22 января я зашел в офис банка «Рублев», который находится в Москве на ул. Нижняя Красносельская, д. 39, стр. 1. На тот момент в этом банке у меня было два расходно-пополняемых депозита (в рублях и $), и решил я их закрыть. И не то, что мне срочно потребовались деньги, а просто процентные ставки во многих других банках еще в декабре поднялись примерно вдвое, а в Рублеве по моей тогдашней информации ничего не менялось, и это меня понятно не устраивало. В общем, решил забрать деньги и переложить в другой банк. Оба вклада предусматривали возможность льготного досрочного закрытия без потери процентов.
О данной ситуации в договорах вкладов в пункте 2.3.3 сказано так:
«Вкладчик обязуется уведомить банк о досрочном истребовании вклада (его части) на сумму менее 1 000 000 (Один миллион) рублей за один рабочий день в письменном виде по форме Банка». То же самое относительно валютного вклада, только в эквиваленте.
Точных сумм на своих депозитах я не знал, потому что прежде совершал по вкладам расходные операции. Но знал, что остатки на моих вкладах не слишком велики (сравнительно со средней зарплатой в Москве в 60 тыс. руб.) и уж точно намного меньше 1 миллиона рублей. По моим примерным оценкам на рублевом вкладе должно было быть где-то немного более 100 тысяч, а долларов немного более 1000, о чем я и сказал по приходе в банк.
Всем известно, что ранее до декабрьских финансовых событий такие суммы выдавали во всех банках без проблем и сразу же, да и сейчас в большинстве банков уже выдают сразу. Поэтому я рассчитывал решить вопрос по изъятию денег из банка «Рублев» достаточно просто, так как за срок более чем в полтора месяца после скачков курсов валют в декабре всё уже более-менее успокоилось, банки приспособились к ситуации, а вкладчики перестали осаждать банки, создавая очереди и нервозную обстановку.
И в самом деле – в банке «Рублев» было пустынно. В оперзале никого клиентов и лишь две сотрудницы за стойкой, которые обе на пару вместе мною и занялись. Но в основном со мной разговаривала сотрудница банка Ф-ва Ольга, фамилии второй не запомнил.
Пока одна из них согласно моему паспорту смотрела в компьютере, какое там состояние с моими депозитами, другая стала объяснять мне, что сейчас выдать мне деньги они никак не могут, потому что у них ограничение на выдачу клиенту денег в тот же день – по рублям 100 тыс, по долларам 500$. Меня это здорово расстроило, так означало, что мне надо будет снова приходить в банк, тратить на все эти поездки часы времени, тогда как долларовый депозит совсем маленький. Очень оказалось неожиданным, что хотя долларовый вклад заведомо не достигает даже 100 тыс. руб., а у них и 500$ выдать является проблемой. После препирательств вокруг да около на тему ограничений в получении денег я в конце концов напрямую спросил ту сотрудницу, которая смотрела в компьютер – «Так как в итоге? – выдадут они мне деньги или нет?» и получил ответ, что НЕТ.
Ну ладно, говорю, тогда давайте я сделаю заказ на эти суммы и когда соответственно приходить. Но выяснилось, что и этого нельзя – оказывается они тут в офисе банка заказ на выдачу денег по вкладам не принимают, а надо мне позвонить по телефону, который они мне укажут и там особо договориться о получении этих сумм и сроках.
Честно скажу, меня это здорово возмутило. Клиент пришел в отделение банка, в котором он открыл депозит, а ему фактически говорят так – ты не туда пришел и не к тем людям обращаешься со своим делом, никто вопросов тут с тобой лично решать не собирается, а вот иди куда-нибудь, оттуда кому-то позвони и там тебе скажут, как с тобой поступят. Где это такое видано? И вообще, читаем пункт, как написано в договоре по этому случаю, который гласит, что клиент должен подать письменное заявление по форме банка. И где тогда делается это – подача заявления, как не в самом офисе банка? Я хотел сделать ровно то, что предписано по договору! А мне отказали.
Но делать нечего, пришлось уйти. А дома поднял все свои расходники по этим депозитам и выяснил, что на рублевом вкладе у меня ровно 100 тыс. руб. То есть Ф-ва Ольга с компаньонкой могли мой рублевый депозит закрыть сразу же, как я просил, даже согласно внутренним официальным банковским правилам и не нарушая никаких инструкций. Получается, что меня просто обманули – ведь я сам не мог видеть того, что показывает на дисплее их банковская система по поводу моих вкладов и какие там суммы. А они же видели!
Тогда на другой день я поехал в другой офис банка «Рублев», который около метро Савеловская, чтоб попробовать там получить деньги. И там все происходило тоже очень непросто. Сначала пришлось пойти на хитрость – я попросил сделать распечатку, сколько там денег осталось на моих депозитах. Все оказалось верным, как я рассчитал дома – на рублевом ровно 100 тыс. руб. На другом ровно 1000 $. Тогда спрашиваю, могу ли я закрыть их. Ответ был в том духе, что мы сейчас депозиты закрываем и деньги с депозитов выдаем только под предварительный заказ. Говорю – а депозит в 5 тыс. руб. закрываете и выдаете тоже только под заказ? Нет, отвечает, 5 тыс. можно и сразу. Спрашиваю снова - а если я больше желаю и закрыть мой рублевый депозит? И опять снова начинает толковать что-то про предварительный заказ, а я ей свой пример про 5 тыс. Так было по кругу несколько раз.
Только с превеликим трудом и скрипом она согласилась закрыть мой рублевый вклад, когда я ей впрямую сказал, что знаю - до 100 тыс. она имеет право выдавать сразу без всякого заказа. И еще, я таки к тому моменту узнал, что банк «Рублев» предлагает депозиты под 20% годовых, поэтому огласил ей свое желание - 30 тыс. из закрываемого депозита переложить в их банке на новый депозит под 20%.
Итак, сейчас все эти рубли уже перевел на более выгодные вклады. А валютный не отдали, придется ждать. Его мне обещали выдать аж только через 5 дней. И это несмотря на обязательство банка по договору выдавать такие мелкие суммы на следующий день.
Итог. Как я для себя в целом понял из общения с сотрудниками банка - это мое личное мнение!- им дано прямое указание тормозить выдачу денег вкладчикам всеми возможными способами. Что они и делают в меру своего умения заморочить клиента и в придумывании всяких уловок лишь бы клиент ушел и не забрал деньги из банка. А по иному, ввиду своей низкой квалификации, они не умеют решать эту задачу. На самом же деле с клиентом банка надо договариваться, а не просто отшивать его, как делают на базаре. Если бы мне в офисе «Бауманский» Федотова с напарницей предложили переложиться в рублевый депозит под 20%, то я бы согласился оставить там всю рублевую сумму. Скорее всего, и валюту оставил бы под 8%. Потому что тогда я не видел смысла смотреть варианты в других банках, чтобы где-то свои деньги пристроить, если в Рублеве дают примерно столько же, как всюду. А вот теперь после этой истории я думаю, что валюта будет целее в другом банке.