаем порог особняка на Пречистенке, 36. Сразу же под ногами на гранитной плите обнаруживает год "1897". Это не год основания банка, это год постройки особняка, в котором расположился центральный офис банка. К слову, их в Москве и во всей России всего 2(Два). Отсюда, кстати, надо полагать, такое обилие отзывов о банке.
Знакомиться с банком физическому лицу можно по-разному в зависимости от того, насколько глубоко Вы хотите постичь банк за те минут 20-30, которые Вам отводятся при первом визите. Можно попробовать что-нибудь тривиальное, типа попросить открыть вклад. Лично я предпочитаю гладить кошку против шерсти, тем самым определяя для себя, любит ли она меня сама по себе или только за вкусный Whiskas.
На первом этаже прямо напротив центрального входа, располагается пост охраны в количестве 2(Двух) охранников. Спрашиваем, относительно месторасположения банкомата в банке. Оказывается, подниматься надо на второй этаж, т.к. именно здесь располагается операционный зал, где обслуживаются физические лица.
Поднимаемся. Банкомат оказался обычным, ничего в нем примечательного обнаружено не было. Являясь банком, недавно вошедшим в [URL=http://www.ors.ru/Banks.asp]ОРС[/URL], по карте другого ОРС-банка Русский Международный Банк (далее - РМБ) предложил к снятию не более 40 000 (Сорока тысяч) рублей, что не очень-то и много. Но цель визита в банк - не банкомат. Цель - снять заветные 100 (Сто) рублей в пункте выдачи наличных (далее - ПВН) банка по пластиковой карте стороннего банка.
Эта, на первый взгляд, обычная операция обнажает кадровые язвы многих банков. Полное незнание кассирами тарифов собственного банка очень часто трансформируется в крайне пестрый калейдоскоп реакций. Самая простая реакция: "Спрашивайте комиссию у Вашего банка, наш банк комиссий за снятия не берет." Это самая безобидная ложь, т.к. количество банков, не взимающих комиссию при ПВН-снятиях с карт чужих банков, крайне немногочисленно, и именно, когда слышишь эти заезженные фразы относительно невзимания и необходимости консультаций со своим банком, то чаще всего оказывается, что комиссия банком-эквайером как раз берется.
На другом полюсе калейдоскопа реакций наблюдаются комические пассажи. Кассиры, дабы не возиться с назойливым клиентом, [URL=https://www.banki.ru/services/responses/bank/?responseID=5041341]могут спокойно[/URL] признать за чип голограмму, находящуюся на обратной стороне карты и торжественно заявить, что карты с чипом их платежный терминал не обслуживает. Самым комичным в этом отношении является пока ответ кассира офиса НС Банка около м. Курская, которая заявила, что ее платежный терминал не обслуживает эмбоссированные карты. Непонятно, чем выпуклые буквы и цифры помешали ее POS-терминалу.
Зачем такая обильная прелюдия к ПВН-снятию? Во-первых, чтобы показать Читателю, что товарищ Писатель что-то да понимает в российских реалиях этого интересного рынка. Во-вторых, обосновать ту точку зрения, что банальное снятие 100 (Ста) рублей через кассу может обнажить не только кадровые, но и общебанковские язвы.
Сама касса РМБ не является мечтой съемщика больших сумм. Оптимально, когда заходишь пусть даже в какой-нибудь закуток и при этом плотно закрываешь за собой дверь. В данном случае никаких отдельных дверей к двум кассам операционного зала приделано не было, поэтому все разговоры в кассе, равно как и манипуляции, при желании могут фиксироваться со стороны.
Передо мной не очень опытный кассир, которая, к слову без запинки называет комиссию РМБ за снятие (3%), но затем испытывает не фатальные проблемы в ходе самого процесса "изымания" денег из платежного терминала. Однако к ней претензий лично никаких не испытываю, и не она должна стать главной героиней отзыва.
После того как 2(Два) слипа покинули лоно платежного терминала и данные моего паспорта (что очень важно для дальнейшего повествования) были тщательно занесены в информационную систему банка, со стороны кассира следует замечательная фраза:
"Чтобы до конца оформить операцию потребуется заполнение [B]ряда документов.[/B]"
Опять лирическое отступление. За плечами опыт порядка сотни снятий тестовых сумм в ПВН-ах российских банков за последние примерно 2(Два) месяца. По способу оформления снятий через пункты выдачи наличных готов все эти процедуры подразделить на упрощенные и на утяжеленные. При упрощенной процедуре на слипе, который в дальнейшем должен остаться у банка, пишутся ручкой мои паспортные данные, этот слип подписывается, передается мне мой экземпляр слипа и на этом всё. Такие снятия радуют больше всего.
