21 сентября 2015 года между Ш-дом Сергеем Вл-чем и ООО КБ «Айманибанк» был заключен кредитный договор под залог транспортного средства №АК60/2015/01-52/12762. В момент заключения Кредитного договора, сотрудник банка представила Шведу С.В. на подписание Страховой сертификат N ЖЗН(АК60/2О15/01-52/12762)Л от 21.09.2015 ([i]далее «Договор страхования»[/i]). Договор страхования бы распечатан менеджером банка в автосалоне одновременно с кредитным договором, без предоставления Ш-ду С.В. какого-либо выбора условий страхования.
В процессе заключения кредитного договора сотрудник банка ввел Ш-да С.В. в заблуждение относительно условий предоставления кредита, указав, что без заключения договора добровольного индивидуального страхования от несчастных случаев банк откажет в заключении кредитного договора. Ш-ду С.В. также не было предоставлено право выбора страховой компании для заключения договора личного страхования, а страховая премия была автоматически включена в сумму кредита, без предоставления потребителю права самостоятельно оплатить договора страхования.
Включая в кредитный договор условие о страховании жизни и здоровья, банк существенно нарушил право Ш-да С.В. на свободный выбор услуги, в том числе на выбор страховой организации, установление срока действия договора и размера страховой суммы, а также возложил на него бремя несения дополнительных расходов по страхованию и оплаты процентов на увеличенную сумму кредита за счет страховой премии.
Обязывая заемщика-потребителя заключить договор страхования жизни и здоровья в указанной банком страховой компании, устанавливая размер страховой суммы, срок действия договора страхования, банк обусловил заключение кредитного договора обязательным заключением договора страхования, тем самым незаконно увеличил свою прибыль за счет процентов, начисляемых на страховую премию.
Таким образом, данное условие кредитного договора прямо противоречит закону и, в частности, ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», а поэтому условие кредитного договора в части оплаты страховой премии является ничтожным.
Более того, при заключении Договора страхования Шв-д С.В. попросил менеджера прочитать ему основные условия кредитного договора, сославшись мелкий шрифт в договоре, плохое зрение и то обстоятельство, что у него с собой не было очков, и он физически не мог прочитать предлагаемые ему условия кредитного договора. Сотрудник банка прочитала ему некоторые из пунктов договора, но не стала читать то условие, что отказ Ш-да С.В. от заключения договора личного страхования в указанной банком компании не влияет на решение банка о предоставлении кредита. Наоборот, менеджер банка убедила потребителя в том, что его отказ от договора страхования повлечет за собой отказ в заключении кредитного Договора.
Использование ООО КБ «Айманибанк» мелкого шрифта в договорах кредитования также противоречит действующему законодательству, т.к. редакция договора не соответствует требованиям Санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.1253-03 "Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых", не обеспечивает удобочитаемость условий рассматриваемых документов для потребителей, не позволяет потребителю получить доступный способ ознакомления с условиями договора, полную информацию и сделать правильный выбор в решении вопроса о выборе услуг по кредитованию.
При этом, условие Договора о возможности отказа Заемщика от заключения договора личного страхования написан еще более мелким шрифтом, что в свою очередь не обеспечивает возможность прочтения текста без использования технических средств.
Сама по себе формальная возможность отказаться от заключения договора, внешне свидетельствующая о признании свободы договора, не может считаться достаточной для ее реального обеспечения гражданам, тем более, когда не гарантировано должным образом право граждан на защиту от экономической деятельности банков, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не предусмотрены механизмы рыночного контроля за кредитными организациями, включая предоставление потребителям информации об экономическом положении банка, и гражданин вынужден соглашаться на фактически диктуемые ему условия.
Так, в силу ст. ст. 8, 9, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 года N 2300-1, потребитель имеет право на получение предоставления необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, информация об условиях оказания услуг должна быть доступна потребителю, предоставлена в письменной форме и обеспечивать возможность прочтения текста без использования технических средств, требование об отражении в кредитных договорах необходимой информации направлено на обеспечение прав потребителя, у которого отсутствуют специальные познания в банковской сфере.
Гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите
своих прав, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой
стороны, т.е. для банков.
Пункт 1 ст. 422 ГК РФ устанавливает необходимость соответствия договора обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. Законом РФ "О защите прав потребителей" запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Кроме того, статьей 12 названного Закона, устанавливается презумпцию отсутствия у потребителя специальных познаний.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ООО КБ«Айманибанк» навязал Ш-ду С.В. услугу, напрямую не связанную с получением кредита, поскольку получение кредита могло быть оформлено и без страхования.
Также, на договоре страхования отсутствует полная и достоверная информация об исполнителе, в нарушение ст. 9 Закона "О защите прав потребителей", согласно которой изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия, указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
При этом, такая информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
В тексте Договора страхования отсутствуют какие-либо реквизиты Страховщика, адрес местонахождения Страховщика, реквизиты лицензии на заключения договоров личного страхования, т.е. невозможно с точностью определить исполнителя услуг. Фактически, Ш-ду С.В. до сих пор не известен страховщик, его место нахождения, не понятен порядок обращения за страховой выплатой, т.е. потребитель даже не может воспользоваться навязанной ему услугой.
В удовлетворении досудебной претензии Банк также отказал, сославшись на Банковскую тайну, хотя к претензии была приобщена копия нотариальной доверенности.