Власти готовят россиян ко второй волне кризиса. Если прогнозы сбудутся, первой под удар попадет банковская система. Объем «плохих долгов» на сегодня составляет 2 трлн рублей, сообщил BFM.ru глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.
Одной из главных причин кризиса в банковской сфере является объем просроченной кредитной задолженности и невозвращенных долгов — так называемых плохих кредитов. На сегодняшний день к таковым относится около 10% суммарного кредитного портфеля российских банков. Это порядка 2 трлн рублей, включая просроченную задолженность, а также реструктуризированные и пролонгированные кредиты. Такое экспертное мнение высказал BFM.ru президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
Центробанк подходит к оценке плохих долгов несколько иначе: согласно статистике ЦБ, на 1 декабря 2011 года совокупный кредитный портфель вырос до 27, 9 трлн рублей, а просрочка — до 1,162 трлн рублей. В итоге получается, что сумма плохих долгов на 1 декабря прошлого года была приблизительно 4% от общего объема кредитного портфеля.
При этом, по последним данным ЦБ, просроченная задолженность физлиц перед банками превысила 144 млрд рублей, а общий объем проблемных кредитов достигает почти 300 млрд рублей.
Хуже всего россияне рассчитываются по потребительским кредитам: доля непогашенной в установленный срок задолженности в этом сегменте на 1 декабря составила 10,3%. Доля просрочки по автокредитам составила 7,8%, по ипотеке — 7%.
О том, что Россия должна готовиться к новому этапу мирового кризиса неоднократно в конце прошлого года заявляли президент и премьер-министр. Напомним, что его «первую волну» банковская система встретила с объемом просрочки всего лишь в 0,79%.
На 1 января 2008 года кредитный портфель всех российских банков составлял 14, 258 трлн рублей, а просроченная задолженность — всего 184,1 млрд рублей, то есть те самые 0,79%. А вот на 1 декабря 2011 года совокупный портфель вырос до 27,9 трлн рублей, а просрочка — до 1,162 трлн рублей.
Ранее рейтинговые агентства, аналитики банковского сектора и руководители банковских ассоциаций по-разному оценивали объемы плохих долгов в банковской системе после кризиса.
Так, в конце сентября 2010 года, агентство «Рус-рейтинг» в отчете, составленном по заказу Международной финансовой корпорации (IFC), прогнозировало, что объем неработающих кредитов в банковской системе России на конец 2010 года достигнет 2,1 трлн рублей, или 70 млрд долларов (то есть 10,5% от совокупного кредитного портфеля).
Еще ранее, в конце августа 2010 года, глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян отмечал, что от 30% до 70% реструктурированных ссуд в конечном итоге в будущем станут проблемными.
Между тем, с 1 июля 2010 года были отменены введенные в кризис льготы по резервированию плохих ссуд, которые позволяли банкам оценивать качество обслуживания ссуд как хорошее, если просрочка по ним не превышает 30 дней по юридическим лицам (до кризиса — 5 дней) и 60 дней по физическим лицам (до введения льгот — 30 дней).
После отмены льгот банки стали применять прежние, докризисные, правила резервирования к новым кредитам, а в отношении ранее выданных продолжает действовать льготный порядок, но только если их качество после 1 июля не ухудшалось.
К декабрю 2010 года угрозу второй волны банковского кризиса, обусловленного ростом невозвратных кредитов, сняли.
Во сколько обошлось лечение
На спасение финансовой системы страны, начиная с осени 2008 года, государство потратило 6,5 трлн рублей: только с сентября по декабрь 2008 года было выдано беззалоговых кредитов на сумму 3 трлн рублей, за 2009 год — на сумму 3,4 трлн рублей. Если включить в эту сумму средства на санацию Банка Москвы в размере 400 млрд рублей, то и все 7 трлн рублей.
Эксперты считают, что оценки проблем банковской системы в период 2009—10 годов были преувеличены. Делалось это из различных соображений — кто-то, называя размер долгов, стремился лоббировать продолжение процесса финансовой помощи банковской системе со стороны государства,
Но если считать, что прежние оценки риска были справедливы, нетрудно посчитать, сколько денег придется закачать в банковскую систему страны, случись кризис в 2012 году: как минимум в 4,5 раза больше — то есть не менее 30 трлн рублей.
Пока банковская система держится на плаву
Худшего пока не случилось — объем просроченной задолженности сокращается. Так, согласно статистике ЦБ, задолженность физических лиц перед банками за 11 месяцев 2011 года снизилась на 1,3 процентных пункта до 5,6%, а доля просроченных кредитов юридических лиц — на 0,5 п. п. до 4,8%.
Но безнадежно просроченные кредиты у российских банков есть, и причина их возникновения заключается в том, что на протяжении нескольких лет (в 2007—2008 годах) объемы кредитования банками российской экономики росли значительными темпами. Но в то же время российские банки, имея доступ к достаточному фондированию и стремясь заполучить крупных корпоративных клиентов, предлагали клиентам все более новые банковские продукты и льготные условия, зачастую пренебрегая достаточным анализом кредитного риска таких сделок.
«Ставя перед собой цель по наращиванию объема кредитного портфеля на фоне небывалого роста российской экономики, банки постепенно снижали требования к заемщикам, шли на уступки, а оценку кредитного риска проводили формально. В результате с наступлением кризиса и ростом просроченной кредитной задолженности неэффективность мер по оценке кредитных рисков при выдаче займов, в том числе и самым крупным заемщикам, стала очевидной и привела к огромному количеству так называемых «плохих» долгов в банковской системе», — говорит юрисконсульт департамента банковского консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр» Юлия Широкова.
И сейчас, когда конкурентная борьба за клиента обостряется, а процентная маржа банковского бизнеса сужается, некоторые банки стали как демпинговать, так и существенно снижать требования к заемщикам.
Судебные приставы стараются, как могут
При этом объем взысканий просроченной задолженности в 2011 году вырос. Средний размер задолженности, взысканной с должников российских банков, превысил 500 тысяч рублей. «Это почти на 100 тысяч больше, чем в 2010 году. Если тогда средняя сумма задолженности составляла порядка 417 тысяч рублей, то сейчас — порядка 517 тысяч», — сказал директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков. Он уточнил, что речь идет о сумме взыскания по одному исполнительному производству и о долгах как юридических, так и физических лиц.
Динамику роста суммы взыскания по одному исполнительному листу можно трактовать как свидетельство интереса к стадии взыскания при помощи суда со стороны кредитных организаций, говорит директор департамента управления процессами взыскания банка «Хоум Кредит» Святослав Емельянов.
«Судебный процесс и следующий за ним процесс исполнительного производства очень долго тянутся. По нашему опыту, это занимает 4—5 месяца в лучшем случае, хотя есть случаи сроком до двух лет. Поэтому повышение качества кредитных портфелей банков в настоящее время отразится на снижении объемов взыскания через ФССП спустя какой-то период, возможно 1—2 года», — отмечает генеральный директор компании «Финотдел», специализирующейся на предоставлении микрокредитов, Татьяна Юрина.
Получается, что в начале 2012 года процесс взыскания долгов по докризисным долгам лишь набирает обороты, и даже если деньги по каким-то плохим кредитам могут вернуться в банковскую систему, то для этого нужен еще не один год. Все это говорит о том, что для российской банковской системы новый кризис может стать губительным — просрочка выросла вместе с ростом портфелей, старые долги возвращаются плохо, а бюджет очередную реанимацию банков может просто не пережить.
Елена ГОСТЕВА