Но, к сожалению, доля утяжеленных снятий немного, но превалирует. К уже описанным манипуляциям кассир обязан занести паспортные данные в информационную систему банка. Занимает эта процедура дополнительного занесения минут 5-10 (бывает что и до 20 доходит) и меня как съемщика особо не радует. Зачем вторично заносить то, что уже отражено на слипе чека банка?
Но у утяжеленной процедуры есть свои апофеозы дурости. Так к примеру, Татфондбанк, Транспортный, Фондсервисбанк в процессе занесения паспортных данных требуют также предоставление мобильного телефона. [URL=https://www.banki.ru/services/responses/bank/?responseID=4846672]Дальше всех[/URL] пошел Русский Стандарт, который по результатам занесения информации о съемщике в собственную информационную систему выкатывает ему на подпись т.н. анкету физического лица. Зная любовь барсика к оформлению внезапных потребительских кредитов, такого рода анкеты очень-очень хочется подписать.
Каким же "рядом документов" готов порадовать нас РМБ?
Документ № 1. Анкета с вопросами на тему, как давно я завязал с иностранной разведкой, и примкнул ли я после этого к нашей российской. Также в этой анкете интересуются, как давно я отрабатывал свой насущных хлеб в европейско-азиатских районах красных фонарей. Другими словами являюсь ли я, во-первых, иностранным, во-вторых, публичным должностным лицом. Это именно анкета, т.к. вопросов в ней хватает на всю лицевую страницу, и подпись под ней надо ставить уже с обратной стороны.
В практике был один прецедент, когда владимирский банк "Окский" (ул. Трубная) требовал подписания примерно такого же. Но тогда это была крохотная справочка с необходимостью проставления в ней одной-единственной галочки. Теперь РМБ все усовершенствовал до анкеты.
Продолжает "ряд документов" (и это караул) мое Согласие на обработку моих же персональных данных. А вот это, действительно, полный абзац. Из ста обследованных мною банков [B]ни один[/B] до такого не опускался, чтобы при снятии 100(Ста) рублей через кассу требовать права собственности на мои персональные данные.
Понятно, что нет согласия, нет транзакции. Стараемся бурно возмущаться. Касса полуоткрытого типа, поэтому очень скоро подходит главная героиня отзыва - Е-ва Юлия. Должности ее не знаю, и, как выяснится позже, в ее понятии и не должен знать. Могу только предполагать, что рядовой операционист не будет запросто подходить к клиенту в кассу и в дальнейшем также запросто общаться с начальником кассового узла.
Понятно, что со стороны главной героини следуют фразы, что в банке так заведено. В свою очередь, мне тоже очевидно, что "заведено" не в мою сторону. Договариваемся, что Согласие на обработку сначала подписывается, затем мной пишется Заявление на отзыв этого Согласия. Проблема, вроде, решена.
Но "ряд документов", который так необходим РМБ для оформления снятия 100(Ста) рублей в их кассе не ограничивается этими двумя очевидными. Есть еще один тайный, без которого весь бизнес-процесс снятия денег может застопориться. Этим документом выступает копия главной страницы моего паспорта.
Опять лирически отступаем в сторонку. Когда в информационную систему банка заносят мои паспортные данные, то вижу в этом не очень большую беду: все разрозненно и при распечатывании (на мой непрофессиональный взгляд) не формируется документ, который может быть использован мне во вред. Совсем другое дело - ксерокопия главной страницы моего паспорта. В свое время достаточно плотно почитывал НР, и кричащие отзывы о неожиданных потребительских кредитах еще не стерлись с моих мозговых извилин. В связи с этим всегда, когда противная сторона завладевает копией моего паспорта, борюсь за ее уничтожение.
Копия паспорта была сделана кассиром после того, как в информационную систему были внесены мои паспортные данные. Вопрос к кассиру: "Зачем Вам нужна еще и копия моего паспорта?". Ответ: "Так нужно. Меня будут проверять, вдруг я что-то напутала." Мои попытки остановить безобразие и добиться уничтожения крайне щепетильного для меня документа ни к чему не приводят.
