Юниаструм Банк вводил в заблуждение пайщиков, уверены в антимонопольной службе. Вместо акций западных компаний на деньги клиентов скупались векселя аффилированного российского ООО. Банку грозит штраф и серия исков от бывших инвесторов, уверены участники рынка доверительного управления.
Юниаструм Банк вводил в заблуждение своих клиентов и потенциальных инвесторов, решили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). «В информационных материалах, которые распространялись среди клиентов, а также на своем сайте Юниаструм Банк размещал информацию, вводящую в заблуждение о направлениях инвестирования, — рассказала «Газете.Ru» заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России Анастасия Андросенко. — Так, банк размещал информацию о перечне активов, которые должны приобретаться на привлеченные деньги, но по факту такие обещания не выполнялись».
13 октября 2011 года ведомство признала действия банка по управлению Общими фондами банковского управления (ОФБУ) недобросовестной конкуренцией, говорится в сообщении ФАС. Например, по страновым фондам заявлялись вложения в акции иностранных компаний, а фактически покупались векселя ООО «Ютрейд».
На портале, объединяющем недовольных пайщиков, утверждают, что «Ютрейд» связан с Юниаструм Банком через дочернюю структуру «Юниаструм инвестментс.»
Дело о нарушении банком антимонопольного законодательства было возбуждено на основании «многочисленных жалоб физических лиц», отмечают в ведомстве. «Такая политика банка по управлению привела к тому, что в 2008 году фонды потеряли стоимость, а клиенты — вложенные средства. В общей сложности под управлением банка было 77 фондов. Это значительный объем привлеченных денежных средств», — говорит Андросенко, подчеркивая, что «в период падения фондов учредители не получали полную информацию о направлениях инвестирования, что не позволило им вовремя вывести свои средства и частично сохранить их».
Связаться с представителями Юниаструм Банка в понедельник не удалось. Но исходя из сообщения ФАС, банк устранил нарушение антимонопольного законодательства до принятия решения ФАС, в связи с чем предписание о прекращении банком недобросовестной конкуренции ведомство не выдало.
Теперь банку грозит штраф от 300 до 500 тыс. рублей. «Такие решения имеют репутационные риски и могут быть использованы пострадавшими учредителями ОФБУ в судах», — предупреждает Андросенко.
Юниаструм Банк не первый, кто столкнулся с претензиями пайщиков. В январе 2010 года ФАС расследовала деятельность УК «Тройка Диалог»: клиенты, передавшие инвесткомпании деньги в доверительное управление, во время кризиса получили убытки, превысившие уровень падения биржевых показателей. Они пришли к выводу, что «Тройка» вводила их в заблуждение, с запозданием предоставляя информацию об операциях с поступившими в ее управление активами. В «Тройке» говорили о том, что учредители могут закрепить выбранную стратегию, а они такой возможности не имели. В случае Юниаструм Банк — он вводил в заблуждение о том, что он будет приобретать.
«В остальном, все похоже», — говорит Андросенко. Все судебные тяжбы с УК «Тройка Диалог» ФАС выиграл: УК исполнила предписание и заплатила штраф.
Объем активов в ОФБУ Юниаструм Банка на начало 2008 года составлял 2,2—2,5 млрд рублей, часть из которых была в рублях, остальное — в валюте. «К концу 2008 года объем активов сократился до примерно 260 млн рублей. Таким образом, обесценение фондов составило около 89%», — говорит начальник аналитического департамента ИК «Вектор Секьюритиз» Александра Лозовая.
Но в том случае, если нарушения длились в течениии нескольких лет (с 2008 по 2010 годы), то потери клиентов могли достичь 7—8 млрд, говорит управляющий активами ФГ БКС Николай Солабуто. «Более того, репутационный урон банка по своему эффекту может даже превзойти финансовый», — продолжает эксперт, добавляя, что судебная практика по таким делам очень тяжелая — «возмещения потерь добьются самые терпеливые и настойчивые».
Что касается самого Юниаструм Банка, то это уже не первое его разбирательство с регуляторами финансового рынка. В конце 2008 года ФСФР приостанавливала действие лицензии банка на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выявив в ходе проверки грубые нарушения законодательства о ценных бумагах. Впоследствии банк устранил нарушения, и лицензия была восстановлена.
Глеб КЛИМЕНТЬЕВ