Вчера на сайте Сбербанка появилась новая «Концепция развития Сбербанка России до 2012 года», публикацию которой президент Сбербанка Андрей Казьмин обещал еще в конце прошлого года. Прежняя концепция определяла развитие банка на период 2001—2005 годов, и, как отмечается в документе, была успешно реализована: рыночная капитализация в три раза превысила величину собственных средств, а совокупная доходность акций составила в среднем за пять лет 123% годовых. Свежая концепция формулирует основные задачи в развитии бизнеса Сбербанка и дает новые ориентиры его финансовой эффективности. По сути, это экономическое завещание Андрея Казьмина: реализовывать концепцию придется новому менеджменту, она уже утверждена правлением банка и комитетом наблюдательного совета Сбербанка по стратегическому планированию.
Концепция содержит ряд революционных изменений для бизнеса Сбербанка: он полностью меняет структуру управления и продуктовый ряд. Внести изменения в работу Сбербанк вынужден в связи с обострением конкурентной борьбы. Кроме того, отмечается в документе, растет и конкуренция между продуктами и услугами Сбербанка с другими формами сбережений и инвестиций (прежде всего, на фондовом рынке, а также в части пенсионных и страховых услуг). Основная цель Сбербанка заключается в сохранении лидерства на рынке финансовых услуг путем изменения всех бизнес-процессов.
Сбербанк сохранит ориентацию на рынок розничных массовых услуг и при этом изменит управленческие и технологические процессы. Сейчас клиентский бизнес представлен в правлении директорами кредитного управления и управления корпоративных клиентов. Теперь, согласно концепции, на базе управлений, занятых в обслуживании клиентов, будут сформированы три бизнес-блока: корпоративный, розничный и управления активами. Сейчас Сбербанк лишь косвенно присутствует на рынке управления активами благодаря собственному НПФ, в прошлом году вышедшему на рынок обязательного пенсионного страхования.
Участники рынка позитивно оценивают появление новой концепции развития Сбербанка. «Управление активами для Сбербанка — это новое направление, так как раньше банк предлагал физлицам только депозиты как объект вложений», — отмечает член правления банка «Петрокоммерц» Виктор Жидков. По его мнению, инвестиционные продукты Сбербанка найдут спрос на рынке, поскольку он — «это машина, способная двигаться вперед за счет своего доминирующего положения».
Еще одним новым направлением для Сбербанка станет работа с VIP-клиентами. В концепции отмечается, что системная база для этого уже создана, а в дальнейшем будет проведена сегментация массовых клиентов. Член правления Международного московского банка Эдуард Иссопов считает выделение VIP-сегмента закономерным: «Уже сейчас у Сбербанка есть определенные наработки по предоставлению услуг VIP-клиентам. Следующий шаг — выделение подразделения Private Banking в отдельное направление, он неизбежен в работе любого крупного банка».
В целом большинство финансовых показателей, указанных в концепции Сбербанка, совпадают с прогнозами аналитиков или близки к ним. Цель Сбербанка — сохранить долю в совокупных активах банковской системы на уровне 25—30%, банк ожидает, что к 2012 году рентабельность капитала будет не ниже 20%, доля комиссионных доходов в чистом операционном доходе — не ниже 30%. Однако показатель роста чистого операционного дохода на одного работника в 2,5 раза вызвал некоторое смущение экспертов. «Исходя из тех параметров, которые мы закладываем при оценке эффективности персонала, это слишком смелое заявление», — говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Ольга Веселова.
Елена ЗУБОВА