Обращаемся к главной героине с этим вопросом. Следует звонок начальнику кассового узла. После короткого разговора получаю ответ: "В информационную систему банку мои персональные данные еще не занесены. Копия паспорта нужна для их занесения."
Абсурдность ответа для меня очевидна: чем занималась кассир, вбивая двумя подушечками указательных пальчиков данные с главной страницы и страницы о месте регистрации? Или, что еще РМБ хочет внести в свою информационную систему, кроме этих данных? После анкетирования на предмет причастия к иностранному публичному должностному лицу, как мне кажется, обильность излишней информации и так давно хлещет через край.
Стараемся препираться и настоять на уничтожении копии паспорта. Просим назвать Ф.И.О. главной героини и ее должность для дальнейшего освещения вопроса на этом портале. И тут происходит кардинальный поворот: банк срывает с себя все лишнее и предстает как он есть, без прикрас.
Вместо того, чтобы обозначить свою должность (бейджиков в банке не видел) Е-ва Юлия набирает внутренний телефон охраны с первого этажа и задает первый вопрос: "А Вы проверяли у человека, который только что к нам поднялся паспорт?"
Когда в 16:30 пересекал порог особняка 1897 года постройки, то у меня не сложилось ощущения, что охрана в этом здании обязана проверять паспорта у входящих. С моей стороны был задан вопрос о банкомате, один из охранников указал на лестницу, ведущую на второй этаж. Никаких турникетов, "стаканов", отделяющих меня и операционный зал в банке нет. Уже потом, ускоренно покинув отделение, вспомнил, что в ходе достаточно краткого общения с главной героиней, с ее стороны прозвучала интересная фраза: "Люди с улицы к нам не ходят."
Мне сложно утверждать, действительно ли в этом банке в центральном офисе принято заглядывать в паспорта приходящим. Обычно для этих целей предусмотрены какие-то физические преграды в виде тех же самых турникетов. Просто готов предположить, что действительно контингент завсегдатаев центрального офиса достаточно четко очерчен, и лицо явно не вписывающееся в него, не скажу, что не имеет право на обслуживание, но факту его присутствия в центральном офисе радоваться не будут. В качестве допустимого средства отсечения, весьма возможно, и используются какие-то манипуляции, завязанные на просмотр паспорта.
Второй вопрос-утверждение Е-ой Юлии о том, что непроверенный человек не принимает к действию правила банка поднимает охранника на второй этаж и ускоренными темпами покидается операционный зал.
Опять же покривлю против истины, сказав, что меня вывели из отделения под белы ручки и пнули напоследок. Ничего такого не было, но сам факт привлечения охранника к общению между специалистом банка и сначала непроверенным, а потом еще и вдобавок недовольным клиентом считаю крайне показательным, и могу с полным основанием занести в привычки этому кредитному учреждению.
Перед ускоренным выходом из отделения на мое заявление об отзыве Согласия на обработку персональных данных был поставлен штампик о принятии, и на этом мы расстались.
Подведем итоги. Если анализировать [URL=http://www.rib.ru/]официальный сайт[/URL], то можно четко определить, что основной сегмент физических лиц, на который банк ориентируется, - это физические лица с высоким уровнем дохода. Выбор ниши - право банка. Однако элитарная нишевость не отменяет обязательств банка по предоставлению услуг, прописанных в Тарифах, всем и каждому. Элитарная нишевость не является основанием для выдумывания разных подходов в решении спорных вопросов отдельно для своих клиентов и отдельно для клиентов, которые "с улицы к нам не ходят."
Когда писал о том, что 100(Сто) рублей способны обнажить язву банка, то, как раз имел в виду эту ситуацию двойственного подхода в решении спорного вопроса. Не думаю, что, будь на моем месте клиент, пришедший не с улицы, которому бы не понравилось, что копия его паспорта теперь становится собственностью банка, то к ускоренному решению вопроса в этом случае была бы привлечена живая сила.
P.S.
В качестве эпилога:
- [URL=http://yadi.sk/d/BpnrqhPa6JFxo]слип чека о снятии 100(Ста) рублей;[/URL]
- [URL=http://yadi.sk/d/iP_5Ufo36JGJ2]заявление на отзыв Согласия на обработку персональных данных.[/URL]