Юниаструм Банк вводил в заблуждение пайщиков своих ОФБУ — такое решение вынесла Федеральная антимонопольная служба (ФАС) 17 октября.
«Банк размещал на сайте и в информационных материалах информацию о стратегиях инвестирования и целях их применения, а также инвестиционные декларации ОФБУ семейства «Премьер», что вводило в заблуждение как потенциальных инвесторов, так и учредителей (пайщиков. — «МН») ОФБУ», — сообщила ФАС. Тем самым банк нарушил антимонопольное законодательство. Однако никакой ответственности он не понесет — нарушения устранены вместе со скандальными фондами.
Физлица, вложившие свои средства в ОФБУ Юниаструм Банка, потеряли большую часть средств еще в конце 2008 года. Состав практически всех ОФБУ банка был очень похожим — вместо обещанных акций, нефти и золота деньги были вложены в рискованные облигации не самых известных компаний и векселя компании «Ютрейд».
Пайщиками не было выиграно ни одного судебного дела о возврате денег, пояснил «МН» председатель совета директоров Юниаструм Банка Георгий Писков. Сейчас, по его словам, все ОФБУ Юниаструм Банка находятся в процессе ликвидации, в них еще осталась часть пайщиков, но новые не привлекаются, фонды банк не рекламирует. «Банк давно принял решение, что этот бизнес, по крайней мере в среднесрочной перспективе, его не интересует», — прокомментировал Писков.
Признанный факт того, что банк давал недостоверную рекламу, не поможет пайщикам вернуть деньги и как обманутым потребителям услуг. «Закон о защите прав потребителей инвестиции не регулирует», — ответили МН в Роспотребнадзоре. В ЦБ на вопросы «МН» о ситуации с ОФБУ банка не ответили.
«Решение ФАС пайщикам «Юниаструма» обязательно следует использовать в судах», — советует заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. «У нас есть похожий прецедент с «Тройкой Диалогом», — напомнил он. Пока о возврате средств клиентам «Тройки», потерявшим деньги, ему неизвестно, но «судебная практика формируется, и решения ФАС могут этому содействовать», надеется Кашеваров.
Тем временем в Тверском суде Москвы находится еще два иска от имени пайщиков «Юниаструма». Адвокат Руслан Конорев попытается доказать, что банк в принципе не осуществлял доверительного управления средствами, по крайней мере в виде, предусмотренном законодательством. «Не было обособленного учета переданных в ОФБУ средств, не было сделок на фондовом рынке от имени банка. Все сделки совершал брокер «Ютрейд» от своего имени. Был один большой «котел», где находились и средства ОФБУ, и деньги клиентов — юридических лиц, переданные банку в доверительное управление. Все они вкладывались одинаково и одновременно были потеряны», — говорит Конорев. Дата слушаний пока не назначена.
Елена ХУТОРНЫХ