[b]Пролог[/b] История эта началась в не таком уж далеком 2010 году, когда мы с женой приняли, наконец, окончательное решение перестать мотаться по съемным квартирам и приобрести собственное, пускай и небольшое, жилье. Поскольку накопленных за кризисные 2008 и 2009 годы денег хватало, в лучшем случае, на домик в глухой мордовской деревне, не оставалось ничего иного, кроме как [S]продать свою бессмертную душу[/S] попросить ипотечный кредит в банке. Дальнейшие события, связанные с выбором банков, подачей в них заявлений и анкет и прочими сопутствующими мероприятиями описывать не стану, как не представляющие исторической ценности. Отмечу лишь, что одним из отобранных банков оказался [S]всеми горячо любимый[/S] Сбербанк России: супруга получала зарплату на карту Сбербанка, за что последний обещал ей безмерный почет и уважение, и кредиты со сниженной ставкой. Ах, если бы я только знал…
[b]Часть первая: Почти комическая[/b] Итак, на дворе зима 2010 года. Мы с женой сдаем анкету и документы, необходимые для одобрения кредита. Сидящая в окне мужская средних лет голова безучастно сообщает нам, что документы она у нас, несомненно, примет, однако за результатами рассмотрения нашей заявки нам нужно будет обратиться в другое отделение (назовем его просто «другое»), в котором, в отличие от этого отделения, есть кредитный отдел. Вполне возможно, - добавляет голова, - что из другого отделения вам даже позвонят и сообщат о результатах (если, конечно, найдут в своем весьма плотном графике время).
Справедливости ради стоит отметить, что голова не обманула – нам действительно позвонили и сообщили, что нам стоило бы подойти в это другое отделение, чтобы, внимание, переписать анкету, т.к. она оформлена на неправильном бланке. На наш резонный вопрос: «Как же бланк может быть неправильным, если он взят с официального интернет-сайта банка?», - голос в трубке ответил, что «в этом вашем интернете» может быть все, что угодно, но их кредитный комитет рассматривает анкеты, поданные исключительно на бланках, соответствующих их (кредитного комитета, то есть) представлениям о прекрасном. И неважно, что в поданной анкете вся необходимая информация уже присутствует. Не по фен-шую она там расположена, а значит и денег уважаемым клиентам принести не может.
Ничего не поделаешь, пришлось идти переписывать. Пришли. Голос из трубки материализовался в приятной наружности женщину, извинившуюся за необходимость сорвать нас с работы в самый разгар рабочего дня для переписывания того, что уже было написано, однако добавившую, что это единственный способ рассчитывать на положительное решение. Да мы особенно и не спорили. Принимая вновь заполненную анкету, приятной наружности женщина сообщила нам, что за результатами рассмотрения нашей заявки нам нужно будет обратиться в другое отделение (назовем его «третье»), в котором, в отличие от этого отделения, [S]есть кредитный отдел[/S] открывается ипотечный центр как раз для таких [S]неудачников[/S] счастливцев как мы. Вполне возможно, - добавила приятной наружности женщина, - что из другого отделения вам даже позвонят и сообщат о результатах (если, конечно, найдут в своем весьма плотном графике время).
Время шло… Из третьего отделения не звонили. Мы пытались звонить сами, но на звонки никто не отвечал. Первой не выдержала жена: «Ты как хочешь, а я сама к ним поеду. Все же я клиент… Почет, там, и уважение, и все такое прочее…» Поехала. Звонит потом оттуда: «Я тут у дверей банка стою. Они заперты. Никого нет». На следующий день и еще через день ничего не изменилось. Двери банка были все также приветливо закрыты. Телефон молчал. Тогда я принял серьезное мужское решение и поехал в банк сам. Как оказалось, жена была права – банк действительно не работал. Постояв немного у запертых дверей и подумав о бренности всего сущего, я вдруг увидел неприметную дверь справа от основного входа. В этот момент в дверь кто-то вошел. «Бинго!» - подумал я и вошел следом. Путь мне преградил охранник. Он же объяснил, что в подвале здания прорвало трубу и залило все сервера и мини-АТС, что все лучшие силы отделения брошены на борьбу со стихией, и что в скором времени работа банка будет полностью восстановлена. Удовлетворенный ответом я ушел.
Время шло… (Тут мы опустим некоторые детали нашего повествования. Отмечу лишь, что кредит мы все-таки получили, хотя для этого нам пришлось 5 (пять!) раз подписать с продавцом квартиры предварительный договор купли-продажи, т.к. банк лишь с пятого раза сумел составить текст договора так, чтобы этот договор его же (банк) и устроил).
[b]Часть вторая: Драматическая[/b] Итак, на дворе осень 2013 года. Кредит давно получен и добросовестно выплачивается. Банк, временами, своей медлительностью и неповоротливостью действует на нервы, но не настолько, чтобы подумать о его замене на «более другой». Возможно, идиллия продолжалась бы и дальше, но тут случилось непредвиденное: мне потребовалась справка об уплаченных процентах. Такие справки мне требовались и раньше, и я знаю, что для банка выдача таких справок – очень большая сложность, требующая значительных временных затрат. Поэтому я написал заявление с просьбой выдать такую справку и приготовился ждать.
Время шло… Через месяц я почувствовал что-то неладное и обратился в банк снова. Справки не было. На заданный мной извечный русский вопрос сотрудники банка лишь развели руками и предложили написать заявление с просьбой в скорейшие сроки разрешить сложившуюся ситуацию. Заявление было тут же написано и даже зарегистрировано под номером 000107-2013-182922.
