Bank of Cyprus, выкупивший в прошлом году 80% Юниаструмбанка, отказался от намерения консолидировать 100% акций российского банка, которое было зафиксировано в условиях сделки в прошлом году.
Вчера Bank of Cyprus Group объявил о коррекции условий сделки по приобретению Юниаструмбанка, отказавшись выкупать оставшиеся 20% долей банка, принадлежащих топ-менеджменту. В ноябре прошлого года Bank of Cyprus Group приобрел 80% долей Юниаструм банка за $576 млн. Соглашение предусматривало выкуп оставшихся долей акций у президента Юниаструмбанка Гагика Закаряна (владеет 10% акций банка) и председателя совета директоров Георгия Пискова (10%) в зависимости от финансовых результатов банка. По прогнозам Bank of Cyprus, сделка должна была окупиться в течение первого полного года после ее заключения, а к 2010 году принести прибыль в размере 10%.
Однако вчера было объявлено о подписании нового договора, согласно которому господа Писков и Закарян «продолжат управление банком и оставят за собой по 10% долей». Это позволит самому Bank of Cyprus Group улучшить показатель достаточности капитала первого уровня на 0,3%, поскольку теперь он будет указывать на балансе 80% участия в Юниаструмбанке вместо 100%. При этом в 2014—2016 году миноритарный пакет акций Юниаструмбанка планируется разместить на публичном рынке. «Заключенный в прошлом году опцион предусматривал выкуп долей миноритариев примерно за €100 млн, однако после размещения мы планируем заработать вдвое больше»,— заявил «Ъ» Гагик Закарян. По словам господина Закаряна, до публичного размещения банк планирует увеличивать активы на 20% ежегодно.
Сделка между Bank of Cyprus Group и Юниаструмбанком была первой и, по сути, единственной покупкой российского банка иностранным инвестором в период кризиса. Оплата по ней производилась осенью прошлого года, и несмотря на неблагоприятную конъюнктуру рынка пересмотра условий не произошло. «Изменение параметров сделки, заключенной до кризиса,— вполне логичная ситуация: в текущих условиях было бы странным реализовывать опцион по докризисной цене»,— считает управляющий фондом «Ренфин» компании «Ренессанс — управление инвестициями» Сергей Назаров.
К тому же прогнозы киприотов относительно прибыльности инвестиции не оправдались. По подсчетам замруководителя аналитического отдела ИК «Совлинк» Ольги Беленькой, портфель корпоративных кредитов Юниаструмбанка с момента покупки сократился более чем на 5,4%, а просрочка по нему выросла на 127%, с 3,25% до 7,8% от объема кредитного портфеля. Портфель кредитов физлицам увеличился на 8,2%, просрочка — на 42,7%, доля просроченных кредитов физикам возросла с 4,06% до 5,35%. «В итоге в первом полугодии банк показал отрицательный результат в объеме 617,8 млн руб., что связано с расходами на создание резервов по кредитному портфелю»,— резюмирует госпожа Беленькая. На момент покупки банк был оценен с коэффициентом 3,3 к капиталу, сейчас реальная цена не превышает 1,5 к капиталу, указывает старший аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко. Кроме того, после сделки с Bank of Cyprus у Юниаструмбанка возник ряд проблем, которые также могли косвенно повлиять на его стоимость, вспоминают эксперты. Так, в декабре прошлого года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приостанавливала лицензию Юниаструмбанка на управление ценными бумагами по результатам проверки, инициированной пайщиками общих фондов банковского управления Юниаструмбанка, котировки паев которых снизились на 90%. Также были начаты судебные разбирательства по иску Центра Международной Торговли о взыскании с Юниаструмбанка 256 млн рублей убытка, возникшего
«Очевидно, что достичь поставленных на момент заключения сделки целей во время кризиса Юниаструмбанку было невозможно и сторонам пришлось искать альтернативные взаимовыгодные варианты продления сделки»,— считает аналитик «ВТБ Капитал» Михаил Шлемов. Отказаться от российского актива Bank of Cyprus Group также не мог, поскольку это означало бы зафиксировать убыток, добавляет эксперт.
Елена ПАШУТИНСКАЯ