Финансовым рынкам предстоит несколько тревожных недель

Дата публикации: 13.08.2007 14:03
2 695
Время прочтения: 7 минут
Источник

Плохо дело. Все торговые мониторы ММВБ в конце недели окрасились в красный цвет. Российские акции не устояли под напором новостей, хлынувших из-за рубежа. В последние дни недели европейские рынки проседали на 2% в день, американские и азиатские — на 3%. «Глобальные инвесторы сокращают позиции на рынках развивающихся стран, чтобы восполнить свой запас ликвидности и снизить риски, — говорит аналитик ИГ «КапиталЪ» Сергей Галкин. — Наша проблема в том, что внутренние инвесторы не способны удерживать капитализацию рынка на достигнутом уровне».

Кого винить, всем понятно. Мировой кризис ликвидности спровоцирован проблемами американского ипотечного рынка. Банки и брокеры помогали решить жилищную проблему кому попало: заемщикам с плохой кредитной историей, без всякой кредитной истории и даже без денег. Когда пришло время получать проценты, кредиты из категории рискованных перешли в категорию безвозвратных. Но банкротства ипотечных компаний остались бы их частным делом, если бы под кредиты, оказавшиеся безнадежными, не выпускали облигации CDO (collateralized debt obligation).

С этими облигациями активно работало большинство хедж-фондов. CDO закладывали, на вырученные деньги снова покупали похожие инструменты, и так до бесконечности. Все это позволяло увеличивать прибыль в разы. Но когда базовый актив (ипотечные кредиты) превратился в мусор, убытки фондов точно так же возросли в разы. Два хедж-фонда под управлением инвестбанка Bear Stearns потеряли $1,6 млрд. О беспрецедентных проблемах объявляют американские ипотечные компании одна за другой — в конце прошлой недели белый флаг выбросила одна из крупнейших, Countrywide Financial Corp.

Покупкой CDO в свое время соблазнились инвестфонды и банки со всего мира. На этой неделе о потерях объявили немецкие IKB, Union Investment Management, Frankfurt Trust, а также австралийский банк Macquarie. Покупать страшные облигации больше никто не хочет. В четверг крупнейший французский банк BNP Paribas заявил о приостановке деятельности трех своих инвестиционных фондов, инвестировавших в американскую ипотеку, объяснив это невозможностью дать справедливую оценку активов.Доверие ко всему финансовому сектору подорвано, банки боятся расставаться с деньгами, что привело к резкому удорожанию однодневных кредитов: ставка LIBOR в долларах подскочила до 6%.

В дело пришлось вмешаться кредиторам последней инстанции: Европейский центробанк и Федеральная резервная система США поспешили сделать инъекцию для повышения ликвидности и понижения ставки по кредитам, предложив финансовым учреждениям краткосрочные ссуды на сумму $130,2 млрд под 4% и $24 млрд под 5,5% соответственно. В пятницу их примеру последовали центробанки Японии, Австралии, Сингапура и Канады. Не помогло. В тот же день резко упали котировки на фондовом рынке Великобритании — в результате слухов о том, что некий крупный инвестфонд продает акции для покрытия кредитов.

Недостаток ликвидности на западных рынках отразится и на российских банках и их клиентах. Отечественный ипотечный рынок только год назад получил доступ к длинным дешевым ресурсам из-за рубежа: в июле 2006 г. ВТБ первым на российском рынке провел успешную секьюритизацию. Вслед за ним и частные российские банки совершили несколько сделок, привлекая долгосрочные ресурсы под свои ипотечные портфели. Это позволило им снизить ставки по ипотечному кредитованию.

Нашим гражданам больше не стоит надеяться на то, что ипотечные кредиты подешевеют. «Повышение LIBOR сделает заимствования дороже. Российские банки рассчитывали, что смогут привлекать кредиты под 7%. Но это возможно лишь в случае, если LIBOR не выше 5%», — говорит вице-президент Национальной ипотечной компании Сергей Постнов.

Других источников денег под развитие ипотеки у частного банковского сектора нет. Только государственный «ВТБ 24» может позволить себе откладывать секьюритизацию до лучших времен. Следующий виток кризиса на глобальных рынках, по прогнозам аналитиков, случится осенью, когда банки и операторы на рынке ипотечных закладных будут раскрывать данные за три квартала. Тогда мы наверняка снова услышим драматические истории банкротств, связанных с ипотекой subprime.

Smart Money

РЕПЛИКА

Паника на рынках

О причинах и следствиях кризиса ликвидности

Конец прошлой недели был ознаменован несколько нервическим состоянием мировых финансовых рынков. В связи с тем, что у западных финансовых компаний и банков в резервах находится большое количество ценных бумаг, обеспеченных закладными на недвижимость, на рынке начался «кризис доверия»: банки перестали давать друг другу межбанковские кредиты. В этой ситуации Центробанки стали сами выдавать финансовым институтам с проблемной ликвидностью краткосрочные кредиты, что фактически означает прямую и масштабную денежную эмиссию. «На рынок будет выделено «столько ликвидности, сколько «понадобится» для остановки паники», — заявил один из руководителей ЕЦБ. Для монетаристов, находящихся в руководстве ЕЦБ и ФРС, это достаточно резкий шаг. На данный момент ситуация под контролем, однако далеко не все понимают реальное содержание проблемы, с которой столкнулась мировая финансовая система.