Время шло… Наступила зима. Заявление все еще рассматривалось банком, а значит и справки у меня по-прежнему не было. На очередном семейном совете в повестке дня неожиданно возник вопрос: «А не пора ли нам сменить банк, неспособный даже выдать простую бумажку, не говоря уже о решении более сложных вопросов, на другой, возможно более клиентоориентированный». Большинством голосов решение было принято. В течение ближайших нескольких недель все формальные процедуры по поиску нового банка, получению от него одобрения и подготовке к подписанию кредитного договора были завершены. Осталась незначительная деталь: нужно было написать в Сбербанке заявление о полном досрочном погашении кредита и предоставить копию этого заявления в новый банк – кредитор.
На дворе 15 января 2014 года. Подписание кредитного договора в новом банке назначено на 20 января. Я, ведомый радостным предчувствием, прихожу в Сбербанк, чтобы заявить о своем желании навсегда с этим банком расстаться. Как оказалось, предчувствие было несколько преждевременным. Подача заявлений на досрочное погашение Сбербанком не предусмотрена. Т.е. написать я такое заявление, конечно же, могу. Вот только банк принять его не может, т.к. в регистрирующей заявления программе нет соответствующего раздела. Однако Сбер уверил меня, что подача такого заявления вовсе и не требуется. Ему достаточно моего честного слова, на основании которого был тут же изменен график платежей по кредиту, являющийся неотъемлемой частью кредитного договора, таким образом, что последний платеж по этому кредиту приходился на 25 января (дату ежемесячного платежа) и составлял всю сумму полного досрочного погашения. Только вот новому банку-кредитору моего честного слова оказалось недостаточно. Я поехал в Сбербанк снова.
В общей сложности за 15-16 января я провел в отделении Сбербанка 6 часов. В конечном итоге совместно с сотрудниками нового банка-кредитора было выработано решение написать вместо заявления о досрочном погашении кредита длительное поручение по форме № 190 с указанием в качестве назначения платежа фразы вида: «Полное досрочное погашение кредита…». Казалось бы, вот он – финал истории, но нет. Оказалось, что некоторое время назад в банке сменилось программное обеспечение, и теперь сделать длительное поручение на ссудный счет невозможно. На счет физ. лица – пожалуйста, а на ссудный – ни-ни. Что же делать? И тут сотрудникам банка приходит в голову гениальная мысль: «А вы откройте текущий счет и переведите рефинансируемую сумму на него, а уже с него сделайте поручение на списание на счет погашения кредита». «Мутная схема», - подумал я, но, делать нечего, согласился. Однако я помнил откуда-то, что за входящий межбанк Сбер берет комиссию, о чем незамедлительно поинтересовался. «Да, комиссия будет», - последовал ответ, - «но 2 тыс. максимум». «Вполне приемлемо», - решил я и окончательно согласился на предложенную схему.
И вот, кредитный договор в новом банке подписан, деньги переведены на вновь открытый текущий счет Сбера, наступает 24 января. Но что это? Вдруг оказывается, что денег на счете списания кредита нет. Завтра должно быть полное досрочное погашение, а деньги с текущего счета до сих пор не списаны. Мы снова едем в банк. И вот тут выясняется самое интересное: комиссия действительно есть, составляет она 1% от суммы входящего межбанка и, внимание, ничем сверху не ограничена. Т.е. чтобы перевести сумму досрочного погашения с текущего счета на счет списания кредита мы должны заплатить банку 18 тыс. рублей (1% от 1 800 000). Кто там обещал 2 тыс? Хорошо, черт с ними, с деньгами. Теперь цель одна – расстаться со Сбербанком любой ценой. Мы платим 18 тыс. и переводим деньги на счет списания.
Наступает 25 января. Утром приезжаем с женой в банк, чтобы закрыть кредит. Неприветливая девушка сообщает нам, что в субботу погасить кредит нельзя, и что погашение произойдет автоматически в ближайший рабочий день, т.е. 27 января, в понедельник. На просьбу еще раз все проверить отвечает, что все нормально, денег на счету достаточно для закрытия кредита, и, т.к. погашение может произойти в понедельник поздно вечером, за справкой о закрытии кредита нам следует придти во вторник.
[b]Часть третья: Крайне трагическая[/b] Вторник, 28 января 2014 года. С томящим чувством, неужели все наконец закончится, прихожу в отделение банка. Протягиваю паспорт и говорю, что хотел бы получить справку о закрытии кредита. Девушка, не та, что была в субботу, а другая, более приветливая, уходит с головой в компьютерные дебри, изредка что-то записывая на листе бумаги и пытаясь куда-то позвонить. Я жду. Напряжение нарастает. Наконец она сообщает: «Списания не произошло. Причем не списался ни ежемесячный платеж, ни досрочка».
[b]Эпилог[/b] В банке написано заявление, зарегистрированное под номером 000108-2014-001802, с требованием [S]вернуть все взад[/S] списать досрочку, отменить штрафы и исправить кредитную историю. Из банка ежедневно приходят напоминания о наличии просроченной задолженности. Звонки в банк ни к чему не приводят, т.к. «срок рассмотрения обращений от 5 до 20 рабочих дней». Деньги по-прежнему лежат на счете списания. Новый банк-кредитор требует справку о закрытии кредита и грозит досрочным расторжением договора. Я получил, наконец, справку об уплаченных процентах.