Прежде всего следует еще раз отметить, что произошедшее не является кризисом ипотечной системы США, ей до этого далеко. До сих пор сокращаются лишь объемы сделок, серьезного падения цен на недвижимость пока нет. Так что спровоцировать объективные проблемы на рынках она никак не может (напомним, что обвалу 1929—1930 годов в США предшествовал кризис недвижимости — но он был за несколько лет до того, в 1927 году). А вот субъективный фактор играет значительную роль, поскольку желание игроков получить «свой кусок» от роста цен на недвижимость привело к тому, что кредиты стали выдавать заемщикам, кредитоспособность которых заранее была под сомнением.

В результате в Европе и США начался кризис доверия, сильно напоминающий тот, что был в РФ в августе 1995 года, и еще несколько раз в более слабой форме летом 2004 года. Как уже говорилось выше, Центробанки Европы и США начали активную выдачу кредитов всем нуждающимся. За четверг и пятницу было объявлено о выдаче кредитов Центробанком более чем на 300 млрд долларов. Но это, вероятно, лишь цифра «брутто», без учета возвратов и вторичной выдачи. Так что, скорее всего, реальный масштаб эмиссии составил порядка 150 млрд.

Для финансовой системы такая эмиссия не пройдет бесследно. Например, денежная масса М0 в США составляет порядка 700—800 млрд долларов, так что вливание ликвидности инфляцию к осени увеличит. Тем более что цифры, озвученные ФРС США (менее 100 млрд долларов выданных кредитов), вызывают серьезные сомнения — более удаленная от «эпицентра кризиса» Европа рефинансировала банковскую систему куда основательнее. Впрочем, не следует эти вливания и демонизировать — только с начала года субъекты американской экономики эмитировали, по официальным данным, примерно на 2,5 трлн долларов.

Но есть и еще одно обстоятельство. Несколько лет назад произошел известный скандал с компанией «Энрон», которая активно подделывала бухгалтерскую документацию. Он привел к исчезновению крупнейшей в мире аудиторской компании «Артур Андерсен», заверявшей отчетность компании-махинатора, но в общем все понимали, что в том или ином масштабе такие действия присущи многим другим компаниям и аудиторам. Тогда подробного расследования не проводили, и Авгиевы конюшни чистить так и не собрались. Но понимание реальности у игроков осталось, и сегодня именно оно выходит боком участникам финансовых рынков, которые потеряли доверие друг к другу: некоторые сложности на явно перегретом рынке недвижимости стали лишь поводом.

В результате возникает естественный вопрос: а не воспользуются ли денежные власти Европы и США сложившейся ситуацией для того, чтобы наконец осуществить давно назревшую реструктуризацию финансовой системы и даже ее реформировать с целью минимизировать многочисленные злоупотребления. Серьезным аргументом в пользу такого вывода является заявление комиссии по ценным бумагам США (SEC), которая объявила о начале проверки качества активов таких «монстров» Уолл-стрита, как Goldman Sachs Group и Merrill Lynch & Co.

Отметим, что доверять их проверки ФРС как-то не очень убедительно: эти компании являются ее мажоритарными акционерами. Да и потом, казалось бы, ревизовать сначала нужно наиболее проблемные организации. Правильно, но только не в случае начала крупномасштабной реструктуризации финансовой системы — тут необходимо на самом первом этапе предъявить те компании, которые точно безупречны, которые должны стать символом доверия и качества. И вообще, если ты хочешь, чтобы тебе поверили и признали необходимость достаточно болезненных изменений — то начинать «очистку» лучше с себя. И в этом смысле «злобная и неподкупная» SEC станет гарантом того, что проверенные ею банки действительно «очистились» и могут стать «хребтом» обновленной американской финансовой системы.

Уже этой осенью будет видно, началась ли в США реформа финансовой системы или нет. Эта ситуация таит в себе значительный риск для крупных российских компаний, поскольку существенно изменятся правила игры, в которых они функционируют. Потому что реформировать будут не только «численные параметры» финансовой системы, но и ее базовую модель. Уже сегодня мы видим, что в западное законодательство встраиваются институциональные меры по защите от чужого капитала: имеется в виду прежде всего капитал российский и китайский.

Не вызывает также сомнений, что будет принципиально пересмотрена система оценки активов. Рост российского капитала идет за счет капитализация отечественных компаний, но после реформирования финансовой системы ситуация изменится явно не в нашу пользу. Российскому капиталу и частным компаниям может быть нанесен значительный урон.

Михаил ХАЗИН, РБК daily

 

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме